Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.02.2016 / 13:54:58
Юбилей Алишера Навои широко отметили в Ташкенте и музее –квартире композитора Сулеймана ЮдаковаПразднование 575-летия со дня рождения родоначальника узбекской классической литературы и мыслителя, государственного деятеля Алишера Навои (1441-1501) началось в Ташкенте с возложения цветов у подножия памятника великому поэту в Национальном парке его имени и на Аллее поэтов, а также чтения его рубаи и газелей студенческой молодёжью. Большой разговор о жизни и творчестве Алишера Навои состоялся в литературно-творческом объединении «Данко» в мемориальном музее композитора Сулеймана Юдакова в Ташкенте. Фарида Бобрик и автор этих строк подготовили доклад о жизни и творчестве А. Навои. Мы подробно остановились на достоинствах поэмы «Язык птиц» и продемонстрировали на конкретных отрывках сложности и особенности перевода языка Навои С. Ивановым, который рассматривал художественный перевод, прежде всего, как «художественное истолкование текста» и также придавал ключевое значение ритмико-мелодической структуре стиха. И конечно, мы вспоминали все, что связано с жизненным путем великого узбекского поэта Алишер Навои родился в столице Хорасана – Герате в семье крупного сановника Гиясиддина Бахадура, друга семьи будущего правителя Султана Хусайна Байкары. Они дружили с детства и до конца жизни, учились вместе в одной школе, которую Алишер начал посещать с четырёх лет, и оба больше всего любили поэзию. В 15 лет Алишер прославился как поэт, писавший на фарси и тюрки. Стихи на фарси он подписывал псевдонимом Фани (бренный), свои знаменитые газели на тюрки – Навои (мелодичный, благозвучный),словно предвидя их неоспоримое значение в будущем. Славу ему принёс цикл из пяти поэм на родном языке «Хамса» («Пятерица») на традиционные сюжеты: «Смятение праведных», « Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера». «Пятерица» продолжила великие традиции этого жанра в персидско-таджикской литерактуре, заложенные ещё Низами (1141-1209) и Эмиром Хосровом Дехлеви (1253-1325). В конце жизни Навои написал трактат «Спор двух языков», в котором на конкретных примерах показал богатства и преимущества родного языка, не ущемляя при этом достоинства языка фарси, и призвал современников ценить и создавать произведения литературы и науки на родном языке. Не менее известны его трактаты и монографии: «Собрание утончённых» - своеобразная антология поэзии современников и «Возлюбленный сердец» - последняя книга великого человека, который делится с нами своим духовным миром, раздумьями об обществе и взглядами на жизнь, человеческую личность и окружающих людей. Перу Навои принадлежит ещё одна поэма – «Язык птиц», созданная им в 1499 году. К творческому подвигу Навои готовился с ранних лет. В детстве он увлёкся поэмой персидско-таджикского поэта суфийского направления Фариддина Аттара (род. около 1119 г. – год смерти неизвестен) «Беседы птиц» и уже тогда задумал создать на родном языке ответ-подражание этой поэме в традиции назира.
«Язык птиц» - произведение о нравственном самоусовершенствовании личности. Навои аллегорически использовал образы птиц и вновь здесь поднял проблемы назначения человека и смысла его жизни. Поэма повествует о судьбе птичьей стаи, возглавляемой Удодом, которая в поисках царя птиц Симурга преодолевает в пути различные трудности. Смысл слова Симург (перс. тридцать птиц) и всей поэмы раскрывается в её финале, теоретических высказываниях, притчах-иллюстрациях под покровом иносказания «птичьей речи». Птицы, ищущие истину вне самих себя, в итоге в конце пути обретают её в самих себе, в собственных отражениях в светлой глади вод: постигнув отрешение, они достигают единения с Вечностью. Это, по сути, автобиографический рассказ Навои о собственных странствиях по дорогам жизни и обретении в себе высшей человеческой радости – преодоление мелких соблазнов суетной жизни и созидание нетленного – торжество утверждения «всевременного над повседневным». Романтическая поэма Навои «Язык птиц» является первым известным нам произведением на староузбекском языке, в основу сюжета которого положен мотив странствия. Алишер с детства мечтал о путешествиях и позднее испытал на себе всю горечь изгнания из столицы в провинции – сперва в Самарканд и потом в ссылку – в далёкий Астрабад на долгие годы жизни. О трудностях самаркандского периода жизни (1467 -1469 гг.) А. Навои рассказал в одиннадцатой главе поэмы «Смятение праведных, когда ему даже не хватало денег, чтобы купить горячей воды. Умер поэт 3 января 1501 г. В последний путь его провожал весь народ Герата и его окрестностей. Человек сам по себе целый мир, необъятная вселенная духа, интеллекта. Не надо искать рая вне себя - он внутри нас, в нашем духовном совершенстве. Таковы выводы самого «личного» произведения - поэмы «Язык птиц», близкой по духу «Хамсе» («Пятерице»). В этот торжественный день общение с жизнью и творчеством поэта и его близкого окружения продолжилось в Государственном музее искусств Узбекистана на выставке «Деятели великого мышления». После официального открытия каждый посетитель на втором этаже мог познакомиться с представленными картинами известных художников Узбекистана: Чингиза Ахмарова, Жавлона Умарбекова, Бахтияра Бабаева, Темура Сагдуллаева и других. В этих полотнах нашли отражение образы А. Навои и Захирридина Мухаммада Бабура (1483-1530), деятельность двух выдающихся личностей, исторических героев, и их бессмертные персонажи. З.М. Бабур был прямым наследником А. Навои в истории узбекской литературы. Мы его знаем как блестящего поэта и прозаика, одарённого учёного и независимого государственного деятеля. Прямой потомок великого Тимура, своим воспитанием и образованием, неординарными способностями он обязан, прежде всего, своей матери Кутлуг Нигор ханум, воспитавшей обоих своих детей в любви к музыке и поэзии. В 12-летнем возрасте Бабур после неожиданной трагической кончины отца был возведён на престол Андижана. Вскоре в результате дворцовых интриг он лишился его и был вынужден покинуть сперва родной Андижан, потом после нескольких неудачных попыток отвоевать Самарканд и вовсе - Мавераннахр. Кабульский период Бабура в середине 1520-х годов – время изгнания и прощания талантливого полководца с честолюбивыми мечтами о возрождении династии. Его поход на северную Индию в 1525 году знаменовал судьбоносный переворот: он решает создать государство высокой культуры и богатой духовности. Бабур в 1527 г. утверждает там свою власть. Через несколько лет его новая держава покрывает территорию от Аму-Дарьи до Бенгалии. В историю это государство вошло под названием Империя великих моголов. В 1530 году на 47 году жизни Бабур неожиданно скончался, оставив потомкам после себя множество легенд; дивоны, написанные на тюрки, фарси и урду; а также прославившие его исторические мемуары «Бабурнамэ» - классический образец узбекской прозы. Бабуриды на индийском престоле правили 300 лет вплоть до британской колонизации и оказали прогрессивное влияние на развитие индийской культуры и духовности, глубоко обогатив их лучшими тюркскими и мусульманскими традициями и идеалами. Сам Бабур своим многогранным творчеством достойно завершил «золотой век» узбекской классической литературы. В экспонатах выставки в ГМИ Узбекистана мастерски показана политически-общественная деятельность двух исторических личностей, живописно и пластически переданы их гуманистические взгляды. В центре экспозиции привлекает внимание зрителей скульптура Димира Рузибаева «Алишер Навои». Особенный интерес для современной молодёжи представляет вереница монументальных образов - героев произведений Навои, созданных непревзойдённым мастером, народным художником Узбекистана Чингизом Ахмаровым. Они были предназначены для украшения интерьера здания театра оперы и балета, построенного в 1947 г. в Ташкенте, и по сей день не утратили свою художественную ценность и свежесть восприятия поэтического мира образов Навои. Со станковой картины, написанной в 1945 году, сегодня задумчиво глядит мимо зрителей прекрасная, гордая и любящая Ширин. В ней художник нашёл олицетворение национального типа восточной красавицы с миндалевидными глазами, чёрными дугами бровей, падающими за спиной чёрными косами и узорчатым головным убором. Фигура Ширин органично вписана в плоскость холста, что придаёт картине спокойствие. Лёгкий наклон торса героини не нарушает этого спокойствия композиционного построения, но привносит в изображение необходимое движение и живость женского образа. Рядом с главной излюбленной героиней Ширин возникают другие обобщённые образы влюблённых, поэтов, музыкантов, художников, мудрецов, с характерной для Ч. Ахмарова нежной голубой гаммой колорита и производят глубоко поэтическое впечатление: музыка лирических двустиший-бейтов Навои здесь как бы сливается с музыкой красочных сочетаний художника. Образ Навои вошёл в станковую живопись Ахмарова, запечатлевшего поэта на разных этапах его жизни: «Юный Навои», «Алишер Навои с учениками» и другие. Совершенное владение художественными возможностями темперной живописи позволило Ахмарову раскрыть значение человеческого гения и самому подняться на высокий уровень творений Навои.
На литературно-музыкальном вечере в музее, посвящённом юбилею поэта, «данковцы» вспоминали о главных героях в поэмах Навои – представителях разных народов: Фархад – сын чинского хакана; Ширин – принцесса Армении; Шапур, Кайс и Лейли – арабы; Искандер – румиец (т.е. грек) и подчёркивали актуальные сегодня идеи интернационализма гуманиста и просветителя, опередившего своё время и словно заглянувшего в наш неспокойный XXI век. На вечере звучали газели А. Навои в русских переводах, прославляющие добро, справедливость, любовь и дружбу как необходимые развивающие начала человеческой души и возвышающие человека, в которых так нуждается современный мир. Они звучали афористично и лаконично и выстраивались в ходе вечера в своеобразный свод нравственности и гимн жизни:
Всё отдать, себя лишая, - это щедрость свыше мер, Сделать то же, только молча – это мужества пример.
Сильней души моей тебя люблю я, жизнь, Сильней любви своей тебя люблю я, жизнь.
Бывает ведь любовь, сильней которой нету, И всё ж ещё сильней тебя люблю я, жизнь Постоянные участники ЛТО «Данко» Армануш Маркарян, Леонид
ГУАРИК БАГДАСАРОВА
|
|