Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
20.08.2018 / 13:31:26

"Ты дорог мне, родной, любимый Узбекистан": отечественные художники навстречу Мустакиллику


Торжественное открытие  в ЦВЗ АХУз  17  08 18 сразу двух художественных экспозиций, посвящённых 27-летию независимости Республики Узбекистан, приблизило красочной атмосферой главный праздник страны — Мустакиллик. На первом этаже была представлена наиболее полная персональная выставка произведений прикладного искусства из фондов Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана — керамиста Алишера Назирова, приуроченная к 60-летнему юбилею известного мастера.

На открытии вернисажа председатель АХУз Акмаль Нуритдинов поздравил всех собравшихся художников и любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства с наступающим праздником и подчеркнул, что в нынешней обширной экспозиции, по традиции, представлены произведения различных направлений современного  искусства, созвучные веяниям  нового времени. На выставке  творения художников старшего поколения дополняют работы авторов-дебютантов. Это является  показателем преемственности вековых традиций художников  — живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства.

В Узбекистане нет такого человека, который бы не знал истории национальной риштанской керамики. Мы имеем возможность в эти благодатные дни (выставка продлится до  третьего сентября – примеч. авт.) воочию созерцать  эту красоту, созданную  усто Алишером  Насировичем Назировым, присутствующим здесь вместе со своими родными (сестрой Диларом Назировой),  коллегами и учениками. Шестьдесят лет – это только начало зрелости в жизни и в искусстве: мы ещё с Вами поработаем!.. — с этими словами Акмаль Нуритдинов преподнёс юбиляру Благодарственную грамоту от АХУз за его значительный вклад в народное искусство и огромный летний букет.

Председатель Ферганского объединения Академии художеств РУ Любовь Семизорова выразила благодарность Дирекции художественных выставок АХУз  за великолепную организацию юбилейной выставки риштанской керамики Алишера Назирова в Ташкенте и назвала мастера художником-передвижником. Он самостоятельно делает многочисленные выставки своих и ученических керамических работ в странах СНГ и дальнего зарубежья, тем самым пропагандирует  во всём мире декоративно-прикладное искусство Узбекистана. Л.П. Семизорова поздравила юбиляра с двойным праздником и преподнесла ему от ферганских художников национальный халат-чапан и узбекскую тюбетейку.

Искусствовед Людмила Кодзаева рассказала вкратце биографию мастера «наккошчи». С 12 лет он начал осваивать  трудоёмкое ремесло керамиста. Работал главным художником на риштанском керамическом заводе, стажировался  в Японии, участвовал на всемирных выставках и стал одним из первых победителей республиканского конкурса народных мастеров  «Ташаббус» в 1998 году. Заслугой художника стало открытие  в Риштане школы мастеров-керамистов, где он по сей день готовит молодую смену  талантов  риштанского промысла, получившего  народное признание  у нас в стране и за рубежом.

Зрители долго знакомились с разнообразными экспонатами авторской керамики Риштана, познавая особенности одухотворённого «стиля Назирова». Организаторы выставки постарались представить не одиночные экспонаты, а целые композиции  в характерных для мастера приглушённых темно-зелёных и намного реже бело-синих тонах, отличающиеся особым изяществом и изыском. По мнению специалистов, в частности, выступавшего потомственного керамиста из Андижана Абдувахоба Мирзабахрома, глухая полупрозрачная зелёная полива-ишкор встречается сегодня всё реже в риштанской керамике и часто уступает голубой.

Алишер Назиров смело интерпретирует традиционные риштанские элементы росписи. Посетители выставки могли подолгу любоваться в зеркале лягана стилизованным бодомом (миндаль) и колосом; росписью «бахор»-весна с ветвями цветущего урюка; орнаментом-сеткой по кайме; забытым в Узбекистане таджином, пришедшим к нам из арабских стран по Великому шелковому пути.

Вторая, бело-синяя, керамическая серия Алишера Назирова вызвала воспоминание у мастера о далёком эхе Второй мировой войны. В годы Великой Отечественной войны всё производство в Узбекистане было переориентировано на продукцию для фронта. Работоспособные мужчины-мастера мобилизованы. Остались лишь мастера-старики. В каждой узбекской семье прибыль — беженцы и осиротевшие дети. Гончарное производство в Риштане должно было полностью остановиться. Однако вопреки суровому времени, оно начинает расти и процветать на его родине. Количество проживающих в Ферганской долине людей многократно выросло. Фабричную посуду сюда никто не привозил, а потребность в ней выросла. Вот и проявился в Риштане один из старинных стилей росписи и поливы, требующий меньше времени и трудозатрат. Это была белая посуда с незатейливой сине-зелёной росписью, в основном, из-за отсутствия свинцовой глазури, которая позволяла наносить полихромную роспись.

По формам посуда стала утилитарной, простой и трогательной.

Сегодня никого не удивишь узбекской национальной посудой! Но Красота не перестаёт удивлять и трогать сердца, как  узбекская народная песня, понятная без перевода. В ней заложены настоящие глубокие подлинные чувства — это понимание того, что всё, что нас окружает, произошло из земли и воды, с помощью солнца, Божьей воли, а иногда ещё  человеческих рук. Вот основы всего сущего и вечного — любовь к родине и родному дому, уюту родного очага, необходимому во все времена. Недаром  произведения Алишера Назирова востребованы в разных уголках планеты: они украшают коллекции музеев Узбекистана, России, Японии, Франции, Великобритании, Германии и других стран Европы, Азии и Америки и часто напоминают нашим соотечественникам за рубежом, где их дом.

Экспозиция на втором этаже отличается от всех предыдущих, по мнению старшего научного сотрудника  Дирекции художественных выставок Лабар Мирзабаевой,  своим невиданным разнообразием. Она готовилась для народа и с учётом того, что обновлённая  АХУз, наконец, получила возможность закупать работы  именитых и  малоизвестных художников: в ближайшем будущем они украсят музеи, учебные учреждения, офисы и парки культуры и отдыха в нашей стране.

Естественно, что  уровень мастерства, творческий потенциал, идеалы и отношение  к жизни у авторов  выставочных экспонатов различны. В целом, внимание художников обращено к красоте природы, истории нашей страны, духовному облику её обитателей. Это произведения академиков Владимира Бурмакина, Джавлона Умарбекова, Файзуллы Ахмадалиева, Яниса Салпинкиди, Анвара  Мамаджанова; таких мастеров как Вахоб Зияев, Бахтиёр Махкамов, Александр Тюрин, Искра Шин, Радик Азизов, Татьяна Фадеева, Любовь Тиора, Татьяна Ли, скульптор  Дамир Рузыбаев. На выставке представлены  произведения декоративной пластики  Марины Бородиной, Людвиги Нестерович и Назиры Кузиевой. Зрители высоко оценили декоративные пластические композиции из цветного мрамора и агата «Золото осени», «Танец с веерами», «Птичья стайка», «Туманное утро» Людвиги Нестерович.

Джавлон Умарбеков в 70-80 гг. прошлого века совершил революцию в  советском узбекском искусстве, «национальном по форме и социалистическом по содержанию». Он один из первых сформулировал  ведущий композиционно-творческий принцип  свободно-ассоциативного объединения разнородных впечатлений, воспоминаний, переживаний и остался верен ему до сих пор. На выставке  особый интерес у посетителей выставки вызвали его полиптих «Шахерезада» (2010) и  портрет Дилафруз Умарбековой, выполненный в сдержанных чёрно-синих и зеленоватых тонах (2009). Распластанная  по плоскости  женская фигура в задумчивой позе приобретает многоплановость и глубину за счёт «интеллектуального» пёстро-декоративного фона с видами росписей древнеегипетских пирамид. Фигура на первом плане как бы вознесена над естественным потоком времени. Мерно чередуются  повторы белого цвета на  пёстро-декоративном фоне, и эта  повторяемость (в духе музыкального рондо) придаёт изображению определённые символические черты. Живописец с первых шагов своих исканий последней трети прошлого столетия по сегодняшний день —  два первых десятилетия нового XXI в. —  абсолютно органичен в выражении своей творческой воли.

Реалистичные портретные изображения детей: «Птичка» (2018), «Мальчик из Сукока» (2016); очаровательной юной девушки с восточными чертами,  невидимыми простому глазу воздушными флюидами  связанной с небесами («Вдохновение», 2016)  М. Шуваловой не только прекрасны сами по себе — они несут в себе при этом этическую нагрузку. Её работы заставляют размышлять о том, что человек интересен не сам по себе, он является продуктом культуры.

Молодые авторы Диёр Разыков,  Нигора  Шарафходжаева, Нуриддин Расулов, Камилия Измаилова, Зилола Назарова, Малика Джураева и другие опираются на диктат  индивидуального ощущения, передавая всю полноту  восприятия жизни, её радости и горести хитроумному изобразительному построению. Здесь на выставке порой решается самое важное — быть ли молодому художнику  узнанным и признанным, любимым или отвергаемым, нащупает ли он точки соприкосновения  с чужой душой, достаточно ли он для этого многозначен и современен.

Интерес зрителей к себе своей загадочностью вызвала инсталляция М. Бородиной «Нонсенс» («Нелепость») в центре выставочного зала на втором этаже. Живописный триптих Э. Джураева с национальной символикой представляет собой, своего рода,  мифотворчество — первообраз мифа жизни художника в разных метаморфозах — меняющихся образах и именах: «Царицы пустыни» (2018), «Белый конь» (2018). «Водяная мельница» (2018). Внимание зрителей привлекают к себе  живописно-повествовательный триптих со множеством мелких бытовых деталей, как  в восточной миниатюре, —  «Жара», «Колыбельная», «Каракалпакская мадонна» (2012) Х. Садыкова. Рядом, напротив, обобщённая жанровая композиция «Базар тюбетеек» (2018) И. Валиходжаева выполнена в стиле откровенного примитивизма. Реалистическая безыскусная жанровая картина «В мастерской художника» Б. Исмаилова правдиво передаёт творческое состояние  одиноко увлечённо рисующей девочки в пустой мастерской с большим распахнутым окном в просторный мир.

В рамках одной статьи нет возможности подробно  описать другие шедевры на выставке — их можно только назвать. Зрителей трогают  нежная по колориту и органичная по композиции «рондо», простая по сюжету  картина «Весенний мотив» Р. Азизова; экстравагантная «Дама в шляпе» (2018) Ш. Юсуфджанова; реалистические одухотворённые портреты в охристо-золотистой гамме близких людей и автопортрет Г. Громовой конца 90-х годов прошлого века. Четырёхчастное декоративное панно «Летающие деревья» (2018) Н. Турабоева напоминают красочные искрящиеся плоскостные витражи в оконных проёмах в интерьере старинных европейских храмов,  современных богатых домов, офисов или концертных залов. Монолитный брутальный  «Телец» Д. Назарова напоминает  знаменитого «Быка» В.А. Лысенко из собрания И.В.  Савицкого в Нукусском музее искусств или более ранние анималистические образцы ассирийского искусства. Эпическое по сюжету и полифоническое по яркому солнечному колориту «Сказание о Хлебе насущном»  Б. Юсупова;   декоративные композиции А. Бобоева («Глоток тени», «Целуя хурму»,  «Крылья. Ночь» — 2018) окружены различными пейзажными и предметными  деталями, отдельными чередующимися игровыми сценками, как в детском калейдоскопе. Этих художников  сближает тонкий лиризм и чувственная поэтика романтического направления в современном искусстве.

Пейзажи на выставке отличаются многообразием творческих манер: это вполне реалистичные виды знакомых нам гористых ландшафтов, освещённых ярким южным солнцем, как, например, «Июнь» (2018) Э. Базарова; исторические архитектурные пейзажи Ш. Хушвактова. В отличие от нежного рассветного бирюзового «Утра»  А. Абдумаджидова, солнечного сельского зимнего пейзажа Х. Эгамбердиева, автор городского пейзажа «Ташкент. Когда загораются фонари» (2018)   В. Луконин сумел талантливо передать вечерние сумерки на  невзрачной грунтовой улице старого города с деревянными столбами электропередачи. Как ни странно, пейзаж заброшенного городского уголка вызывает не столько чувство печали и одиночества, сколько растворение художника  в хорошо устроенном мироздании. Мимо этих экспонатов нельзя пройти, не задержавшись возле них хотя бы на пять минут и не задумавшись о вечности и о том, насколько полнокровен и многозначен в настоящее время жанр пейзажа в нашем  современном искусстве. 

 

В целом, по мнению Лабар Мирзабаевой, республиканская выставка, охватившая художников из Ташкента, Самарканда, Андижана, Ферганы и других городов  нашего региона, направлена в сторону авангарда и отвечает самым высоким  требованиям  Академии художеств Узбекистана. Художники на протяжении всей истории человечества, лучшие её представители, зарекомендовали себя как одни из самых передовых мыслителей,  демократично и наглядно отвечающие на вопрос: «Какое место сегодня художник занимает в современном глобальном и технократическом мире — как уникальная творческая единица со своим художественным продуктом?» Республиканская художественная выставка,  открытая в преддверии празднования знаменательной даты государственной независимости, подтверждает, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство в Узбекистане достигли  высокого уровня развития. 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

19.08.2018 / 18:07:13

Вспоминая откровенный разговор с Бахадыром Джалалом. Проекты арт-галереи Zero Line

У этого художника свое особое место в изобразительном искусстве Узбекистана. В ноябре будет отмечаться юбилей мастера, и к этому событию он готовится с особой тщательностью. Вернисаж Бахадыра Джалала в этот раз будет особенно ярким и разнообразным по своей концепции... Открывая встречу с мастером, ведущая, руководитель арт-галереи Zero Line Белла Сабирова, совсем неспроста сделала акцент на том, что он является академиком сразу трех Академий художеств – узбекской, русской и киргизской Далее...

04.08.2018 / 16:01:11

"Мир, стабильность и межнациональное согласие – наше самое большое богатство" - такова главная тема фотовыставки, которая начала работу в Ташкенте

Этот впечатляющий фото вернисаж открыт в рамках празднования предстоящего 27-летия независимости Узбекистана в Ташкентском Доме фотографии. Его девиз "Дорогой и единственный, мой родной Узбекистан!". Здесь можно увидеть фотографии сделанные по всему Узбекистану и их, в свою очередь, объединяют такие важные для всех нас темы, как "Узбекистан – наш общий дом" и "Наша сила в единстве и сплочённости". Далее...

22.07.2018 / 22:06:58

Галерея "Bonum Factum" представила выставку "Коллекционные открытки. Туркестан и Бухарский эмират", из частной коллекции А.Ф. Нуруллаева

Выставка старинных открыток предназначена не только для любителей истории, но и тех, кому очень интересны архитектурные памятники прошлого с профессиональной точки зрения. А тут более 100 коллекционных открыток, да и документальный фильм "Хроника Туркестана" начала 20 века можно посмотреть и о многом подумать. Далее...

18.07.2018 / 10:07:48

70 летний юбилей академика Академии художеств Узбекистана Аслиддина Исаева отметили в Самарканде

В Самаркандском Государственном музее истории культуры Узбекистана открылась персональная выставка известного самаркандского художника Аслиддина Исаева "Свет и очарование в красках", посвященная его юбилею. Друзья и соратники, художники и искусствоведы, работники музеев, студенты, представители интеллигенции и СМИ сердечно поздравили мастера и пожелали ему здоровья и творческих успехов. Далее...

03.07.2018 / 15:26:33

"RECYCLE". Персональная выставка Stella Polare /Хулкар Юнусовой в Ташкенте

Заметным событием в культурной жизни столицы стала, открытая в Ташкентском Доме фотографии Академии художеств Узбекистана, персональная выставка молодой художницы Хулкар Юнусовой под названием "Recycle". И очень хорошо, что здесь не было никаких речей, выступлений и никто не мешал передвигаться по выставке. Далее...





26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте