Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.05.2016 / 22:50:14

Вопросы сценического воплощения образа Хаджи Дарги в опере "Проделки Майсары" Сулеймана Юдакова


При изучении исполнителем арии (куплетов)  Хаджи Драги из оперы С. Юдакова «Проделки Майсары» возникло множество вопросов не столько технического плана, а сколько в придании эмоционального смысла,  поиска  характера и голосовой характеристики героя комедийной оперы. Прежде  всего следует установить, что опера «Проделки Майсары» - опера характеров или положений. Это ария или куплеты? Т.е. форма исполняемого произведения? Меня озадачила беседа с преподавателем сценической речи ныне Государственного института искусств и культуры Узбекистана Ратушным В.И., который работал многие годы с Михаилом Давыдовым – первым исполнителем роли Хидоята в поставке 1959 года режиссером Кандилаки. Он утверждал: «Куплеты Хаджи Дарги являются жемчужиной оперной классики, их можно сравнить с куплетами Трике из оперы Чайковского «Евгений Онегин», куплетами Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Эти образы требуют актерского перевоплощения для создания характера: тембр голоса, пластическое решение, грим, костюм и т.д.

С. Юдаков придавал особое значение голосовой характеристике образов».

Об этом пишет в статье о своем отце и народный артист Узбекистана Фаррух Закиров: «Карим Закиров как известно был обладателем неповторимого своеобразного тембра голоса, был непревзойденным исполнителем роли Муллы Доста» (3.88,89)

Об этом пишет и народный артист Узбекистана, лауреат  Государственной премии Узбекистана Куркмас  Мухитдинов: «Когда я только начал разучивать партию судьи, Сулейман Александрович был против моего участия в постановке. Он считал, что исполнитель этой роли должен обладать иной тембровой окраской голоса, иной манерой исполнения. Но в процессе работы над спектаклем мое пение убедило его». (3.76)

Следовательно, для создания эмоционального образа - характера постановщики требовали голосовых характеристик героев комедийной оперы, исполнители должны обладать актерскими данными, навыками актерского перевоплощения.

В учебной практике подготовки актеров музыкального театра этот метод называется методом эмоционально-семантической инверсии, который базируется на предполагаемых обстоятельствах системы К.С. Станиславского.

Установлено, что эта способность певцов проявляется не только при исполнении вокально-речевой фразы, но при вокализации. Суть его состоит в перестановке (инверсии) эмоционального содержания вокальной фразы по отношению к ее смысловому (семантическому) содержанию. (1.160)

В процессе работы над материалом установили, что комедийная опера «Проделки Майсары» является оперой характеров.

В столкновениях характеров мы можем видеть, какие черты героев проявляют себя особо остро, являются составной частью характера. У Хаджи Дарки нет развернутых арий, дуэтов,  ансамблей, т.е. нет достаточных предлагаемых обстоятельств, из которых мы могли извлечь основные черты характера Хаджи Дарги. Подсказку мы находим в книге Яна Пеккера «Узбекская опера»: «Образ Хаджи Дарги раскрывается в опере через лейтмотив, куплетную песню, ансамбль, вокальный и разговорный диалог и речитатив. (4.194)

Вокальная партия Хаджи Дарги базируется на народно-песенной основе. Куплеты Хаджи Дарги основаны на народной мелодии «Лейли Бадахшан». (2.61)

Музыкальная характеристика – лейттема Хаджи Дарги полна комической важности, самовлюбленной уверенности, появляется в прологе и без изменения проходит через все четыре картины оперы. То он грозный, то жадный, то хитрый, сладострастный, теряющий голову, идущий на кражу и в итоге – оказывается в ловушке.

Музыкальная драматургия С.Юдакова  еще не до конца раскрыта, и вероятно появятся новые версии, новые постановки.

Фирудин Сафаров, народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана, оперный режиссер в воспоминаниях пишет: «Ловлю себя на мысли, что начинаю рассказывать о создании новой версии. Но задачи такой я себе не ставил, видимо, притягательная сила замечательной оперы делает свое дело». (3.145)

 

 

Валерий Климов

студент 3 курса Государственной консерватории Узбекистана

кафедра «Академическое пение и оперная подготовка»

 

 

 

Литература:

 

  1. Морозов В.П. Тайны вокальной речи, Л. «Наука» 1967.
  2. Плунгян В.З. Проделки Майсары С.Юдакова, Ташкент «Фан», 1992.
  3. Плунгян В.З. Автор составитель С.Юдаков в воспоминаниях современников, Ташкент «Узинкомцентр», 2003.
  4. Пеккер Ян., Узбекская опера, М.Советский композитор, 1994.




Другие материалы рубрики

26.05.2016 / 19:27:10

В Ташкенте финишировала выставка "Пазлы Искусств: Кадр до рождения". Послесловие

Театр "Ильхом". Группа "Крылья Оригами" дают последний аккорд, руководитель проекта Шавкат Юлдашев произносит заключительное слово, все расходятся... Далее...

26.05.2016 / 15:29:09

"Солнечный Город" предоставляет скидки владельцам карт Beeline Club

Beeline Сlub сообщает, что владельцы карт привилегий Gold и Platinum получают скидки в размере 10% и 20% от водно-развлекательного комплекса "Солнечный Город". Далее...

26.05.2016 / 11:31:15

Услуга Wi-Fi от Beeline доступна в Намангане

Крупнейший оператор связи Beeline сообщает о запуске Wi-Fi в городе Наманган. Теперь абоненты Beeline могут воспользоваться всеми преимуществами скоростного Интернета всего за $0,50 в час в гостинице "Чорсу", расположенном по адресу г Наманган, ул. Уйчинская, 10. Ограничения по трафику во время пользования сервисом отсутствуют. Далее...

26.05.2016 / 09:33:51

День славянской письменности и культуры в Ташкенте

День славянской письменности и культуры в честь святых Кирилла и Мефодия в Ташкенте празднуется ежегодно со дня его официального признания РФ в 1991 году наряду с другими славянскими странами – Украиной, Белоруссией, Польшей, Болгарией. Далее...

25.05.2016 / 17:17:48

В музее-лаборатории СамГУ состоялась встреча с коллективом журнала "Тафаккур"

Приезд ведущих сотрудников популярного журнала "Тафаккур" для творческой встречи со студентами и преподавателями Самаркандского университета им.А.Навои стал событием для всего коллектива САМГу. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте