Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.10.2017 / 10:43:26
Куклы играют "Тень". Премьера спектакля по пьесе Е.Шварца производит большое впечатлениеРепертуар Государственного театра кукол в Ташкенте пополнился новой оригинальной постановкой. Творческий коллектив давно стремился осуществить постановку спектакля для взрослых, и чтобы непременно это была знаменитая пьеса Е.Шварца "Тень". И вот эта мечта воплотилась в жизнь. Состоявшиеся первые премьеры показывают, что постановщиком Динарой Юлдашевой найдено оригинальное режиссерское решение. Все то, что происходит на сцене настолько захватывает, что зал время от времени оказывается в состоянии некоторого оцепенения и только потом раздаются аплодисменты. Запоминаются образы, созданные С.Жураевым, Д. Шерматовой, Ю.Тиорой и другими актерами. Кукольный спектакль-мюзикл в адаптированной редакции Динары Юлдашевой существенно дополняется песнями в исполнении О.Галахова, Р.Ергашева, Э.Арипова, Ю.Угай и другими. Высокую оценку в беседе с нами дал спектаклю известный ташкентский театровед Камариддин Артыков. По его мнению, это очень важная и очень нужная для современного зрителя, нашей молодежи, постановка. Интервью сайту Культура. Уз ДИНАРЫ ЮЛДАШЕВОЙ: - Динара, чем вызвано ваше обращение к этому произведению Шварца? - Больше половины пьес Е.Шварца написано по мотивам сказок Г.Х.Андерсена. Это мой любимый сказочник. У меня тоже есть свои интерпретации сказок Андерсена, это "И снова Андерсен" (по сказки "Девочка со спичками"), "Дюймовочка". Кстати, спектакль "И снова Андерсен" справил на сцене РТК свой 15 сезон. На сцене театра кукол шло немало детских пьес Е.Шварца – это "Золушка", "Снежная королева", "Два клена". А "Тень", пожалуй, поставлена впервые за всю историю Ташкентского театра кукол. Е. Шварц написал "Тень" в 1940 году, когда в Германии уже стремительно набирал силы фашизм, а в бывшем Советском Союзе – сталинизм, когда обе "Тени" уже стояли у руля и претендовали на мировое господство. И хотя пьеса написана в жанре сказки, она имеет очень глубокий философский смысл, яркую социальную окраску. На мой взгляд, очень интересно проследить за внутренними противоречиями героев, в какой момент борений их "теневое "Я" одерживает победу и, выходя на арену человеческих отношений, вершит свои подлые деяния. Ее актуальность бесспорна, ведь даже сегодня, уже на новом витке исторического развития мирового сообщества то тут, то там слышатся отголоски фашиствующих последователей, а "Тени" продолжают вершить судьбами людей. Думаю, что уникальность этого произведения и в том, что ему "все возрасты покорны". Богатство подтекста и метафор пьесы Е.Шварца сродни трагикомической природе театра кукол, оно дает благодатную почву для создания, гротескового образа спектакля, разнообразных художественных форм. К тому же тонкий шварцевский юмор очень точно подхвачен текстами песен В.Млынарского, укрупняя и углубляя его идейно-философский смысл. Тень – а что она такое? Только ль место, что от света Заслоняем мы собою? Или наше "я" второе, То, что в нас темно, постыдно, Что самим себе порою К сожаленью нам не видно? - Какие вы видите возможности творческие в пополнении репертуара спектакля для взрослых? - За семидесятивосьмилетнюю историю ташкентского театра кукол были сделаны всего лишь робкие подвижки, исправить пробел в репертуаре для взрослых. В РТК, как и в других государственных театрах кукол постсоветского пространства, к сожалению, был потерян взрослый зритель, и он стал сугубо детским. Исчезновение из афиши театра взрослого репертуара вызвало чувство неполноценности, ущербности, создало стереотип общественного мнения о некой "детскости" театра. Такое положение вещей полностью противоречит природе кукольного театра. А редкие попытки пополнить репертуар для взрослых были не продолжительны, хотя и имели большой успех у зрителя. 1957г. – "Чертова мельница" И.Штока, (реж. Ф.С.Шейн), 1965г. "Прелестная Галатея" Б.Гадор (реж.В.С.Иогельсен), 1967г. "Лев Гурыч Синичкин" В.Дыховичный (реж. И.Белинский), 1982г. "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" рок-опера А.Рыбникова, П.Грушко (реж. И.Якубов), 1985 г. "Агент 00" Г.Боровик (реж.И.Якубов). По рассказам старейшин особым успехом пользовались спектакли: "Прелестная Галатея" (была восстановлена в 1974г.) и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". О последней постановке до сих пор спрашивают зрители, приходящие уже со своими внуками. - Расскажите пожалуйста о своей команде, тех, кто был рядом с вами все время и почему этот спектакль так важен и для молодежи. - В заявке на малый грант были представлены художник-дебютант А.Чапленко и композитор А.Ким, с ними я работала над постановками "Щелкунчик" и "Звездный мальчик". Но по объективно сложившимся обстоятельствам, пришлось обратиться за помощью к известному в Узбекистане театральному художнику-сценографу Ш.Абдумаликову и композитору-дебютанту Л.Угай (1 курс консерватории, композит. отд.). С Ш.Абдумаликовым у нас была давняя договоренность о совместной постановке национального спектакля. А тут неожиданно появилась возможность постановки для взрослых. С Л.Угай нас сроднила работа по "Девочке со спичками". Причем, до последнего времени, ни она, ни я не знали, что у Лили есть музыка к этой сказке, а у меня – спектакль. Скорее всего, мы – творческие единомышленники, у нас общая гражданская позиция, эмоциональный настрой и близость духа. Главные герои пьесы Е.Шварца – это молодые люди в период переживаний и перехода от юношеской гармонии к мужественной. Это время, когда молодой человек должен суметь определить настоящие человеческие ценности, свое истинное "Я" и его обратную сторону, не дать одолеть себя своему второму, "теневому Я". Поэтому спектакль обращен в первую очередь к молодежи и, исходя из того, что нынешние молодые люди увлечены всякого рода эстрадными шоу, концертами, дискотеками, "фабриками звезд", я выбрала жанр мюзикла, который тоже успешно вписался в молодежную моду. Что, мне кажется, поможет сделать более доступной и понятной идейно-философскую направленность шварцевского языка. Сегодняшнюю молодежь в основном, на мой взгляд, отличает излишняя прагматичность, повальное увлечение новыми технологиями, духовность несколько отодвинута на второй план, интересы сужены компьютерным пространством. Им необходим свежий воздух эмоционального заряда. А в этом ей может помочь только искусство. - В спектакле "Тень" впервые использован видеоряд, органически вплетающийся в канву кукольного спектакля, это не иллюстрация и не декоративное украшение постановки. Что за этим стоит?
- Чтобы создать эффект вырастающей Тени, сначала были придуманы актерские пластические этюды за белым экраном, которые снимались на камеру. Затем они были скомпонованы монтажным способом и запущены в программу по тиражированию кадров и изменению контурных основ. В сцене фантасмагории снов используется дым-машина и специальное освещение (ПРК). Применяется работа стробоскопа. Придуманы специальные кукольные конструкции: дым из носа, поднимающийся волосяной хохолок, брови, глаза, карманы с различными трюками. Сделаны уникальные кукольные руки, которые могут пользоваться предметами. Сшито большое количество костюмов, которое позволяет менять кукольные образы, не прибегая к созданию дополнительных кукол. Над каждой куклой работают 2-3 актера, которые отвечают за управление головы, рук, ног и туловища. Играя по две роли, они еще успевают приводить в действие отдельные детали и предметы. - Немного о швейцарской программе, которая помогла вам создать этот спектакль… - Программа Швейцарского Бюро направлена на поддержку культуры и искусства Узбекистана, как раз эта сфера, как мне кажется, является наиболее обойденной и обделенной государственными и общественными структурами. Этот пробел, на мой взгляд, и пытается заполнить Швейцарское Бюро, помогая реализовать творческие инициативы в области возрождения национальных традиций, ремесел, обычаев, а также в различных видах искусства. Наглядным примером может служить и мой опыт постановки спектакля для взрослых. Ведь без весомой поддержки Швейцарского Бюро этот проект вряд ли мог бы реализоваться. Не трудно заметить, что 5 спектаклей за 70 лет в репертуарной афише для взрослых на сцене РТК - это капля в море. Этот факт не может не тревожить. А постановка "Тени", после 30-летнего перерыва, создала прецедент – своеобразный прорыв к молодежной аудитории, который потребует своего продолжения. Вот когда призыв осуществить программу "гармонически развитой молодежи", выйдет за рамки лозунга и будет претворен в жизнь. И в этом я вижу большую заслугу Швейцарского Бюро по развитию и сотрудничеству, которое сумело серьезно посмотреть на проблему и вовремя поддержать творческие начинания!
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|