Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.05.2016 / 22:50:14
Вопросы сценического воплощения образа Хаджи Дарги в опере "Проделки Майсары" Сулеймана ЮдаковаПри изучении исполнителем арии (куплетов) Хаджи Драги из оперы С. Юдакова «Проделки Майсары» возникло множество вопросов не столько технического плана, а сколько в придании эмоционального смысла, поиска характера и голосовой характеристики героя комедийной оперы. Прежде всего следует установить, что опера «Проделки Майсары» - опера характеров или положений. Это ария или куплеты? Т.е. форма исполняемого произведения? Меня озадачила беседа с преподавателем сценической речи ныне Государственного института искусств и культуры Узбекистана Ратушным В.И., который работал многие годы с Михаилом Давыдовым – первым исполнителем роли Хидоята в поставке 1959 года режиссером Кандилаки. Он утверждал: «Куплеты Хаджи Дарги являются жемчужиной оперной классики, их можно сравнить с куплетами Трике из оперы Чайковского «Евгений Онегин», куплетами Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Эти образы требуют актерского перевоплощения для создания характера: тембр голоса, пластическое решение, грим, костюм и т.д. С. Юдаков придавал особое значение голосовой характеристике образов». Об этом пишет в статье о своем отце и народный артист Узбекистана Фаррух Закиров: «Карим Закиров как известно был обладателем неповторимого своеобразного тембра голоса, был непревзойденным исполнителем роли Муллы Доста» (3.88,89) Об этом пишет и народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана Куркмас Мухитдинов: «Когда я только начал разучивать партию судьи, Сулейман Александрович был против моего участия в постановке. Он считал, что исполнитель этой роли должен обладать иной тембровой окраской голоса, иной манерой исполнения. Но в процессе работы над спектаклем мое пение убедило его». (3.76) Следовательно, для создания эмоционального образа - характера постановщики требовали голосовых характеристик героев комедийной оперы, исполнители должны обладать актерскими данными, навыками актерского перевоплощения. В учебной практике подготовки актеров музыкального театра этот метод называется методом эмоционально-семантической инверсии, который базируется на предполагаемых обстоятельствах системы К.С. Станиславского. Установлено, что эта способность певцов проявляется не только при исполнении вокально-речевой фразы, но при вокализации. Суть его состоит в перестановке (инверсии) эмоционального содержания вокальной фразы по отношению к ее смысловому (семантическому) содержанию. (1.160) В процессе работы над материалом установили, что комедийная опера «Проделки Майсары» является оперой характеров. В столкновениях характеров мы можем видеть, какие черты героев проявляют себя особо остро, являются составной частью характера. У Хаджи Дарки нет развернутых арий, дуэтов, ансамблей, т.е. нет достаточных предлагаемых обстоятельств, из которых мы могли извлечь основные черты характера Хаджи Дарги. Подсказку мы находим в книге Яна Пеккера «Узбекская опера»: «Образ Хаджи Дарги раскрывается в опере через лейтмотив, куплетную песню, ансамбль, вокальный и разговорный диалог и речитатив. (4.194) Вокальная партия Хаджи Дарги базируется на народно-песенной основе. Куплеты Хаджи Дарги основаны на народной мелодии «Лейли Бадахшан». (2.61) Музыкальная характеристика – лейттема Хаджи Дарги полна комической важности, самовлюбленной уверенности, появляется в прологе и без изменения проходит через все четыре картины оперы. То он грозный, то жадный, то хитрый, сладострастный, теряющий голову, идущий на кражу и в итоге – оказывается в ловушке. Музыкальная драматургия С.Юдакова еще не до конца раскрыта, и вероятно появятся новые версии, новые постановки. Фирудин Сафаров, народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана, оперный режиссер в воспоминаниях пишет: «Ловлю себя на мысли, что начинаю рассказывать о создании новой версии. Но задачи такой я себе не ставил, видимо, притягательная сила замечательной оперы делает свое дело». (3.145)
Валерий Климов студент 3 курса Государственной консерватории Узбекистана кафедра «Академическое пение и оперная подготовка»
Литература:
|
|