Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.01.2014 / 16:02:51
Дом-музей Урала Тансыкбаева всегда радует и восхищает
Маршрут нашего путешествия пролегал к знаменитому мемориальному Дому-музею Народного художника Узбекистана Урала Тансыкбаева (1904 – 1974). И как только мы пришли, одно открытие следовало за другим. Этот удивительный во всех отношениях дом, с утопающим в зелени двором, стоит неким особняком среди высоких многоэтажек на массиве Бурханова в столице. Он построен в соответствии с пожеланиями и проектом, сделанным лично этим известным во всем мире узбекским художником-пейзажистом. Дом-музей здесь был открыт в 1981 году. В центре экспозиции - мастерская художника, с мольбертом, на котором закреплено последнее незавершенное полотно мастера. И везде картины, одна другой лучше, картины у которых можно стоять часами, чтобы до конца понять и осмыслить увиденное. В 1994 году, рядом с Домом-музеем был выстроен выставочный зал в котором регулярно проводятся выставки картин из коллекции музея, работ современных художников, а часть зала занята полотнами Тансыкбаева из постоянной основе. В этой очень впечатляющей экспозиции насчитывается около 400 картин художника. И то, что Дом-музей в таком отличном состоянии большая заслуга коллектива сотрудников во главе с его директором, известным художником Агзамходжой Аскаровым. Нашим гидом была Наталья Глазкова, прекрасный искусствовед, человек отдавший немало лет работе в этом музее и влюбленный в творчество Урала Тансыкбаева. После окончания экскурсии мы с ней побеседовали. - Думается, что с годами интерес к творчеству Урала Тансыкбаева будет все более увеличиваться. Он ведь художник очень большого масштаба, показавший всему миру. Как никто другой, всю красоту нашего родного края. Что вы могли бы сказать об этом? - Это в самом деле так. Потому что в мире есть непреходящие ценности. Он как раз из той когорты мастеров, которые их создавали. И если бы он жил в наше время и работал как художник, его несомненно назвали бы в числе людей мира. У него был очень широкий кругозор и для него была главной суть человека. Не обращал внимание на национальность человека. И когда его особенно тщательно приглашали перебраться в Казахстан , он сказал слова, которые я вообщем-то запомнила надолго: «я родился на этой земле , она меня воспитала, я впитал ее соки с молоком матери и считаю, что совесем неважно где живет человек, а важно как он живет». В этом проявилась его большя мудрость человеческая. Художники старшего поколения рассказывали очень интересные вещи о том времени. Когда он был председателем правления Союза художников Узбекистана. Человек довольно сложное существо и бывают симпатии, антипатии, кто-то кого-то хочет видеть, а кто-то нет. А по долгу службы надо было посещать мастерские, участвовать в работе выставкомов. И вот учитывая такие нюансы он всегда спрашивал у художников кого бы они хотели видеть у себя. А если он не хотел кого то видеть, то так оно и было. Тансыкбаев как-то по своему решал эти вопросы. Потому беседы эти проходили в теплой, дружеской обстановке и все друг друга хорошо понимали. Поскольку он был человеком творческим, главное для него было, это его творчество. Работал очень плодотворно и такое наследие, которое оставил Тансыкбаев, оно бесценно. Он был очень разносторонним человеком , хотя главная тема у него была пейзаж, природа, портреты писал и натюрморты . Даже выступил как художник-сценограф оформив два балета в Казахстане в 1936- 1937 годах и в 1946 году. В самом начале творчества прошел и через монументалистику. Но это осталось только в эскизах. И еще одна важная такая деталь. Когда Игорь Яковлевич Савицкий решил основать музей в Нукусе, он естественно обращался к художникам старшего поколения помочь ему своими работами. Савицкий обратился и к Тансыкбаеву. И великий узбекский художник тут же откликнулся на эту просьбу. В книге воспоминаний о нем есть рассказ об этом самого Савицкого, где он с восхищением говорит об этом поступке своего друга и коллеги. В архиве музея хранится список работ Урала Тансыкбаевича, которые он передал безвозмездно музею, создававшемуся тогда в Нукусе. Их было почти 150. И это было поистине бесценное богатство. Главная тема Тансыкбаева – природа и он достиг очень больших высот в ее раскрытии . Поклонников его творчества становится все больше и больше и это закономерно. Его уже нет с нами довольно много лет, а его картины с нами, они продолжают действовать и жить своей жизнью.
Б.БАБАЕВ фото: art-blog.uz, mytashkent.uz
|
|