В Национальной библиотеке Узбекистана им.А.Навои состоялся вечер памяти, посвящённый 105-летию народного артиста Узбекистана, оператора, режиссёра Малика Каюмова (1912-2010). В нем приняли участие многие его ученики и коллеги , драматурги и режиссёры, операторы, актёры и пользователи библиотеки. И они не просто приняли участие, а вспоминали о нем, как о человеке-легенде, основоположнике узбекского документального кино, крупном общественном деятеле и очень интересном человеке, который посвятил всю свою жизнь узбекскому кинематографу. Во многом благодаря Малику Каюмову в Ташкенте был построен Республиканский Дом кино побывать в котором всегда очень большая радость.
Можно сказать, что тон состоявшемуся очень интересном разговору задал прекрасно сделанный режиссером Камарой Камаловой документальный фильм «Малик Каюмов». Можно было узнать немало интереснейших подробностей из жизни Каюмова во время выступлений таких мастеров современного узбекского кино, как Джасур Исхаков, Зульфикар Мусаков, Абдурахим Исмаилов. Важные аспекты его жизни были в центре внимания воспоминаний о Малик-ака таких известных деятелей нашей культуры и искусства, как Аъло Ходжаев, Хайрулла Джураев, Шарофат Шакирова, Ботир Базарбаев, Тимур Каюмов и Уктам Ризаев. И наверно неспроста на вечере предложение назвать студию республиканской хроники именем Малика Каюмова. Наверно именно о таких людях, как Каюмов написаны такие волнующие строки: «Огромная совесть стоит за плечами, огромная жизнь расправляет крыла.»
Представитель узбекского киноискусства Малик Каюмов родился в 1912 году в городе Ташкенте. Свою трудовую деятельность он начал на киностудии «Звезда Востока», снимаясь и работая ассистентом оператора в фильмах «Багдадский амиркон», «Прекрасный день», «Оазис в пустыне», «Колодец в песках» и других фильмах. Обладатель званий народный артист Узбекистана, «Герой Труда» и ордена «Эл-юрт ҳурмати». Корреспондент «Союзкинохроники» по Средней Азии, за свою творческую деятельность, сняв более 200 документальных фильмов, прославив миру историю, культуру, науку и искусство узбекского народа, основав узбекское документальное кино, обогатил узбекское киноискусство редкими произведениями.
Окончив в 1930-1932 годах Московский государственный институт кинематографии, начал трудовую деятельность в качестве помощника кинооператора на Ташкентской кинофабрике “Шарк юлдузи”, участвовал в съёмках первых документальных и художественных фильмов. В 1932 году М.Каюмов работал кинооператором на Ташкентской студии кинохроники, корреспондентом “Союзкинохроники” по Средней Азии. Малик Каюмов отправился добровольцем на войну как военный кинооператор Центральной студии документальных фильмов. Он проявил самоотверженность при запечатлении на киноплёнку мужества и отваги воинов в ходе боев против фашизма.
С 1946 года и далее он работал режиссёром-оператором и художественным руководителем Ташкентской художественной и документально-хроникальной студии. Был директором, художественным руководителем киностудии научно-популярных и документальных фильмов, первым секретарём Союза кинематографистов Узбекистана. Его документальные фильмы “Родной край”, “Приезжайте к нам в Узбекистан”, “От весны до весны”, “Самарканд всегда со мной”, “Узбекский атлас”, «Кинофестиваль мира и дружбы», «Ташкент – город мира», «Ташкент,землетрясение», «Жизнь, посвящённая искусству», «Искусство Узбекистана» стали важным вкладом в развитие нашего национального киноискусства.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz