Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
27.03.2017 / 00:07:40

Новая премьера балета Мухтара Ашрафи "Амулет любви" на сцене ГАБТ имени А.Навои


Известный узбекский  композитор, дирижёр, педагог, народный артист Узбекистана , Мухтар Ашрафович Ашрафи  (11 июня 1912 - 15 декабря 1975) - один из основоположников современной узбекской музыки. Его оперы, балеты, кантаты и симфонии, оратории и камерные произведения для скрипки и фортепиано, романсы, музыка к драматическим спектаклям и фильмам получили широкую популярность  у нас в стране и за рубежом. Национальным достоянием стали созданные композитором оперы:  «Буран»,  «Великий канал»,  «Дилором», «Сердце поэта», музыкальная драма «Мирзо Иззат в Индии»  и  балеты —   «Амулет любви»«Тимур Малик»«Стойкость»«Любовь и меч». Первая постановка балета «Амулет любви» на сцене ГАБТ им. А.Навои  состоялась в 1969 году; последняя  - 30 марта 2008 года.

М. Ашрафи родился в  Бухаре в семье известного народного певца и дутариста Ашрафжана Хафиза, ставшего его первым учителем. С семи лет начал играть на узбекских народных инструментах. В 19241929 годах учился в бухарской Восточной музыкальной школе по классу дутара и параллельно занимался в Бухарском институте просвещения. В 19291931 годах обучался в Научно-исследовательском институте музыки и хореографии по классу музыкально-теоретических предметов у H.H. Миронова в Самарканде.

Выпускник Института узбекской музыки и хореографии в Самарканде  Ашрафи изучал композицию в Московской (1934—1936) и Ленинградской (1941—1944) консерваториях, а в 1948 году окончил последнюю экстерном по факультету оперно-симфоничеокого дирижирования. Ашрафи руководил Театром оперы и балета им. А. Навои (до 1962 года), Театром оперы и балета в Самарканде (1964—1966), а в 1966 году вновь занял пост главного дирижера  ГАБТ имени А. Навои (ГАБТ до 1939 г. назывался Узбекским музыкально-драматическим театром им. А. Навои). На театральной сцене и на концертной эстраде дирижер представил слушателям многие образцы современной узбекской музыки. В 1975 году вышла в свет книга воспоминаний композитора «Музыка в моей жизни», а год спустя, уже после его смерти, его имя было присвоено Ташкентской государственной консерватории.

Музыкальная культура индийского народа давно привлекает узбекских композиторов. Балет «Амулет любви» является обобщением глубокого интереса Мухтара Ашрафи к музыкальной и танцевальной культуре Индии. 
Мухтар Ашрафи писал в своей книге «Музыка в моей жизни»: 

Мне посчастливилось и самому побывать в сказочной стране. В составе культурной делегации я посетил многие города обширного Индостана. В течение полутора месяцев мы наслаждались всюду здесь звучавшей индийской музыкой, песнями, видели великолепные национальные танцы, которые приводили нас в восторг. Все было ново, своеобразно, самобытно, но не похожее на то скудное представление об индийской культуре, которое я имел до этой незабываемой для меня поездки 1955 г.

По мере возможности,  я старался глубже проникнуть и познать великую древнюю культуру. В нескольких  городах  удалось записать песни и причудливые ритмы индийской музыки, послушать выдающихся певцов-исполнителей. Обо всем увиденном и услышанном я записывал, насколько мог, подробно. Часть сделанных заметок была впоследствии издана в моей книге «Индийские дневники». Индия оставила во мне неизгладимый след и нашла отражение в моем дальнейшем творчестве. В написанной мною опере «Дилором» определенное место занимают интонации индийской музыки».

Балет «Амулет любви» является продолжением и обобщением глубокого интереса к музыкальной и танцевальной культуре Индии. Это произведение навеяно ее природой, народными обычаями, легендами. Большое впечатление на композитора произвела популярная драма «Сонни и махивал» («Красавица и пастух») индийского драматурга Балванта Гарги. В основе его пьесы старинная легенда: узбекский юноша из Бухары с караваном купцов отправляется в Индию. Там он встречается с девушкой. Молодые люди полюбили друг друга. Но ее отец против их свадьбы. Влюбленные пытаются сбежать. Толпа фанатиков преследует их и настигает на берегу реки. Юноша и девушка, обнявшись, бросаются в реку.

Эта бесхитростная история, повторяющаяся на Востоке во множестве различных вариантов, привлекла Ашрафи своей чистотой и целомудренностью. Она слилась в его воображении с теми причудливыми мелодиями песен и танцев Индии, которые покорили автора своей эмоциональностью, богатством и разнообразием ритмов тончайших красок. Сюжет легенды позволяет переплетать индийские и узбекские мелодии, рисовать картины близкой ему по духу Индии и ее талантливого народа, дать музыкальные характеристики героев балета.

Наши народы имеют связи с древнейших времен, что способствовало взаимопроникновению и обогащению многовековых культур народов Средней Азии и народов Индии. В балете широко используется тематический материал индийской классической музыки «Рага» и народные песни, многообразные индийские ритмы. Также используется афганская свадебная песня. В музыке балета композитор стремился создать произведение, учитывающее требования современной балетной хореографии, а фольклорные моменты танца были введены только там, где это было необходимо для развития действия балета.

Первое хореографическое воплощение балета было осуществлено выдающимся мастером классического и народного танца, блестящим знатоком танцевального искусства Индии и Узбекистана – народной артисткой Галией Измайловой. «Амулет любви» (хореография Галии Измайловой) представляет собой симфонический балет в 3-х актах, 6 картинах с прологом и эпилогом. Либретто: М. Ашрафи, Г.С.Миллер,  по мотивам драмы Б. Гарги «Сонни и махивал». 

Новое обращение к балету «Амулет любви», по мнению балетмейстера, Заслуженного артиста Узбекистана, Народного артиста Каракалпакстана Замира Нурымбетова, впервые поставленному Галиёй Измайловой в 1969 году на сцене ГАБТ имени А. Навои, свидетельствует не только о нашей благодарной памяти  Народного артиста Узбекистана Мухтара Ашрафи – основоположника национальной оперы, балета и симфонической музыки.

Сосредоточив усилия  в направлении сохранить для узбекского народа бесценные богатства его музыкальной культуры, мы тем самым сохраним для нынешнего подрастающего поколения и наших потомков духовные ценности, обогатим их историческую память и  ещё раз прикоснёмся к  истории музыкальной культуры Узбекистана.

 

На вопрос, что особенного, новаторского,  было привнесено в обновлённую  редакцию балета, З. Нурымбетов ответил так:

 

- Государственный академический Большой театр имени А. Навои обязан сохранять художественные традиции в первозданном виде. Мы решились,  спустя почти полвека,  как можно более точно воссоздать балет «Амулет любви» в постановке  народной артистки Узбекистана Галии Измайловой – сохранить дух  революционного проекта для того времени  – в жестах, движениях, мимике, пластике рук. В нём, как нигде ранее,  звучат национальные и индийские мотивы, ритмы, наиболее полно и органично совмещены  хореографические элементы двух близких по духу народов Востока, имеющих вековые историко-культурные связи со времён великого Шёлкового пути и эпохи великих Моголов, выходцев из Средней Азии (16-17 в.).

 

Корр.: На ваш взгляд, что удалось в новой редакции балета в целом и что ещё требует доработки?

 

- Для успешной реализации  этого трудного проекта надо было не только полностью обновить декорацию, костюмы, естественно, состав исполнителей, но ещё иметь огромный опыт классической хореографической школы, индивидуальные наработки солистов балета и кордебалета и не жалеть  время на дополнительные репетиции, которого нам, как всегда, не хватало. Наши артисты заняты также  в других спектаклях и не менее ответственных проектах, в частности, оперы-балета «Хамса»  М. Бафоева и  одновременно мы  готовимся к Театральному фестивалю оперного и балетного искусства, который состоится в апреле этого года.

На мой взгляд, пока всё идёт  успешно по  задуманному сценарию, и публика отзывчиво реагирует на хореографическую драматургию спектакля – симфонического балета. Успеху спектакля помогает сценография народного художника Мели Мусаева и, конечно, прекрасная глубокая музыка  Мухтара Ашрафи, дающая возможность раскрыться каждому исполнителю и дальше расти и  развиваться  от одного представления к другому.

На сцене уже в первом действии перед зрителями открываются просторные арочные проёмы, с обеих сторон увитые скульптурами слонов и индийских богов. Арки уничтожают стену, лишают её материальности, весомости и плотности и отдалённо напоминают красоту и изящество мавзолея Тадж-Махала в период правления Акбара, соединяющего черты нарядности и монументальности, наполненного светом и воздухом. 

Среди изображений индуистских богов важное место в скульптуре малых форм занимает образ Шивы Натараджа – царя космического танца. Помещённая в огненном круге бронзовая фигура божества, пляшущего на теле поверженного карлика – демона невежества, - плавными ритмами движений своих четырёх гибких рук и стройных ног как бы воспроизводила ритмы круговращения Вселенной. Завораживающая магия танца – столь высоко ценимого в Индии вида искусства –  в спектакле воспроизведена  с захватывающей силой в образе цыганки Чундари. Жесты Чундари, поворот её головы, подобно её прообразу – Шивы – продуманы до мельчайших деталей. Танец индийских девушек с шарфами, дуэт охотника и Газели, соло Манипури  дополняют хореографический рисунок  балета и наполняют его  энергией и жизненной убедительностью народного искусства танца.

В балетном спектакле яркий психологический танец Чундари-цыганки (Амина Бабаджанова) соседствует с романтическим мужским танцем Мирзы, юноши из Бухары (Дониер Хосманов). Разнохарактерные танцы купца Ромаи, отца главной героини Сонни (Замир Нурымбетов), её знатного и глупого жениха Чанду  (Равшан Чарыев, который, не передвигался, а буквально, «летал»  по сцене) и его окружения друзей сталкиваются то с возвышенно-лирическим танцем  в сцене знакомства и  зарождающегося чувства  молодых влюблённых – индийской девушки Сонни (Ольга Сабирова) июноши из Бухары Мирзы, то с  их  заключительным драматическим «танцем свободы и смерти»  перед их спонтанным вынужденным решением броситься в пучину реки с высокой скалы. В эпилоге умирает и безответно влюблённая в бухарского юношу  самоотверженная цыганка,  красавица Чундари. Она готова была пожертвовать своей любовью ради счастья возлюбленного, но не сумела смириться с их кончиной. В финале торжественно звучит хор, прославляющий любовь и свободу главных героев, которой они остались верны хотя бы ценой своей гибели.

Балет назван «Амулет любви», потому что нет ничего  важнее в страннике, чем его память о покинутой родине. Провожая Мирзу в далёкую неизведанную страну, старый купец дарит  сыну амулет – он должен напоминать Мурзе о его родине – Бухаре. Манящий образ далёкой родной Бухары в сценографии и музыке нежно звучит в спектакле во втором действии на фоне средневековых архитектурных ансамблей, среди которых выделяется очертание минарета Калян,  и завершается в финале, когда народ оплакивает погубленную любовь  индийской красавицы Сонни и доброго юноши из Бухары Мирзы Иззата.

Сразу после окончания спектакля музыкальный руководитель и дирижёр – Народная артистка Узбекистана, лауреат государственной премии, профессор Дильбар Абдурахманова на вопрос, что значит для неё восстановленный после долгого перерыва балет «Амулет любви»  на сцене ГАБТ имени А. Навои, взволнованно ответила:

- Сегодня у нас очень большой праздник. Это спектакль моего родного педагога. Сегодня я дирижировала в память о моём учителе  Мухтаре Ашрафовиче Ашрафи, который сделал из меня дирижёра.  Дома я бережно храню  клавир этого балета с автографом Мухтара Ашрафи. Оркестр много работал и сегодня играл в полную силу. Результат налицо: радостные лица, овации, букеты цветов солистам балета и оркестрантам. Я счастлива и довольна нашим общим успехом.

 

Н.К. Гуннова, директор мемориального музея М. Ашрафи, поделилась своим впечатлением от премьеры  балетного  спектакля «Амулет любви»:

- Этот балет со времени его первого представления  всегда идёт с большим аншлагом на сцене ГАБТ имени А.Навои. Артисты ГАБТ при поддержке индийского посла в Узбекистане в 2009 году показали его в Дели. В фонде  нашего музея сохранилось письмо Индиры Ганди с благодарностью маэстро за его  дар индийскому народу – созданный  и поставленный в Дели  балет «Амулет любви», которым, заверяла она,  мог бы гордиться её отец Джавахарлал Неру, тонкий ценитель и поклонник искусства узбекского народа. Мухтар Ашрафи был один из первых композиторов, кто ввёл в национальную музыку индийские мотивы, открыв двери для использования и переработки инонациональных («поливосточных») элементов в отечественном музыкальном искусстве.

 Корр.:Чем сегодня живёт один из старейших музеев узбекской столицы?

Музей Мухтара Ашрафи существует более тридцати лет. В Ташкенте широко отметили 100 -летие со дня рождения Мухтара Ашрафи: научно-практические конференции, посвящённые вкладу М. Ашрафи в музыкальное наследие Узбекистана и историю музыкальной современности; концерты симфонической и камерной музыки в ГКУз; цикл музыкально-просветительских  вечеров в мемориальном доме-музее М. Ашрафи в Ташкенте с участием солистов ГАБТ имени А. Навои.

На сегодняшний день, как всегда, у нас много планов: ближайшая встреча намечена с учеником Мухтара Ашрафи, Заслуженным артистом Узбекистана, хормейстером и дирижёром ГАБТ имени А.Навои   Сулейманом Шадмановым, который расскажет о своём учителе.

Восстановленный балет «Амулет любви» – своего рода живой динамичный мемориал в музыке и танце тем, кого нет среди нас, но кто с честью нёс эстафету традиций и новаторства и заслужил подобного увековечивания, пробуждающего творческую мысль артистов, музыкантов  и их благодарных зрителей  нового времени.

Гуарик Багдасарова, искусствовед 

фото Юрия Полянского 

         





Другие материалы рубрики

25.03.2017 / 14:16:40

Студенты IUT смогут бесплатно пользоваться продуктами Microsoft

Компания Microsoft предоставила возможность студентам Университета Инха в г. Ташкенте бесплатно пользоваться профессиональными средствами разработки и другими лицензионными программными обеспечениями фирмы. Далее...

25.03.2017 / 14:06:56

Министерство народного образования при поддержке "Нестле Узбекистан" реализовало образовательный проект

Министерство народного образование Республики Узбекистан завершило реализацию очередного образовательного проекта, в рамках которого дети усовершенствовали свои знания о водном балансе в организме человека, правилах гигиены и бережного отношения к воде. Далее...

25.03.2017 / 13:31:30

III Международный фестиваль многоголосных ансамблей и оркестров национальных инструментов "Навруз садолари"

Международный неправительственный благотворительный фонд "Sog'lom avlod uchun", Государственная консерватория Узбекистана, Министерство культуры РУз, Министерство народного образования РУз, Государственный камерный оркестр национальных инструментов "Согдиана", ОДМ "Камолот", Швейцарское Бюро по сотрудничеству, Союз композиторов Узбекистана, а также Творческое объединение "Тасвирий ойина". Далее...

25.03.2017 / 13:28:06

Теперь точно: старт полетов из Ташкента в Душанбе назначен на 4 апреля

Первый рейс, на который уже можно приобрести билеты, запланирован на раннее утро 4 апреля, пояснили в авиакомпании "Узбекские авиалинии" Далее...

25.03.2017 / 13:13:14

Жители столицы как большой праздник отметили День весеннего равноденствия -Навруз

Жители узбекской столицы, как много веков назад, тщательно готовились к наступлению весеннего праздника. Далее...





29.03.2024 / 11:28:42
"Дни открытых дверей" в Большом театре Узбекистана им. А.Навои украсил вокальный вечер-композиция "Мир оперных арий и дуэтов"
 
29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте