Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.06.2016 / 06:49:56
Прибалтика стала ближе: гастроли узбекской пианистки в Латвии и ЭстонииИмя талантливой узбекской пианистки Мадины Файзиевой, доцента кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана хорошо известно в странах Балтии. У пианистки сложились отличные творческие контакты с музыкальными академиями, филармоническими организациями, культурными центрами Прибалтики, где её очень любят и с нетерпением ждут каждого выступления. На этот раз Мадина Файзиева подготовила уникальную концертную программу, включающую сочинения русских композиторов-пианистов эпохи модерна – Александра Скрябина, Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева, что образовало стилистическую цельность и в то же время достаточное разнообразие жанров и форм фортепианной музыки рубежа XIX - XX веков. Эстетические принципы эпохи модерна, стремление к духовному богатству личности, красоте, высокой духовности, гармонии человека и окружающего мира, красочное позитивное восприятие мира – все эти особенности присущи философии и культуре нашего времени, образуя переклички рубежа веков. В этом отношении концертная программа Мадины Файзиевой очень актуальна, художественно содержательна и в то же время исключительно сложна в плане исполнительской технологии. Но, поскольку в исполнительском искусстве узбекской пианистки нет границ и ей подвластны абсолютно все стили, жанры и формы фортепианной музыки, то и данная программа была «обречена на успех». В концертную программу Мадины Файзиевой вошли Две поэмы ор. 32 и Четвертая Соната ор. 30 А. Скрябина, Соната ре-минор ор. 28 С.Рахманинова, «Сказки старой бабушки» ор.31 и Четвёртая Соната ор.29 С. Прокофьева – сочинения масштабные, позволяющие пианистки раскрыть разные грани её дарования. Выбор произведений представляется очень удачным. Именно на материале этих сочинений Мадина наиболее полно раскрывается как большой мастер, в совершенстве владеющий всеми видами фортепианной техники, которая ни в одном произведении не становится самодовлеющей и всегда подчинена передаче образного мира музыки. В исполнении сочинений А. Скрябина Мадина Файзиева чутко ощущает атмосферу, характерную для эмоционального мира композитора – грандиозность замыслов и колоссальность порывов, экстатичность и экзальтированность, утонченность и полётность мысли. Эти полярно противоположные антитезы очень ярко были отражены в исполнении цикла Две поэмы ор. 32. В Четвёртой Сонате ор. 30 пианистка психологически тонко раскрыла сложнейший эмоциональный мир музыки, сферы утонченных и сверхутончённых ощущений, погружений в сферу созерцания души в её изменчивых состояниях. В исполнении Сонаты ре-минор ор. 28 пианистка сумела постичь волевое начало композиторской мысли С. Рахманинова, уникальность взаимодействия драматических и лирических импульсов. Ощущение тревоги и пламенного порыва, страсти и дерзновенности, их сопряжений прекрасно удалось Мадине Файзиевой, что заставило слушателей быть в непрерывном в напряжении эмоциональных переживаний этой Сонаты. В лирике С. Прокофьева пианисткой необыкновенно чутко передана высокая духовность. Великолепные «Сказки старой бабушки» с каждым своим тактом свидетельствуют об огромном и самобытном таланте их автора и Мадина Файзиева это тонко ощутила. Высочайшая культура звукоизвлечения и одухотворенность исполнения ещё раз подтвердили художественную ценность этого цикла. Умудрённый, сдержанно-повествовательный тон присущий «Сказкам старой бабушки» получил развитие в исполнении Четвёртой Сонаты ор. 29. Та же сказочность с оттенком причудливой изобразительности создали ощущение эпичности и ностальгии. Все эти исполнительские качества пианистка ярко продемонстрировала в концертах, сыгранных на сценах музыкальных образовательных учреждений городов Республики Узбекистан (Андижан, Фергана, Ургенч, Бухара, Навои, Самарканд, Ташкент) и Республики Каракалпакстан (Нукус), в Большом Зале Государственной Консерватории Узбекистана. И затем уже представила данную программу в Эстонской Академии Музыки и Театра, в Центре Русской Культуры Эстонии (город Таллинн), в Музыкальной Академии имени Язепа Витола в Латвии (город Рига). Выступления Мадины Файзиевой в Эстонии и Латвии вызывают искреннее восхищение и чувство гордости музыкальным искусством Узбекистана, которое пианистка достойно представляет за рубежом, утверждает его высокую духовную художественную ценность в мировом культурном пространстве, устанавливает творческие контакты с выдающимися деятелями современной мировой музыкальной культуры, которые, несомненно, будет продолжать и развивать и в дальнейшем. Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки и критики Государственной Консерватории Узбекистана Ирина Галущенко
|
|