Возможность прикоснуться к живописи Японии и хоть немного понять суть каллиграфии предоставил всем желающим Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы, где 2 февраля открылась отчетная выставка группы японской живописи сумиэ МКСК. Выставка посвящена 25-летию установления узбекско-японских дипломатических отношений и 20-летию Академии Художеств Узбекистана.
Группа японской живописи по обучению технике сумиэ была организована при МКСК в сентябре прошлого года. В группе обучаются 15 учеников, это не профессиональные художники, а люди самых разных профессий есть среди учеников и школьники. Все они увлечены творческим процессом и одержимы желанием овладеть этим видом искусства. Занятие проводит известный мастер в этой области искусства художник- Гаяне Матевосян. Гаяне училась сперва на художника по гриму, потом на художника-постановщика кино и телевидения, успешно работала режиссером и художником-аниматором. Несколько лет назад увлеклась каллиграфией, училась этому искусству в Ташкенте под руководством известного японского каллиграфа Митико Хамисаки, а потом в Москве у Каори Исидзима. С 2009 года преподает на курсах японской каллиграфии в UJC, а с 2016 года обучает японской живописи в Международном караван-сарае культуры.
История возникновения живописи сумиэ уходит своими корнями в древний Китай, откуда была перенесена буддистскими монахами в Японию ещё в XIV веке. Живопись сумиэ предполагает живопись с помощью туши и воды на рисовой бумаге. При этом если в Китае использовалась только чёрная тушь, то японские мастера обогатили письмо цветными минеральными красками. В Японии этот вид искусства рассматривают не только как графику, но и как способ самовыражения и философского осмысления мира, саморазвития и даже как арт-терапию, которая лечит не только художника, но и тех кто воспринимает плоды его труда.
Экспозиция выставки содержит около 50 картин и состоит из работ самой Гаяне Матевосян и её учеников.
Среди гостей выставки замечаю мирно беседующих друг с другом, замечательного художника Яниса Салпинкиди и известного искусствоведа Эльмиру Ахмедову. Мнение о выставке таких мэтров особенно интересно.
Эльмира Ахмедова охотно делится впечатлениями и мыслями навеянными выставкой из которых неизбежно вытекает ряд вопросов:
- Когда-то очень далекая, во всех отношениях, и географически и языково и ментально, Япония становится для нас все ближе и ближе. Караван-сарай делает для этого очень многое, давая возможность зрителям почувствовать традиции и открыть для себя Японию. Мы здесь видели и подлинные оригинальные работы привезённые из Японии, видели и керамическую выставку, а сегодня мы видим результат работы студии-школы при МКСК. Работы очень достойные. Конечно это другая ментальность, другая школа, её сложно познать и полюбить.
Для художника всегда интересно открывать для себя новые культурные планеты. Когда-то для узбекского народа это была тема дискуссий и споров, бытовало мнение, что европейские формы искусств нам не подходят. Это говорилось и о балете, и о оперном искусстве, и о станковой живописи. А сегодня, смотрите какой прорыв за 100 лет сделали у нас все виды искусств. Конечно что-то получено через вторые руки, многое через русскую культуру, которая оказала огромное влияние, об этом не надо забывать. Почему не может быть и японской школы в современном узбекском искусстве? Мы же берём актуальные формы искусства, так почему не обратить свой взор на японское искусство?
Любая монокультура в своём развитии упирается в потолок, конечно надо открыть новые школы и формы. Надо экспериментировать, надо пробовать.
Я. П. Салпинкиди:
- Похвально уже то, что мы видим последовательно выстраиваемую линию Востока. Поэтому знакомство с этой техникой, работа и обучение детей - хорошая инициатива. Есть несколько очень интересных работ. Как не смешно, мне кажется в детских работах больше чувств, может у Гаяне больше мастерства, а вот у детей больше чувств. Единственное пожелание конечно формат. Формат традиционно стандартный - прямоугольник, квадрат. Китайскому искусству, а исторические корни сумиэ уходят в Китай, это присуще в меньшей степени, больше все таки это вытянутые формы, либо слева-направо, либо сверху-вниз. И конечно хотелось бы более сложных работ самого преподавателя.
Гаяне Матевосян и ученики тепло благодарили руководство караван-сарая за возможность обучаться такому загадочному виду искусства, как живопись сумиэ, а так же за организацию этой красивой выставки и выразили надежду, что японская каллиграфия будет продолжать развиваться в нашей стране.
Нельзя не отметить, насколько важно познание и понимание культур других наций и народностей в нашей многонациональной стране.
Выставка продолжит свою работу до 28 февраля текущего года.
Ольга Гула