Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.04.2017 / 16:49:13
САМАРА И САМАРКАНД: НАСЛЕДИЕ ГОРОДОВ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУРВ космической столице России вышла из печати новая книга «Самара-Самарканд: Наследие и современность в диалоге культур от Волги до Зеравшана» (2017)*. Это сборник статей и материалов одноимённого международного научно-практического форума, проходившего в прошлом году в рамках городской культурно-образовательной программы «Дни Самарканда в Самаре». На страницах этого научно-информационного издания представлены научные разработки, актуальные социально-культурные практики и образовательные проекты, связанные с изучением места и роли наследия в меняющемся мире в контексте осмысления опыта исторического взаимодействия культур, вызовов современности и новых стратегий евроазиатской интеграции. Рассматриваются вопросы по сближению и примирению культур на основе диалога традиций и инноваций, синтеза преемственности и нововведений, новых сценариев коммуникации между объектами культурного наследия и современными социальными практиками. Внимание обращено к эффективным практикам расширения и углубления междисциплинарного и межрегионального разговора о креативных возможностях культуры в формировании устойчивых торгово-экономических связей, социальном партнёрстве и образовательном сотрудничестве между городами Самара и Самарканд. В тематические разделы сборника включены тексты, повествующие о влиянии культурных традиций Самарканда и Самары на жизнь людей разных стран, народов и поколений. Здесь содержатся материалы, раскрывающие персонифицированные впечатления, размышления и воспоминания о встрече с культурным и природным наследием двух разных, но исторически связанных Великим Шёлковым путём регионов Евразии от Волги до Зеравшана. Книгу выпустил Самарский государственный институт культуры в рамках проектной деятельности его научных и образовательных подразделений – Международной школы высших культурологических исследований и кафедры теории и истории культуры. Данный издательский проект был поддержан Самарским культурологическим обществом «Артефакт – культурное разнообразие».
В подготовке издания также приняли участие Самарский государственный экономический университет, Самарский институт – Высшая школа приватизации и предпринимательства, Международная комиссия срочных антропологических исследований (Австрия), Самаркандский городской Центр культуры и досуга населения им. Амира Темура, Самаркандское областное отделение Русского культурного центра Республики Узбекистан, Музей истории основания Самарканда «Афросиаб», Научно-практический музей-лаборатория Самаркандского государственного университета. Вот ещё несколько фактов. Книга содержит 36 статей 40 авторов из 11 городов мира. Среди тех, кто участвовал в подготовке этого издательского проекта, есть представители России, Узбекистана, Кыргызстана, Украины, Испании, Индии, Австралии и других стран. Издание охватывает широкий тематический спектр. Назовём лишь некоторые разделы книги: «Культурно-исторические традиции взаимодействия Самары и Самарканда», «Экономика и культура в евразийском диалоговом пространстве», «Историческое наследие в диалоге культур и связи времён», «Наследие в индустрии туризма и в музейных практиках», «Наследие и диалог культур в пространстве образования и межвузовского сотрудничества», «Самара и Самарканд в практиках персонифицированной культуры: хроники, воспоминания, события», «Дискуссионная трибуна», «Люди, идеи, свершения»… Стоит отметить, что титульные страницы, аннотации и ключевые слова ко всем статьям в сборнике представлены как на русском, так и на английском языке. Сборник выпущен в ознаменование Международного десятилетия ООН по сближению культур (2013-2022) и Десятилетия Соглашения «О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Администрацией городского округа Самара (Российская Федерация) и Хокимиятом города Самарканда (Республика Узбекистан)». Помимо редактора книги доктора культурологии, профессора, заведующего кафедрой истории и теории культуры Самарского государственного института культуры Владимира Ивановича Ионесова, на презентации выступили доктор технических наук, профессор Самарского государственного технического университета, заслуженный деятель науки и техники РФ Валентин Николаевич Михелькевич; доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Самарского государственного социально-педагогического университета Антон Игоревич Белкин, другие самарские учёные. Среди авторов статей находим знаменитого испанского архитектора, кстати, уроженца города Самарканда Мануэля Нуньеса-Яновского, члена-корреспондента Королевской академии изящных искусств Сант-Жорди. В статье «Самара и Самарканд в военные годы» кандидат технических наук, доцент Российского государственного геологоразведочного университета (Москва) Надежда Марковна Менькова, в частности, пишет: «Я принадлежу к поколению «детей войны», которые пережили всенародное бедствие в школьном возрасте и вполне отчётливо смогли запомнить события того времени. На мою долю выпали годы эвакуации: вынужденные скитания, переезды на новые места… Волею судеб я побывала тогда и в Самаре – тогда этот город назывался Куйбышевым, и в Самарканде. Каждый из этих городов играл свою особенную роль в годы войны, а сближало их – единение людей, выручка, взаимопомощь, желание победить врага. Самарканд и Самара – города, которых объединяют не только трассы Великого Шёлкового пути, но и Великая Отечественная война. Когда я вспоминаю самаркандский период своего детства, мне кажется, что я побывала в сказке из «Тысячи и одной ночи», и мне хочется закончить эту часть своих воспоминаний одной врезавшейся в память картиной. Я бегу домой вдоль Абрамовского бульвара – прекрасного сквера, достопримечательности города Самарканда. Вот уже видна дорога из старого города в новый, как вдруг я слышу звон колокольчиков и замираю, поражённая. Неспешно, мерными шагами идут друг за другом верблюды, впереди узбек на ослике – караван вступает в город, так же, как это происходило и 100, и 1000 лет назад. Верблюды подходят к арыку, журчащему под сенью карагачей, становятся вдоль него. Гортанная команда – и все они разом опускаются на землю… Я с восхищением наблюдаю эту картину и одновременно щупаю босой ступней булыжники, покрывающие небольшую площадь возле эвакогоспиталя. Жара стоит страшная, камни раскалены, обжигают ноги, и я никак не могу решиться перебежать небольшое пространство от одной полоски тени до другой… Самаркандский горячий полдень – мой любимый, часто повторявшийся в жизни сон, которому не суждено было стать явью… Однако Самарканд памятен мне не только своей необычностью, красотой, экзотичностью. Там я начала серьёзно учиться, приобщилась к музыке и пению, нашла замечательных подружек. Но всё это были «мелочи жизни» – учиться было интересно и радостно, а, главное, в новом объединённом классе я нашла себе замечательную подружку – Клавдию Круг-Лучинскую, внучку профессора Самаркандского мединститута В.И. Руднева, переводчика трудов Гиппократа. И в том далёком 1943 году, среди нестабильности нашего существования вдруг возник уютный дом с красивой мебелью, фортепиано, большой библиотекой… Действительно, в годы войны в Узбекистане эффективно решалась проблема сиротства. Без лишней волокиты местные жители брали к себе осиротевших детей, и мы должны помнить о том, что народ этой республики не только радушно принял и обеспечил самым необходимым тысячи эвакуированных, не только создал на своей земле массу госпиталей, где лечились и реабилитировались раненные на фронтах войны бойцы, но и принял огромное число сирот в лоно своих и без того многочисленных семей…». В эссе «Волга и Зеравшан: реки, орошающие души» российская поэтесса, член Союза писателей Москвы Ирина Саверьевна Алексеева делится своими наблюдениями и впечатлениями о Самарканде и Самаре: «Десять лет – первый юбилей! Но, мысленно зажигая десять юбилейных свечей, я думаю о более длительной и глубокой их связи, о несмолкающей перекличке. Услышавшему её – уже не забыть этот перезвон веков, этот шепот вечности…». «Эстетика Востока всегда завораживает, оставляет чарующее и неизгладимое впечатление. Но особенно прекрасен, интересен и загадочен Самарканд. Так, попадая в старый город, на площадь Регистан, ты мгновенно погружаешься в историческую эпоху тысячелетней давности, в мир Тамерлана, Улугбека, Навои… Самарканд не перестаёт восхищать туристов, и неизменно остаётся в поле научных интересов историков, археологов, архитекторов, географов и инженеров. Город стал источником вдохновения и катализатором больших культурных проектов не только научных сообществ Узбекистана, но и учёных многих стран мира, в том числе России. На меня, как человека с инженерным образованием, произвело неизгладимое впечатление знакомство с работами учёных древнего Востока, в частности Улугбека, и его научными открытиями, сделанными в основанной им Самаркандской астрономической обсерватории. Удивляет, что Улугбек был не только правителем, эмиром, государственным деятелем, но и выдающимся учёным мирового уровня. Никто до сих пор не понял (и не разглядел!), как ему и его помощникам удалось в XV веке сделать величайшее открытие: составить детальный астрономический атлас звёздного неба с более чем тысячей звёзд… Возвращаясь к архитектуре древних сооружений, скажу, что на меня до сих пор производят сильное впечатление орнаменты из разноцветных плиток керамики, майолики и камня. Казалось бы, орнамент – это вид художественного искусства, чистая эстетика. Однако в орнаментальной композиции закодированы глубокие смыслы и значения, отсылающие человека к философии, истории, математике, языку и природе...» – отмечает профессор В.Н. Михелькевич в своей статье «Партнёрство между городами как культура, не знающая границ, кладезь знания и источник вдохновения». Среди авторов сборника есть и представители самаркандского научного сообщества: профессор Самаркандского государственного университета Нона Армаисовна Аванесова, её коллега по университету доцент Рубен Гамлетович Назарьян, доцент Самаркандского архитектурно-строительного института им. М. Улугбека Рахимжон Шамсиевич Авазов, заведующий научно-практическим музеем-лабораторией СамГУ Рахим Каюмов, директор Музея основания города Самарканда «Афросиаб» Самариддин Истатпулатович Мустафокулов и др. Сегодня города-побратимы Самара и Самарканд активно открываются друг для друга, совместно выстраивая площадку для запуска новых проектов и партнёрских программ. Жители двух городов всё чаще вступают в диалог по самым разным и важным вопросам делового, культурного, образовательного и научного сотрудничества. Оба города связаны между собой не только сходством своих названий, но и историческими событиями, дружескими узами и судьбами многих поколений людей, которые своими делами, открытиями и свершениями укрепляли сотрудничество Самары, Самарканда и сопредельных им регионов. Неповторимое культурно-историческое наследие Самарканда и многовековой опыт сотворчества различных культур, религий и народов Среднего Поволжья, в лице его экономической и интеллектуальной столицы – Самары, служат мощным ресурсом современных урбанистических преобразований, межкультурной интеграции и социального партнёрства. Книгу украсили картины члена Союза художников России Геннадия Васильевича Тибушкина. На этих полотнах самарский живописец изобразил виды городов-партнёров Самарканда и Самары. Сборник адресован не только специалистам по истории культуры, но и широкому кругу читателей, заинтересованным в изучении диалога культур в различных практиках исторического и современного взаимодействия Востока и Запада. Книга опубликована в электронном формате и с её содержанием можно ознакомиться на сайте Самарского государственного института культуры: http://www.smrgaki.ru/inst_ikskt/nasledie.pdf. Ограниченный тираж печатного издания сборника ожидается в конце года. По всем вопросам, связанным с данным изданием, можно обращаться по адресу: acdis@mail.ru. Анатолий Ионесов, автор и руководитель энциклопедического проекта «Самаркандиана»
Фото Елены Вагнер
|
|