Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.03.2017 / 00:07:40
Новая премьера балета Мухтара Ашрафи "Амулет любви" на сцене ГАБТ имени А.НавоиИзвестный узбекский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Узбекистана , Мухтар Ашрафович Ашрафи (11 июня 1912 - 15 декабря 1975) - один из основоположников современной узбекской музыки. Его оперы, балеты, кантаты и симфонии, оратории и камерные произведения для скрипки и фортепиано, романсы, музыка к драматическим спектаклям и фильмам получили широкую популярность у нас в стране и за рубежом. Национальным достоянием стали созданные композитором оперы: «Буран», «Великий канал», «Дилором», «Сердце поэта», музыкальная драма «Мирзо Иззат в Индии» и балеты — «Амулет любви», «Тимур Малик», «Стойкость», «Любовь и меч». Первая постановка балета «Амулет любви» на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1969 году; последняя - 30 марта 2008 года. М. Ашрафи родился в Бухаре в семье известного народного певца и дутариста Ашрафжана Хафиза, ставшего его первым учителем. С семи лет начал играть на узбекских народных инструментах. В 1924—1929 годах учился в бухарской Восточной музыкальной школе по классу дутара и параллельно занимался в Бухарском институте просвещения. В 1929—1931 годах обучался в Научно-исследовательском институте музыки и хореографии по классу музыкально-теоретических предметов у H.H. Миронова в Самарканде. Выпускник Института узбекской музыки и хореографии в Самарканде Ашрафи изучал композицию в Московской (1934—1936) и Ленинградской (1941—1944) консерваториях, а в 1948 году окончил последнюю экстерном по факультету оперно-симфоничеокого дирижирования. Ашрафи руководил Театром оперы и балета им. А. Навои (до 1962 года), Театром оперы и балета в Самарканде (1964—1966), а в 1966 году вновь занял пост главного дирижера ГАБТ имени А. Навои (ГАБТ до 1939 г. назывался Узбекским музыкально-драматическим театром им. А. Навои). На театральной сцене и на концертной эстраде дирижер представил слушателям многие образцы современной узбекской музыки. В 1975 году вышла в свет книга воспоминаний композитора «Музыка в моей жизни», а год спустя, уже после его смерти, его имя было присвоено Ташкентской государственной консерватории. Музыкальная культура индийского народа давно привлекает узбекских композиторов. Балет «Амулет любви» является обобщением глубокого интереса Мухтара Ашрафи к музыкальной и танцевальной культуре Индии. - Мне посчастливилось и самому побывать в сказочной стране. В составе культурной делегации я посетил многие города обширного Индостана. В течение полутора месяцев мы наслаждались всюду здесь звучавшей индийской музыкой, песнями, видели великолепные национальные танцы, которые приводили нас в восторг. Все было ново, своеобразно, самобытно, но не похожее на то скудное представление об индийской культуре, которое я имел до этой незабываемой для меня поездки 1955 г. По мере возможности, я старался глубже проникнуть и познать великую древнюю культуру. В нескольких городах удалось записать песни и причудливые ритмы индийской музыки, послушать выдающихся певцов-исполнителей. Обо всем увиденном и услышанном я записывал, насколько мог, подробно. Часть сделанных заметок была впоследствии издана в моей книге «Индийские дневники». Индия оставила во мне неизгладимый след и нашла отражение в моем дальнейшем творчестве. В написанной мною опере «Дилором» определенное место занимают интонации индийской музыки». Балет «Амулет любви» является продолжением и обобщением глубокого интереса к музыкальной и танцевальной культуре Индии. Это произведение навеяно ее природой, народными обычаями, легендами. Большое впечатление на композитора произвела популярная драма «Сонни и махивал» («Красавица и пастух») индийского драматурга Балванта Гарги. В основе его пьесы старинная легенда: узбекский юноша из Бухары с караваном купцов отправляется в Индию. Там он встречается с девушкой. Молодые люди полюбили друг друга. Но ее отец против их свадьбы. Влюбленные пытаются сбежать. Толпа фанатиков преследует их и настигает на берегу реки. Юноша и девушка, обнявшись, бросаются в реку. Эта бесхитростная история, повторяющаяся на Востоке во множестве различных вариантов, привлекла Ашрафи своей чистотой и целомудренностью. Она слилась в его воображении с теми причудливыми мелодиями песен и танцев Индии, которые покорили автора своей эмоциональностью, богатством и разнообразием ритмов тончайших красок. Сюжет легенды позволяет переплетать индийские и узбекские мелодии, рисовать картины близкой ему по духу Индии и ее талантливого народа, дать музыкальные характеристики героев балета. Наши народы имеют связи с древнейших времен, что способствовало взаимопроникновению и обогащению многовековых культур народов Средней Азии и народов Индии. В балете широко используется тематический материал индийской классической музыки «Рага» и народные песни, многообразные индийские ритмы. Также используется афганская свадебная песня. В музыке балета композитор стремился создать произведение, учитывающее требования современной балетной хореографии, а фольклорные моменты танца были введены только там, где это было необходимо для развития действия балета. Первое хореографическое воплощение балета было осуществлено выдающимся мастером классического и народного танца, блестящим знатоком танцевального искусства Индии и Узбекистана – народной артисткой Галией Измайловой. «Амулет любви» (хореография Галии Измайловой) представляет собой симфонический балет в 3-х актах, 6 картинах с прологом и эпилогом. Либретто: М. Ашрафи, Г.С.Миллер, по мотивам драмы Б. Гарги «Сонни и махивал». Новое обращение к балету «Амулет любви», по мнению балетмейстера, Заслуженного артиста Узбекистана, Народного артиста Каракалпакстана Замира Нурымбетова, впервые поставленному Галиёй Измайловой в 1969 году на сцене ГАБТ имени А. Навои, свидетельствует не только о нашей благодарной памяти Народного артиста Узбекистана Мухтара Ашрафи – основоположника национальной оперы, балета и симфонической музыки. – Сосредоточив усилия в направлении сохранить для узбекского народа бесценные богатства его музыкальной культуры, мы тем самым сохраним для нынешнего подрастающего поколения и наших потомков духовные ценности, обогатим их историческую память и ещё раз прикоснёмся к истории музыкальной культуры Узбекистана.
На вопрос, что особенного, новаторского, было привнесено в обновлённую редакцию балета, З. Нурымбетов ответил так:
- Государственный академический Большой театр имени А. Навои обязан сохранять художественные традиции в первозданном виде. Мы решились, спустя почти полвека, как можно более точно воссоздать балет «Амулет любви» в постановке народной артистки Узбекистана Галии Измайловой – сохранить дух революционного проекта для того времени – в жестах, движениях, мимике, пластике рук. В нём, как нигде ранее, звучат национальные и индийские мотивы, ритмы, наиболее полно и органично совмещены хореографические элементы двух близких по духу народов Востока, имеющих вековые историко-культурные связи со времён великого Шёлкового пути и эпохи великих Моголов, выходцев из Средней Азии (16-17 в.).
Корр.: На ваш взгляд, что удалось в новой редакции балета в целом и что ещё требует доработки?
- Для успешной реализации этого трудного проекта надо было не только полностью обновить декорацию, костюмы, естественно, состав исполнителей, но ещё иметь огромный опыт классической хореографической школы, индивидуальные наработки солистов балета и кордебалета и не жалеть время на дополнительные репетиции, которого нам, как всегда, не хватало. Наши артисты заняты также в других спектаклях и не менее ответственных проектах, в частности, оперы-балета «Хамса» М. Бафоева и одновременно мы готовимся к Театральному фестивалю оперного и балетного искусства, который состоится в апреле этого года. На мой взгляд, пока всё идёт успешно по задуманному сценарию, и публика отзывчиво реагирует на хореографическую драматургию спектакля – симфонического балета. Успеху спектакля помогает сценография народного художника Мели Мусаева и, конечно, прекрасная глубокая музыка Мухтара Ашрафи, дающая возможность раскрыться каждому исполнителю и дальше расти и развиваться от одного представления к другому. На сцене уже в первом действии перед зрителями открываются просторные арочные проёмы, с обеих сторон увитые скульптурами слонов и индийских богов. Арки уничтожают стену, лишают её материальности, весомости и плотности и отдалённо напоминают красоту и изящество мавзолея Тадж-Махала в период правления Акбара, соединяющего черты нарядности и монументальности, наполненного светом и воздухом. Среди изображений индуистских богов важное место в скульптуре малых форм занимает образ Шивы Натараджа – царя космического танца. Помещённая в огненном круге бронзовая фигура божества, пляшущего на теле поверженного карлика – демона невежества, - плавными ритмами движений своих четырёх гибких рук и стройных ног как бы воспроизводила ритмы круговращения Вселенной. Завораживающая магия танца – столь высоко ценимого в Индии вида искусства – в спектакле воспроизведена с захватывающей силой в образе цыганки Чундари. Жесты Чундари, поворот её головы, подобно её прообразу – Шивы – продуманы до мельчайших деталей. Танец индийских девушек с шарфами, дуэт охотника и Газели, соло Манипури дополняют хореографический рисунок балета и наполняют его энергией и жизненной убедительностью народного искусства танца. В балетном спектакле яркий психологический танец Чундари-цыганки (Амина Бабаджанова) соседствует с романтическим мужским танцем Мирзы, юноши из Бухары (Дониер Хосманов). Разнохарактерные танцы купца Ромаи, отца главной героини Сонни (Замир Нурымбетов), её знатного и глупого жениха Чанду (Равшан Чарыев, который, не передвигался, а буквально, «летал» по сцене) и его окружения друзей сталкиваются то с возвышенно-лирическим танцем в сцене знакомства и зарождающегося чувства молодых влюблённых – индийской девушки Сонни (Ольга Сабирова) июноши из Бухары Мирзы, то с их заключительным драматическим «танцем свободы и смерти» перед их спонтанным вынужденным решением броситься в пучину реки с высокой скалы. В эпилоге умирает и безответно влюблённая в бухарского юношу самоотверженная цыганка, красавица Чундари. Она готова была пожертвовать своей любовью ради счастья возлюбленного, но не сумела смириться с их кончиной. В финале торжественно звучит хор, прославляющий любовь и свободу главных героев, которой они остались верны хотя бы ценой своей гибели. Балет назван «Амулет любви», потому что нет ничего важнее в страннике, чем его память о покинутой родине. Провожая Мирзу в далёкую неизведанную страну, старый купец дарит сыну амулет – он должен напоминать Мурзе о его родине – Бухаре. Манящий образ далёкой родной Бухары в сценографии и музыке нежно звучит в спектакле во втором действии на фоне средневековых архитектурных ансамблей, среди которых выделяется очертание минарета Калян, и завершается в финале, когда народ оплакивает погубленную любовь индийской красавицы Сонни и доброго юноши из Бухары Мирзы Иззата. Сразу после окончания спектакля музыкальный руководитель и дирижёр – Народная артистка Узбекистана, лауреат государственной премии, профессор Дильбар Абдурахманова на вопрос, что значит для неё восстановленный после долгого перерыва балет «Амулет любви» на сцене ГАБТ имени А. Навои, взволнованно ответила: - Сегодня у нас очень большой праздник. Это спектакль моего родного педагога. Сегодня я дирижировала в память о моём учителе Мухтаре Ашрафовиче Ашрафи, который сделал из меня дирижёра. Дома я бережно храню клавир этого балета с автографом Мухтара Ашрафи. Оркестр много работал и сегодня играл в полную силу. Результат налицо: радостные лица, овации, букеты цветов солистам балета и оркестрантам. Я счастлива и довольна нашим общим успехом.
Н.К. Гуннова, директор мемориального музея М. Ашрафи, поделилась своим впечатлением от премьеры балетного спектакля «Амулет любви»: - Этот балет со времени его первого представления всегда идёт с большим аншлагом на сцене ГАБТ имени А.Навои. Артисты ГАБТ при поддержке индийского посла в Узбекистане в 2009 году показали его в Дели. В фонде нашего музея сохранилось письмо Индиры Ганди с благодарностью маэстро за его дар индийскому народу – созданный и поставленный в Дели балет «Амулет любви», которым, заверяла она, мог бы гордиться её отец Джавахарлал Неру, тонкий ценитель и поклонник искусства узбекского народа. Мухтар Ашрафи был один из первых композиторов, кто ввёл в национальную музыку индийские мотивы, открыв двери для использования и переработки инонациональных («поливосточных») элементов в отечественном музыкальном искусстве. Корр.:Чем сегодня живёт один из старейших музеев узбекской столицы? Музей Мухтара Ашрафи существует более тридцати лет. В Ташкенте широко отметили 100 -летие со дня рождения Мухтара Ашрафи: научно-практические конференции, посвящённые вкладу М. Ашрафи в музыкальное наследие Узбекистана и историю музыкальной современности; концерты симфонической и камерной музыки в ГКУз; цикл музыкально-просветительских вечеров в мемориальном доме-музее М. Ашрафи в Ташкенте с участием солистов ГАБТ имени А. Навои.
На сегодняшний день, как всегда, у нас много планов: ближайшая встреча намечена с учеником Мухтара Ашрафи, Заслуженным артистом Узбекистана, хормейстером и дирижёром ГАБТ имени А.Навои Сулейманом Шадмановым, который расскажет о своём учителе. Восстановленный балет «Амулет любви» – своего рода живой динамичный мемориал в музыке и танце тем, кого нет среди нас, но кто с честью нёс эстафету традиций и новаторства и заслужил подобного увековечивания, пробуждающего творческую мысль артистов, музыкантов и их благодарных зрителей нового времени. Гуарик Багдасарова, искусствовед фото Юрия Полянского
|
|