Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.04.2017 / 23:39:29
Творческая встреча с Э.Ахмедовой и Э.Тухватуллиной в музее Сулеймана Юдакова надолго запомнится всем ее участникамВ этот раз здесь собрались активисты трёх литературно-творческих объединений, действующих при музее – «Данко», «Майсара», «Семинар молодых поэтов и писателей», а гостями и очень интересными собеседницами стали две очаровательные женщины, подвижницы современной культуры, да ещё тёзки и подруги – искусствовед Эльмира Ахмедова и тележурналист Эльмира Тухватуллина, имена которых хорошо известны в кругу ташкентской интеллигенции. Открывая эту встречу друзей директор мемориального музея великого узбекского композитора Сулеймана Юдакова Борис Бабаев напомнил страницы жизни и творчества автора ставшей поистине бессмертной первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары» и комического балета «Юность Насреддина». Немеркнущую славу узбекскому классику приумножили оратории «Мирзачуль», «Алъер», песня «Жон Узбекистон» и лирического романса «Не пой, красавица, при мне…», «Карнавальный вальс» и многие другие сочинения, получившие самую широкую известность не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Большую роль в формировании творческой личности композитора сыграли поэт Хамза, рассмотревший его большой талант и устроивший его в Кокандский детдом для одаренных детей, а в его дальнейшей музыкальной карьере великие композиторы и педагоги Глиэр, Шостакович, Хачатурян, с которыми С. Юдаков на протяжении своей сознательной жизни поддерживал тесные дружеские творческие связи. Искусствовед Эльмира Ахмедова, дочь известного узбекского художника Рахима Ахмедова, рассказала о многолетней дружбе своих родителей с Сулейманом Юдаковым и вспоминала о том, как она, обучаясь в музыкальной школе имени В. Успенского, частенько бывала в доме композитора вместе с отцом, познакомила участников встречи с книгой своей мамы Каримы Алимбаевой-Ахмедовой «Музыка в жизни узбекской женщины». Ее будущих родителей познакомил общий друг и наставник, народный художник Узбекистана , выдающийся миниатюрист Чингиз Ахмаров, создатель живописных образов Алишера Навои. Главным в её рассказе было вхождение музыкальной темы в творчество отца с появлением рядом любимой жены-красавицы, музыковеда , послужившей прообразом для многих его женских портретов. Эльмира Ахмедова посетовала, что её отца, в основном, знают по двум картинам, находящимся в постоянной экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана : «Материнское раздумье» и «Песня», - а таких шедевров у Рахима Ахмедова значительно больше. - Эти картины моего школьного детства, первой экскурсии в музей изобразительного искусства стоят у меня перед глазами и заряжают звонкой радостью бытия, говорит Эльмира Рахимовна. Помимо этих работ, светлым чувством любви к родине, родному краю и его людям , пронизаны картина «Утро. Материнство»; портреты сурхандарьинской девушки; певца узбекистанской природы У. Тансыкбаева и многие другие. Эльмира Ахмедова как искусствовед объективно заметила, что живописные и порой декоративные образы отца вместе с их творцом «поют» в звонких мажорных аккордах и раздумывают о жизни в гармоничном согласии с окружающей знойной азиатской природой. В этом их жизненность и современность. Эльмира Ахмедова книгу своей матери преподнесла в дар музею. Директор мемориального музея Борис Рахимович Бабаев поблагодарив гостью за книгу и её интересный рассказ о жизни и творчестве отца и за светлую память Сулеймана (Соломона) Юдакова, сказал следующее: - Эльмира-хон! Вы прекрасная женщина, отличный искусствовед и добрый друг нашего музея. Спасибо вам за все хорошее, что вы делаете. Желаю вам всего самого лучшего в жизни и творческой деятельности. У великого нашего художника Рахима Ахмедова - достойные дочери. Он мог бы вами гордиться! Много вопросов было адресовано известной тележурналистке Эльмире Тухватуллиной. Телезрители ее хорошо знают по ярким репортажам на канале Dunyo Bo'lab («Вокруг света») и авторским программам «Всё о туризме». Вот, что она рассказывала о своих приоритетах в профессиональной деятельности: - Сегодня наших телезрителей особенно волнует проект «Узбекистан на Великом шёлковом пути» во всех его культурных и духовных взаимосвязях. В этом направлении мы работаем постоянно и много. Границы культуры и нашего менталитета неизбежно расширяются в XXIвеке скоростных технологий. Для меня Италия - это приятные, трепетные воспоминания.
Мне нравятся язык, культура, архитектура, музыка, песни. Мне по духу близок итальянский темперамент. Обожаю аутентичную итальянскую кухню. А какой особой атмосферой таинства, волшебства и романтики пронизаны малые города этой страны! Например, на юге - в Апулии. В своих репортажах я приглашаю телезрителей побывать вместе со мной в Арагонском замке Отранто, спуститься в иподжео Пресичче, заглянуть в уникальный Музей крестьянского быта,узнать тайны Замка Герцога, прогуляться по улочкам, населенным удивительно интересными людьми, остановиться в обдуваемом всеми ветрами Санта-Мария де Леука, где соединяются два моря Адриатическое и Ионическое. В эти дни мы активно готовимся к съёмкам события года – Фестивалю изобразительного и прикладного искусства в Ташкенте. В течение пяти дней (18-25. 04. 17.) в узбекской столице продлится этот праздник живописи, скульптуры, графики, дизайна, прикладного искусства и фотографии, организованный Академией художеств Узбекистана совместно с Министерством культуры нашей страны. Тематика выставок охватит творчество величайших и малоизвестных отечественных и зарубежных художников ХХ-XXI веков.И это для нас тоже важное направление работы.
И далее она сказала: « Сегодня мы произвели съёмки выставки живописи уникальной художницы прошлого столетия Надежды Кашиной (1896-1977), ученицы заслуженного деятеля искусств Узбекистана, «мастера света» Павла Бенькова (1872-1949), в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираяма Академии художеств Узбекистана. Натюрморты Кашиной нельзя спутать с работами других наших художников. Несложные по мотивам, они жизнеутверждающи, декоративны, празднично-нарядны. На выставке будет показана её знаменитая жанровая картина «Девушка с бубном», написанная в 1940 году и не утратившая своего художественного обаяния и сегодня». Эльмира Тухватуллина, пользуясь случаем, не забыла поздравить православный и католический мир в лице присутствующих , со светлым праздником Пасхи и пожелать весны в сердцах: - Пусть дарит светлый праздник, дорогие братья и сёстры, добро и уют вашим домам, пусть мир и гармония пребудут с вами не только сегодня. Хочу Вам пожелать: беречь помыслы в чистоте, души в святости, сердца в вере. Дарите любовь близким людям, заботу и тепло - незнакомым, нуждающимся в этом! Будьте ближе друг к другу духовно, добрее, искреннее. Нас сближает не расстояние, а душевное тепло и понимание. Пусть они царят в ваших семьях и в нашем общем доме - Узбекистане! Аъзам прочитал несколько газелей А. Навои из этого сборника и подарил бесценные издания в твёрдой бирюзовой обложке с красочными иллюстрациями Нодиры Иброхимовой с автографом каждому участнику дружеской встречи. Её составитель пожелал всем приятного и необычного полёта в нашей отмеренной и неосознанно вечной жизни. Это великое наследие, став общенародной, общенациональной и интернациональной культурной традицией, будет теперь сопровождать нас всюду. Ташкентские поэты внесли свою скромную лепту в стихийную непротокольную программу творческой встречи друзей. Вика Осадченко, Николай Ильин, Бах Ахмедов, Муазам Ибрагимова, Адель Чилякова прочитали свои стихи о весне, дружбе, любви, детях и родном городе. Нигора Умарова декламировала рубаи Алишера Навои на староузбекском языке и поэтессы Зебуннисо (1638-1702) на фарси – «благоуханном» языке поэзии. Автор этих строк завершила литературную часть вечера стихотворным посвящением памяти Сулеймана Юдакова «Насреддин из Коканда», обобщившем воспоминания о нём разных людей, кому он дорог. Эльмира Тухватуллина сказала самые добрые слова о выступивших на этой встрече ташкентских поэтах, прочитавших на узбекском, русском и языке фарси стихи классиков и собственные сочинения о весне, о любви, о смысле жизни и подаривших ей свои авторские сборники. Будучи одним из ведущих журналистов страны она выразила надежду, что на Национальном ТВ Узбекистана может открыться поэтическая страница , которая бы могла знакомить телезрителей с современной поэзией нашего региона и демонстрировать всё лучшее, что происходит сейчас в современной многонациональной узбекской литературе. Председатель секции графиков СХ Узбекистана Шафкат Музаффар и главный художник периодического издания «Муштум» Хусан Садыков представили на суд литераторов и искусствоведов несколько свежих экземпляров сатирического журнала и тотчас получили позитивные оценки доброжелательных критиков их актуальных карикатур на злобу дня. Художники вместе с искусствоведом Эльмирой Ахмедовой обсудили недавнее знаменательное событие в культурной жизни – показ 13-14 апреля 2017 года самой большой картины в мире в выставочном комплексе Узэкспоцентр на V юбилейной Международной Узбекской Туристической выставка (МУТВ) -2017 в Ташкенте. Это был Арт-проект народного художника Узбекистана, академика Академии художеств Узбекистана Лекима Ибрагимова «Тысяча ангелов и одна картина». Узбекский художник нашего времени, подобно знаменитому русскому художнику Александру Иванову (1806-1858), писавшему в Риме 20 лет картину «Явление Христа народу», в итоге прославившую его, создавал свой оригинальный шедевр десять лет. Картина нашего современника и соотечественника занесена в книгу рекордов Гиннеса. В завершение двухчасовой встречи за традиционным в стенах музея чаепитием все присутствующие дружным, хоть и нестройным, хором вдохновенно исполнили песню С. Юдакова «Жон Узбекистон» под аккомпанемент на фортепиано Аъзама Обидова.
Гуарик Багдасарова Фото автора и Евгения Скляревского
|
|