Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.12.2017 / 17:17:21
"Флория Тоска" Джакомо Пуччини на ташкентской оперной сцене: диалог с режиссером Андреем СлонимомВ ГАБТ оперы и балета имени А.Навои произошло значимое событие в истории узбекского оперного искусства – новая постановка оперы "Флория Тоска" великого итальянского композитора Джакомо Пуччини. Особенностью данной премьеры является то, что она в отличие от предыдущих постановок в нашем театре, впервые исполняется на итальянском языке. Интересно, что опера показана в двух исполнительских составах, так спектакль 26 ноября 2017 года прошел в исполнении артистов ГАБТ оперы и балета имени Навои, это Надежда Банделет, Рустам Алимарданов, Махмуд Рузиев и другие солисты, дирижер – заслуженный деятель искусств Узбекистана Анвар Эргашев. Спектакль 30 ноября прошел с участием народного артиста Узбекистана Рамзиддина Усманова, Рахима Мирзакамалова, заслуженного деятеля Казахстана и ведущей солистки "Астана Опера" Жупар Габдуллиной, за дирижерским пультом Вячеслав Волич - лауреат первой Национальной театральной премии Республики Беларусь, обладатель Премии Федерации Профсоюзов Беларуси, медали Франциска Скорины, специальной премии Президента Республики Беларусь. Сейчас уже состоялась и третья премьера с весьма удачным составом участников первого спектакля и яркой дирижерской работой Бобомурода Худайкулова. В связи с этим мы провели беседу с режиссером-постановщиком спектакля – заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом. Д.И.: Андрей Евсеевич! Хотелось бы услышать о вашей режиссерской интерпретации "Флории Тоски". Эта опера, как известно, была создана Пуччини еще на рубеже ХХ века. Сценическая жизнь данной оперы началась в 1900 году в Милане и продолжается поныне. В течение этого времени, охватывающего более ста лет, возникло множество постановок "Флории Тоски". Надо сказать, что оперно-симфоническая партитура данного произведения является одной из сложнейших. Её вокальный и инструментальный стиль характеризуется экспрессией и контрастностью партий, изобилует разнообразием исполнительских приемов. Сегодня эта опера входит в десятку самых востребованных, что очень важно. Во многом успех спектакля зависит от единства художественно-эстетических принципов и намерений режиссера-постановщика и дирижера, а каким образом складывались Ваши отношения в этом плане? А.С.: Режиссер в оперном театре неотделим от дирижера. Эти две ключевые фигуры постановочного процесса решают в итоге судьбу спектакля. От их взаимодействия зависит жизнеспособность постановки, значимость её воздействия на зрителей. В работе над "Флорией Тоской" вы соприкоснулись с тремя дирижерами – Анваром Эргашевым, Вячеславом Воличем и Бобомуродом Худойкуловым. Д.И.: Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашего сотрудничества с ними. А.Е.: Прежде всего, хочу сказать о дирижере Вячеславе Воличе, который выступил как гость в нашей второй премьере. Вячеслав Волич – дирижер международного масштаба. Он дирижирует в лучших мировых пуччининских традициях, предельно чётко ощущает драматургию оперы, экспрессивно и тонко раскрывает и выявляет все разнообразия темпов и нюансов. Все его пожелания, указания, как и все его жесты очень органичны. Можно сказать, что он органично "лепит" музыку спектакля, объединяя звучащий образ в единое целое. Эта опера имеет очень богатую сценическую историю. В нашем театре она тоже шла многие десятилетия, знала многие постановки. На моей памяти вот уже третья версия. Мы сделали основной упор на истине человеческих страстей, нам было интересно проследить, как герои в этих ситуациях изменяются и как остается самое главное - это сила любви, которая превыше всего, любовь все равно побеждает. В сюжете - два творческих человека неожиданно попадают в непростые жизненные ситуации и оказываются к этому неготовыми. Они выходят из этих испытаний не сломленными, но измученными, и в этом мире им соединиться не должно. Причем тут еще происходит и переход через некую грань – Тоска, защищая жизнь и свободу и любимого, и свою собственную - в состоянии аффекта вынуждена совершить убийство Скарпиа, убить тирана. Но… убийство есть убийство – и потому, ей не дано спасения. Каварадосси тоже втянут в запутанную сеть злодеяний, он связан, и волею судеб все приходит к трагическому концу. Оркестр под руководством дирижера Волича звучал великолепно, темброво насыщенно, особенно в кульминациях. Хочу отметить высокое качество строя оркестра. Наши взаимоотношения в репетиционном процессе были очень контактными, деловыми, и в союзе единой концепционной направленности спектакля мы достигли полного согласия в наших творческих намерениях. Необходимо сказать, что Волич дирижер очень чуткий и гибкий в психологическом плане и каждое мое режиссерское намерение он воспринимал с глубоким пониманием. В результате у нас сложилось замечательное содружество, которое, надеюсь, в дальнейшем будет продолжено. Д.И.: Ключевой фигурой сюжета является Флория Тоска, вокруг которой разворачиваются все происходящие в опере события. Если в других операх Пуччини существуют противоположные типы женских образов, которые он противопоставляет друг другу, в частности Мими и Мюзетта, Турандот и Лиу, то в данной опере Флория является единственным женским образом и это обстоятельство является не только особенностью данной оперы, но и предъявляет особые требования к этой партии и, естественно к режиссеру. В связи с этим хотелось бы услышать о вашем мнении об исполнительницах главной партии. А.С.: Огромное удовлетворение я получил от творческого общения с артистами, воплощающими образ Тоски в процессе работы над спектаклем. Солистка из Казахстана Жупар Габдуллина, имеющая сугубо драматическое сопрано, привносит в образ Тоски большой драматизм, у нее голос, несущий очень сильную энергетику. Наша ведущая солистка Надежда Банделет очень органично, очень уверенно себя оправдала, она действовала в своих законах. Как и всегда, произошло единение индивидуальностей гостей и талантливых солистов нашей труппы – очень ярко раскрылись во второй премьере в образах оперы и народный артист Рамиз Усманов (Каварадосси), и Рахим Мирзакамалов (Скарпиа). А на первой, нельзя не отметить в этих же образах и талантливого Рустама Алимарданова, и опытного Махмуда Рузиева. Нам всегда очень интересно наблюдать индивидуальности артистов, придающих каждому спектаклю свой неповторимый облик. Д.И.: Андрей Евсеевич, восторженный прием публикой данного спектакля подтвердил плодотворность вашей работы, что позволяет сделать вывод о создании вами качественно новой режиссерской концепции и появление на нашей сцене еще одного великолепного спектакля. Сценическое воплощение такого сложнейшего спектакля как "Флория Тоска" явилось еще одним шагом в восхождении к вершинам мировой оперной классики. И в заключение нашей беседы ещё один вопрос, почему интерес к операм Пуччини сейчас столь велик во всем мире? А.С.: Я полагаю, что это объясняется тем, что сюжеты и музыка его произведений очень актуальны. В них человеческая личность возвышается, духовные категории Любви, Верности и Самопожертвования предстают особенно важными. Его творчество глубоко самобытно и в аспекте взаимодействия Востока и Запада они раскрывают высокие духовные ценности, они глубоко волнуют людей, затрагивают их сокровенные чувства, мысли. В творчестве великого Пуччини немало и свойств особенно важных, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для молодежи. Фестиваль опер Пуччини у нас уже был в юбилейный год композитора 2008-й. Возобновить такой фестиваль на новой основе было бы крайне интересно. Д.И.: Действительно, блестящая постановка оперы "Флория Тоска" явилось ярким тому подтверждением. Этот спектакль пользуется огромным успехом у публики и стал одним из самых востребованных в настоящем сезоне нашего театра.
Иногамов Донат
|
|