Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.09.2017 / 16:23:00
СЛЕД МАСТЕРА И ЧЕЛОВЕКА… (светлой памяти Зураба Соткилавы)Ушел из жизни Зураб Соткилава… Не стало выдающегося певца, замечательного мастера оперного исполнительства, человека и художника мощного темперамента – и поразительной светлости души. Ушел из жизни еще один представитель «золотого поколения» российского и мирового оперного театра, поколения, которое, к счастью, своим талантом сумело прорвать все социальные преграды – и вырваться в беспредельные просторы мирового исполнительства. И добиться признания во многих и многих странах.
Именно в эти скорбные дни особенно явственно то, что в жизни и творческой судьбе Народного артиста СССР Зураба Лаврентьевича Соткилавы всё было непростым, творчески устремленным – и закономерным. Все достигнутые им высоты осваивались им постепенно – и только собственным трудом и индивидуальностью. При этом необыкновенно ценно именно то, что уже сформировавшись в яркую, неповторимую творческую личность, Зураб Соткилава ни в один момент своей жизни не воплотил набивший оскомину облик оперного «тенора-примы» - кичливого, своенравного, эгоцентричного. Обладая выдающимся голосом, он своим мастерством и трудом сделал свой голос уникальным средством выражения эмоций, раскрытий противоречий духа. А его актерское начало прочно сплеталось с этим вокальным «излучением» - и своеобразно соединяло все вокальные и драматургические задачи в одно незабываемое целое. Да, вне всякого сомнения, он осознавал цену своего дарования – но, как и многие выдающиеся мастера, - считал свой дар неким приношением свыше, и всю жизнь стремился как бы каждый раз заново оправдать этот несомненный дар ежечасным трудом души. Только сейчас становятся более понятными закономерности его необычной судьбы. И значение спортивного устремления в начале жизни – общеизвестно, что молодой Соткилава был выдающимся футболистом, и уже в этот период своей жизни и судьбы обнаружил устремленность и цельность волевого начала. Те же закономерности привели его и к фундаментальному консерваторскому совершенствованию своего голоса, к сознательному устремленному развитию всех сторон исполнительской натуры. Да, как бы «в свои сроки» пришли все известные этапы его становления - и победы на престижнейших конкурсах, и стажировки в Италии, и вступление в прославленную труппу российского Большого театра. И уже на отборочном прослушивании в Большом к особенностям его дарования внимательно присматривалось и все тогдашнее руководство Большого театра, и легендарнейший режиссер Борис Александрович Покровский – который смог еще тогда разглядеть перспективу творчества и личности Зураба Соткилавы. И «спланировать» на развитие этой личности свой будущий спектакль – вердиевский «Отелло». А через несколько лет слиянием всех творческих устремлений произойдет рождение певцом образа Отелло, трагические противоречия которого получат мировое признание и будут отмечены на родине великого Верди особой премией…
Множество оперных образов воплотил Зураб Соткилава – и каждый из них ярок и весьма внятен по индивидуальным свойствам воплощения. Как забыть такие творения певца, как Ричард в «Бале-Маскараде», Радамес в «Аиде» великого Верди? Со всей полнотой впечатлений живут в памяти и его Хозе из «Кармен» Бизе, и Туридду из «Сельской чести» Масканьи, и многие, многие иные создания. Что роднит эти разные образы? Мощная природная энергетика, правда излучения чувства? Безусловно – но наряду с эим, Соткилава владел поразительным умением выстраивать излучение эмоционального потока таким образом, что слушатели поражались этому рождению здесь, сейчас, у них на глазах – новых и новых нюансов жизни образа. Именно так происходило это в каждом выступлении певца на многих сценах мира. Именно так это проявлялось, когда Соткилава пел и итальянские песни, и русские романсы, и неповторимые пласты народных грузинских песнопений… …Думается, невероятно повезло и ташкентцам – в 2004 году состоялся удивительный проект, созданный по инициативе нашего выдающегося мастера, народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззаковой, в которой главными гостями предстали обе легенды оперного искусства – несравненная Елена Образцова и неповторимый Зураб Соткилава. Четвертым участником этого проекта стал наш выдающийся певец, народный артист Исмаил Джалилов, который является прямым учеником Зураба Соткилавы по Московской государственной консерватории. Мне довелось быть режиссером-постановщиком этого проекта – и трудно передать всю полноту многообразия впечатлений и в насыщенном процессе его подготовки и репетиций – и в восприятии прекрасного результата. Отмечу, что в тот вечер в единое соцветие сплелись поистине золотые ветви узбекского, русского и грузинского оперного искусства. Незабываемы творения, представленные слушателям в этот вечер великой Еленой Образцовой – это был истинный парад шедевров оперного искусства. Достойно представляла ответное творческое излучение и Муяссар Раззакова, показав истинную высоту уровня оперного театра Узбекистана. А Зураб Соткилава вновь и вновь поражал и темпераментом, и энергетикой излучения своего дара – до сих пор храню в памяти «мурашки» в момент исполнения им знаменитой сцены смерти Отелло, и многого иного. Стоит сказать и о преемственности традиций – ученик Зураба Лаврентьевича Исмаил Джалилов также весьма достойно и значительно раскрыл свое мастерство в сообществе со своими ярчайшими коллегами по искусству… Этот майский вечер, несомненно, будет жить в нашей памяти и как торжество мастерства, и как соцветие высших культур разных стран.
В моменты ухода наших собратьев из жизни становятся более заметными и явственными многие их черты, на которые при их жизни мы обращали недостаточно внимания. И почему-то с особой остротой я вспоминаю в облике Зураба Лаврентьевича – и тогда у нас в Ташкенте, и, пожалуй, во время многих его выступлений – поразительный контраст света излучения души, мягкого юмора и… неосознанной грусти во взоре глаз. Наверное, это – еще одна закономерность его натуры, отпечатавшаяся на всем, что ему довелось совершить в этой жизни и в искусстве. С той же остротой воспринялась и показанная на днях передача канала «Культура» - из цикла «Линия жизни». Она была посвящена 80-летию Зураба Соткилавы, и ее создатели, к счастью, успели запечатлеть в ней многогранный мир души певца. Там Зураб Лаврентьевич, непривычно осунувшийся в борьбе с тягостным недугом – оставался для всех как бы прежним Зурабом Соткилавой – простым, человечным, доверительно рассказывающем о разных этапах своей богатейшей судьбы. И снова он излучал и открытость души, и мягкий юмор, порой даже – самоиронию, и рассказывал он о вещах необыкновенно интересных и значительных без тени попыток «саморекламы», на редкость скромно и просто. И был полон общением с окружавшими его людьми, полон надежд. Один факт вызвал не то, чтобы настороженность, а какую-то неожиданную «поворотную паузу» в сознании. На вопрос зрительницы «Над чем Вы работаете сегодня?» - певец ответил: «Сейчас готовлю цикл М.Мусоргского «Песни и пляски Смерти» и мечтаю его исполнить!». Да, вне всякого сомнения, это исполнение стало бы весьма самобытным, не схожим с прошлыми примерами исполнения этого трагичнейшего из мировых вокальных циклов. Но само обращение к разноликому, непознанному образу Смерти – случайным ли стало оно в выборе Певца, вступившего в тяжкий бой со своим недугом? Думается, что и здесь проявилась закономерность шагов судьбы Зураба Соткилавы – ведь в устремлении к творчеству ничего случайного быть не может… Печально и скорбно осознавать уход Певца. Горестно еще раз воспринять неповторимость его дара и облика, которые физически уже – не с нами. Остается заветная вера в тот незыблемый факт, что пока в сердцах и памяти живущих будет жить Ушедший – его имя и образ будут неподвластны закономерностям неумолимого ухода. Уже нет сегодня с нами великих Архиповой, Вишневской, Образцовой… А сейчас уход Зураба Соткилавы навеки запечатлел его имя в блестящей плеяде поколения тех, кто создавал высшие эталоны искусства на пороге смены ХХ века на тот, в который доводится жить нам. И во всех ипостасях эти творцы – воистину навеки с нами, оставив людям нерушимый След своей жизни, мастерства и Человечности… Хочу завершить эти заметки авторским стихотворением. Думается, оно как раз – об этом. СЛЕД След… Он везде и всюду – след, Неповторимый отпечаток. Хоть в нём ответов чётких нет – В своих чертах он мудро краток. Его закон – превыше сил, Точнее многих свойств и правил. Ведь кто-то – просто наследил, А Некто – людям след оставил.
След… Он бывает и таким, Что не читается в сближенье, – И только Время дарит с ним Момент открытья, постиженья. Как часто чей-то яркий след Затоптан многими следами, В которых ясности той нет – И вовсе не замечен нами…
След… Даже если этот след Теряется за дальней далью – След тех, кого уж с нами нет, Наполнен светом – и печалью. Ведь все пути по тропкам дней Вершат следы через столетья. Земля вращается… На ней – И судеб, и следов соцветья.
След… Он к открытиям ведет По тропкам – или по ступеням. И не распознан тайный ход От всех сомнений – к озареньям. След многих храмов – на крови, Следы морей – в песках безводных, След беззаветнейшей любви – В бесстрастности шагов холодных.
След… След порывов, чувств, страстей, Глухих потерь – и откровений. След недопройденных путей И недопрожитых мгновений. По всем следам дано пройти Порывом памяти нетленной. И их вовек не замести Снегами, вьюгами Вселенной…
Андрей СЛОНИМ, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик ГАБТ Узбекистана имени А. Навои
|
|