Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.12.2017 / 22:46:16
"ФЛОРИЯ ТОСКА" в ГАБТе им. А.Навои - снова яркость страстей и утонченность чувствСовсем недавно Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои доставил музыкальной общественности нашей столицы большую радость двумя замечательными премьерами оперы Джакомо Пуччини "Флория Тоска". И если в первой премьере блеснули мастерством солисты нашего любимого театра, то во второй истинно "фестивально" выступили именитые гости – дирижер из Москвы Вячеслав Волич и ведущее сопрано оперы Астаны Жупар Габдуллина. И еще помнится особое очарование и яркость музыкальных впечатлений, как буквально на днях мы увидели и услышали третью премьеру "Флории Тоски", с не менее впечатляющей силой взволновавшую ташкентскую публику. Почему на эту премьеру, в которой выступил состав первого премьерного спектакля "Флории Тоски", захотелось откликнуться особо? Наверное, потому, что великое чудо театра не знает прямых "повторений" - и каждое новое исполнение одного и того же состава уже выступившим составом исполнителей – всегда несет новизну и черты своей особой увлекающей правды, под обаяние которой не попасть попросту невозможно. К всеобщей радости, спектакль "Флория Тоска" стал истинной удачей театра этого сезона. Полная страстей поразительно энергичная и удивительно красивая музыка Пуччини несет в себе неповторимую свободу страстей. И то, что эта красота и экспрессия стали основой прекрасного пения и увлекающего действия – самое ценное свойство этого спектакля. Поистине впечатляющим предстал "парад трёх дирижеров" этих премьерных спектаклей "Флории Тоски". В первом выступил музыкальный руководитель спектакля, заслуженный деятель искусств Узбекистана Анвар Эргашев, звучащую драматургию второй премьеры представил гость из Москвы, известный дирижер Вячеслав Волич, а третьей премьерой дирижировал известный дирижер ГАБТа Бобомурод Худойкулов. Оценивая творческие результаты можно сказать, что все три спектакля предстали совершенно РАЗНЫМИ по краскам, штрихам и нюансам, и каждый по-своему убеждал зрителя своей правдой и стройностью. Основа и главное достоинство действия и разработки характеров персонажей режиссёром-постановщиком, Заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом заключено и в динамично развивающемся действии, ни на минуту не оставляющего внимания зрителей, и в детальной разработке характеров, в контрастах поведения персонажей в разных ситуациях. При этом очень важно, что каждый герой спектакля, проживает свою жизнь на сцене органично и действенно, увлекая и партнеров, и зрительный зал. Очень важно, что отлично спетый спектакль предстал прекрасно сыгранным, и это единство пения, пластики и нюансов актерского поведения цельно соединены в неразрывном единстве. Заслуживает внимания и еще одно отличительное свойство спектакля – выступивший в третьей премьере состав первого спектакля НЕ ПОВТОРИЛ МЕХАНИЧЕСКИ то, что он воплотил на первом спектакле, а как бы заново прожил всю ткань действия. А ведь эта постановочная версия волею постановщиков и исполнителей впервые предъявила ташкентскому зрителю "Флорию Тоску" на итальянском языке, языке оригинала – и потому требовалось максимально насыщать действие энергетикой и особой значимостью, чтобы зритель воспринимал действие во всей полноте. Особенно следует сказать о принципиальной удаче ведущей солистки театра Надежды Банделет, свободно и смело воплотившей сложнейший и вокально, и сценически образ главной героини. Здесь в единое целое слилось всё – и яркий голос, и редкостная внешность, и темперамент, и энергия певицы-актрисы. Твёрдо и внятно направляя развитие характера своей героини в рамках постановочной конструкции спектакля, она наделяет свою героиню и обаянием, и противоречиями, и ослепительным светом, и порывами страстей, и утонченностью нюансов. И мы видим, как блестящая певица Флория Тоска закаляется и мужает в испытаниях души, как перед лицом Зла она то теряет силы, то заряжается ответной энергетикой. Отстаивая свое право на любовь, она вынуждена преступить закон и убить тирана. Но спасая при этом любимого, она осознает неотвратимость ответственности – и потому счастливый финал в череде этих событий попросту невозможен… Сопоставляя жизнь героини с первым спектаклем, замечаешь, что в деталях и нюансах образ Тоски нёс в этот раз и новые черты, и новые детали взаимоотношений. И был неизменно интересен и убедителен. Рустам Алимарданов также представил своего Марио Каварадосси в чём-то не совсем схожим с тем, как он обрисовал его на первом спектакле. Его Марио – талантливый человек, но его характер мужает и крепнет в тяжких испытаниях, что вызывает активное сочувствие на сцене. И то, что в такую сложную перипетию попадает человек искусства, он не всегда готов ответить на удары судьбы, на коварство, его дух обретает крепость лишь в предчувствии неотвратимого конца – убеждает и вызывает горячую реакцию зала. В образе шефа тайной полиции Скарпиа солист оперы Махмуд Рузиев успешно находится на пути постижения новых и новых красок своего непростого и в целом, достаточно одиозного героя. Он чётко обозначает и коварство Скарпиа, и его лицемерие, и почти садистическую жестокость, - и почти животный ужас перед осознанием собственной гибели. Это и страсть к прекрасной Флории, которую он не в силах сдержать. И он тоже – в третьем спектакле местами отличается от своего же образа Скарпиа на первой премьере. Именно о третьем спектакле стоит сказать еще особо, это и о развитии новых черт у уже хорошо зарекомендовавших себя в первых представлениях образов других персонажей. Выразителен сыщик Сполетта у Отемиза Джуманиязова – заостренно чёткий, динамичный, выпуклый. Хорош и молодой Султанбек Абдурахимов в острохарактерном образе Ризничего – ханжи, обжоры и доносчика. Тем интереснее и его выход в финале спектакля в небольшой, но совершенно другой и важной роли Тюремщика. Опытный Тахир Джалилов и молодой Ришат Решитов убедительно и по-разному, сменяя друг друга предстают и в образе узника Анджелотти, и в облике офицера-жандарма Шароне. С самой лучшей стороны представили себя хор театра (главный хормейстер – Народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов, хормейстер Наталья Куприянова), артисты детской студии и мимического ансамбля. И снова переполненный зал воспринимал действие горячо, щедро одаривал исполнителей аплодисментами и после главных арий, и после важных сцен – а в финале долго не отпускал главных героев со сцены. Радуясь этому блестящему слиянию воедино сцены, оркестра и зала, стоит вспомнить известный театральный афоризм: "Первая премьера спектакля – рождение, вторая – закрепление и умножение достигнутого, третья – начало жизни…" И в заключении нам остается пожелать спектаклю "Флория Тоска" на сцене ГАБТ им. А.Навои долгой и доброй новой жизни на сцене.
Гуарик Багдасарова
|
|