Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.11.2016 / 13:04:47
Из истории книжной культуры БухарыАрхеологические раскопки, проводимые на территории Узбекистана, показывают, что в древности народы, проживавшие на этой территории, имели свою письменность. Источники с согдийской письменностью дают основание полагать, что книги в Центральной Азии существовали до пришествия арабов. Рукописная книга, которая являлась хранителем многообразного наследия письменной культуры Бухарского оазиса, играла большую роль в жизни общества. Появление миниатюры связано с созданием и оформлением рукописных книг. Крупный специалист в области изучения среднеазиатской миниатюрной живописи Мукаддима Мухтаровна Ашрафи в своей работе о бухарской миниатюрной живописи 40–70-х годов XVI века представила картину развития этого замечательного вида искусства в Бухаре. Она пишет: «Мир Хусайн ал-Хусайни был одним из самых известных бухарских каллиграфов. Его называют учеником знаменитого гератского каллиграфа Мир Али ал-Харави ал-Хусайни ал-Машхади, который в 1529 году был увезён в Бухару и здесь воспитал плеяду каллиграфов. Мир Хусайн ал-Хусайни в течение многих лет возглавлял библиотеку бухарского правителя». Как отмечает М.М. Ашрафи, «со второй половины XIX века формируются коллекции иллюстрированных рукописей и отдельных миниатюр, в том числе бухарских, в крупнейших музеях и библиотеках Европы. В конце XIX – начале XX века появляются частные коллекции. Образцы бухарской миниатюры хранятся в Парижской Национальной библиотеке, Венской Национальной библиотеке, в Библиотеке Краковского ниверситета, Университетской библиотеке Вроцлава, в Музее К. Гульбенкяна в Лиссабоне, в Иерусалимском музее, а также в богатейших фондах Англии – в Британской библиотеке, Библиотеке Азиатского Королевского общества, Библиотеке Индиа Оффис – в Лондоне, в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде, в Библиотеке Фитцвильма в Кембридже, в Университетской библиотеке Манчестера и др. Миниатюры бухарской школы 1580 – 1590 г.г. находятся в библиотеке Индиа Оффис в Лондоне, уникальные бухарские миниатюры XVII в. в библиотеке Честер Битти в Дублине, в Библиотеке Музея исламского искусства в Берлине. Историю миниатюры Бухары нельзя представить без прекрасных памятников, хранящихся в – Музее искусств Фогга при Гарвардском университете в Кембридже, Музее изящных искусств в Бостоне, во Фрировской Галерее искусств в Вашингтоне, Галерее Саклера в Музее Метрополитен, Библиотеке Пиерпонт Моргана, Нью-Йоркской публичной библиотеке». При Аштарханидах в бухарской придворной мастерской в 1648 году переписана «Хамса» Низами, украшенная 61-й миниатюрой. Поступила она в Российскую Национальную библиотеку в 1876 году от Александра II, которому она была подарена бухарским эмиром Музаффарханом. Был подарен также список «Шахнаме» Фирдоуси, переписанный в 1602-1603 году Мухаммад ибн-Азиз ал-Бухари, который украшен 23-мя миниатюрами бухарскойшколы. Говоря о собрании среднеазиатских правителей, О.В.Васильева останавливается на собрании бухарского эмира. В частности, в библиотеке бухарских правителей хранились 20 персидских рукописей XV – XIX вв., поднесённых в 1913 году бухарским эмиром Мир Сайид Алимханом Николаю II по случаю 300 – летия дома Романовых. Собрание состоит из списков поэтических произведений: «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамса» Низами, «Диван» Хафиза, «Юсуф и Зулейха» Джами и других. Из 20-ти 13 рукописей украшены миниатюрами, во многих есть заставки – унваны. Это рукопись индийского происхождения «Юсуф и Зулейха» Дехлеви, на каждой странице находятся по 20 красочных изображений разных птиц. Также рукопись произведения «Бустан» Саади, переписанная придворным каллиграфом Мир Куланги в 1575 – 1576 г. Разноцветные поля со специфическим бухарским золотым цветочным орнаментом и внешние стороны крышек лакированного переплёта, очевидно, выполнены одним мастером, поскольку они очень близки по краскам и рисунку орнамента. Подобного типа «бухарское» оформление полей наблюдается и в списке «Дувалрани ва Хизрхан» Хосрова Дехлеви, выполненном в 1598 г. Украшен 4-мя миниатюрами. Сочинение «Аджаиб ал-махлукат» ал-Казвини можно отнести к рукописям иранского происхождения. Она переписана в 1514 г. и украшена фронтисписом и 491-ой миниатюрой. В фонде имеется также книга «Тузуки Тимур» («Уложения Тимура») на персидском языке. Есть в собрании бухарского эмира рукописи из Индии, 5 из которых украшены миниатюрами кашмирской школы конца XVIII – начала XIX вв. Это – поэма «Юсуф и Зулейха», авторство которой иногда приписывается Фирдоуси, «Хосров и Ширин» Низами, «Диван» Хафиза, «Юсуф и Зулейха» Джами и сборник нравоучительных рассказов. Исходя из краткого обзора, можно сделать выводы, что бухарская школа миниатюрной живописи представляет собой самобытное явление. XVI – VII вв. были временем бурного развития бухарской миниатюрной живописи и книжной культуры. Расцвет бухарской школы пришёлся на 60 – 70-е гг. XVI в. Бухарские миниатюры свидетельствуют о массовости производства рукописной книги в Бухаре.
Зевар Салимова заместитель директора по библиотечной работе информационно-библиотечного центра Бухарской области им. Абу Али ибн Сино
Журнал INFOLIB/ выпуск 2, 2016 года, стр.78
|
|