Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.11.2017 / 22:39:22
Австрийский врач и чешский эссеист делится впечатлениямиС австро-чехом Романом Левы я познакомилась, когда он 4 года назад обратился ко мне с просьбой послать ему снимки нового Ташкента. Я постаралась достойно представить нашу столицу. С тех пор мы иногда переписываемся и обмениваемся информациями. Помимо интереса к Узбекистану и его столице, Роман проявляет живой интерес к остальным странам мира, в особенности к тем, о которых известно не много. Роману Левы 39 лет, школу он закончил в Канаде, Медицинский университет в Вене, стажировку проходил в США, штате Коннектикут. Работает врачом уже 14 лет, в настоящее время в Венской больнице Algemeine Krankenhaus Wien, которая числится среди 50 лучших больниц мира. Также он преподаёт, а в настоящее время готовится к доцентуре. Роман поделился с читателями сайта "Культура Узбекистана" несколькими снимками, которые он сделал в экзотических странах. Это удивительные, прекрасные снимки, свидетельствующие о живом интересе к разным странам мира и о профессиональном умении построить кадр. А в своих эссе он пишет, как важно для человека и человеческого общества соблюдать гармонию между сохранением традиций и живым интересом к современной науке и культуре самых разных народов, способностью сопереживать с ними и оказывать друг другу помощь. Его привлекает интернациональный характер культурной жизни Узбекистана, в том числе живой интерес к чешской культуре, представляемой театром "Арт-Студия-Свет", и гуманизм фильма "Большое сердце Ташкента". Далее публикуем его эссе из далёкой северной Гренландии, а также снимки из южных стран.
"…Печальное зрелище предстало перед взором археологов. Последний житель, молодой мужчина, не был похоронен. Конец деревни близился, когда жители съели молодых животных и собак. Никто из них не покинул деревню, в Гренландии не было куда уйти. На месте сохранились и драгоценные гвозди, и другие металлические и деревянные предметы, которые приходилось привозить из Скандинавии. Прекращение регулярного сообщения с Норвегией – из соображений политических, торговых и климатических – стало одной из причин вымирания этого поселения викингов. Связь со Скандинавией была необходима не только из соображений материальных, её конец означал также конец церкви. Церковь играла в их духовной жизни главную роль. Нуждающиеся гренландцы, в постоянной борьбе за своё выживание, строили каменные храмы и привозили вино и дорогие предметы литургии. Когда умер последний епископ, а новый не приехал, некому было освятить священника. Разрушение церковной организации нанесло глубоко верующим пастухам глубокую моральную рану. Другим несчастьем стала вырубка древних лесов Гренландии. Эти гренландцы не научились пользоваться местными ресурсами, они продолжали вести европейский стиль жизни, и вскоре полностью исчерпали строительные ресурсы. Выживание в Гренландии всегда было на грани возможности. Могли ли в таком случае европейцы в Гренландии выжить? Физически наверно да. Инуиты там живут. Первопричиной исчезновения той викингской цивилизации по-видимому не было падение температур или интереса Европы к бивням моржей, которые являлись их главным, если не единственным, экспортируемым товаром. (К слову: глобализация – не только сегодняшний феномен; бивни моржей перестали использовать как замену слоновой кости после того, как походы крестоносцев снова сделали её доступной). Основной причиной, видимо, была неспособность к адаптации у изолированной, примитивной и крайне консервативной общины европейцев. В отличие от совершенной приспособленности эскимосов-инуитов, диких язычников, новые жители Гренландии ничему не научились. Они продолжали носить одежду европейского покроя – суконные юбки и тяжёлые плащи (едва ли то была дань моде) – и никогда не переняли от инуитов намного более практичные и в суровом климате оптимальные брюки и куртки из кожи тюленей. Не научились ловить китов из лодок, построенных также из тюленьей кожи; свои жилища отапливали всё более драгоценным деревом. И что самое странное – они не ели рыбу. Неизвестно, какой предрассудок или запрет этому препятствовал, но факт остаётся фактом. Почему я описываю эту невесёлую историю? Разумеется, излишне предостерегать от крайнего консерватизма в сегодняшнее время бурного развития и быстрых перемен жизненных условий. Хочу предостеречь перед неподатливым и замкнутым мышлением. Гренландцы, без сомнения, прилагали все усилия, чтобы спастись, точнее, все те усилия, которые могли себе представить, и тем не менее не поняли и не освоили самое основное – технику выживания инуитов. Не сумели расширить собственный горизонт мышления. Нам гибель не грозит (я, во всяком случае, надеюсь), но мы часто в своей жизни и в медицине, в том числе, двигаемся внутри замкнутых мыслительных систем. Типический пример – избыточное назначение некоторых традиционных медикаментов, например, ноотропиков. Цена годичного потребления этих сравнительно дешёвых лекарств превышает в 2 раза цену более дорогого активатора плазминогена. А его использование в тромболизе (растворении тромба) в случае острой ишемии мозга, несомненно, эффективно, чего нельзя утверждать о ноотропиках. Примеров того, как мы больше полагаемся на традиции и условности, чем на собственный опыт, много. В науке и в культуре доверяем авторитетам больше, чем нам кажется. Наверно так и должно быть. Медицина должна исходить из проверенных принципов. Однако и литература, и рекомендуемые авторитетные методы и взгляды отражают только часть правды. Поэтому не стоит исключать из нашей жизни, личной и профессиональной, критическое отношение к традиции и авторитету, а также тщательно анализировать собственный опыт. Только так смог Исаак Ньютон открыть теорию гравитации на основе факта, что яблоко упало ему на голову. Вполне возможно, что яблоки нам падают на голову гораздо чаще, чем мы отдаём себе в этом отчёт".
ЭССЕ И СНИМКИ: РОМАН ЛЕВЫ С автором общалась и с чешского языка перевела Адель Чилякова
|
|