Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.09.2018 / 17:10:48
Премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" открыла с триумфом новый 46-й сезон в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) УзбекистанаВпервые зрители увидели эту постановку на Бродвее 15 марта 1956 года, и она стала историческим триумфом. Пьеса Шоу пользовалось невероятной популярностью, а билеты распродавались на полгода вперед. На сегодняшний день мюзикл «Моя прекрасная леди» был сыгран на Бродвее более 2100 раз. Он с успехом демонстрировался в двух десятках стран и был переведен на 11 языков. Главные роли в мюзикле исполняли Рекс Харрисон и начинающая певица Джули Эндрюс. В 1964 году мюзикл был экранизирован и удостоился премии «Оскар» в восьми номинациях. В 1965 году музыкальный спектакль был впервые поставлен в Советском Союзе в Московском театре оперетты. Главную роль уличной цветочницы Элизы Дулиттл исполнила легендарная Татьяна Ивановна Шмыга. В Ташкенте музыкальную комедию "Моя прекрасная леди" последний раз поставил в 1991 году режиссёр А. Казинер. Второго сентября 2018 г. в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана состоялась долгожданная премьера мюзикла в двух действиях «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Полвека назад в 1956 году американский композитор австрийского происхождения Фредерик Лоу написал по мотивам комедии "Пигмалион" мюзикл "Моя прекрасная леди", получивший не меньшую популярность, и уже более полувека не сходящий со сцен музыкальных театров мира. Эта вполне обычная, но весьма романтическая история случилась однажды в Лондоне. Может быть, с тех пор прошло сто лет, а может быть, всего пятьдесят, некоторые даже могут подумать, что это случилось вчера, и тоже окажутся правы… Впрочем, какое это имеет значение — во все времена вечным остается только одно — Любовь! Простой цветочнице Элизе Дулиттл выпал редкий шанс попасть в высшее общество. Один самоуверенный профессор лингвистики заключил пари с коллегой, что сможет из косноязычной замарашки сделать настоящую леди, которая будет изъясняться изящно, вести себя утонченно и, вообще, пленит всех своими манерами не где-нибудь, а на посольском приёме во дворце. Эксперимент движется к своему завершению. Вот только его участники не подозревали, к каким последствиям эта затея их приведёт… Искромётный юмор, забавные ситуации, замарашка на глазах у зрителей превращается в принцессу, а убежденный холостяк – во влюблённого чудака. Что заставило сегодня молодого режиссёра–постановщика Руслана Шерезданова обратиться к незабываемому мюзиклу, вошедшему в сокровищницу мировой музыкальной культуры? В интервью перед началом спектакля мы откровенно поговорили об этом. — Зарождение мюзикла было продиктовано требованиями времени и самой историей театрального искусства Узбекистана. В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) его заново успешно воссоздал бывший художественный руководитель театра Сергей Каприелов. «Моя прекрасная леди» близка музыкальной комедии. В нынешней постановке зрителей ожидает прекрасный актёрский состав, чудесная музыка, уже ставшая классикой жанра. Оркестр под управлением Кавалера ордена «Дустлик» Дильшода Муталова взял на себя ответственность донести во всём великолепии музыку Фредерика Лоу. Она насыщена танцевальными ритмами: здесь присутствуют и полька, и вальс, и фокстрот, и даже хабанера, и хота. Либретто и стихи А. Дж. Лернера, адаптированные русские тексты Р. Сефа, Г. Алперса и В. Луи, приближенные к русскоязычной аудитории; артисты хора (хормейстер — Яна Карабанова) и балета (оригинальная хореография балетмейстера — заслуженной артистки Узбекистана Ферузы Исаевой), занятые во многих эпизодах и танцевальных сценах; замечательная сценография художника-постановщика Натальи Глубокиной; яркие костюмы Лолы Новкович — всё это делает мюзикл современным и востребованным. К этому справедливому признанию о достоинствах спектакля надо добавить: и, конечно же, новаторская работа талантливого молодого режиссёра Руслана Шерезданова и его коллег — ассистента режиссёра, Натальи Салиховой, помощников режиссёра — Натальи Кузьминой, Константина Морозова. Отдельно хочется отметить великолепную игру Дианы Шерездановой в главной роли цветочницы Элизы Дулиттл. На сцене молодая актриса артистично, естественно проживает предлагаемые обстоятельства в двух полярных ипостасях — уличной торговки и светской дамы. Она органично, легко справляется не только с текстом, в котором много шуток и каламбуров, но и достаточно сложными вокальными партиями («Я танцевать хочу!..» и др.), которые в своё время не смогла осилить американская киноактриса Олби. Как всегда, оригинален, неповторим и непредсказуем предстал перед зрителями Игорь Бухаидзе в роли профессора Генри Хиггинса. Он смог наградить суховатый персонаж учёного-педанта живыми противоречивыми человеческими эмоциями, чем смог моментально завоевать полное доверие, сочувствие и восторг публики. Валерий Юлдашев в роли полковника Пикеринга, как и полагается ему, был сдержан на протяжении всего спектакля. Он олицетворял собой не только занимательность сюжета, но и приоткрывал в нём серьёзность затронутых нравственных проблем. Другие действующие лица и их талантливые исполнители, включая Альфреда Дулиттла, мусорщика, отца Элизы (заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов); Миссис Хиггинс, мать профессора Хиггинса (народная артистка Узбекистана, заслуженная артистка Украины Зинаида Соловей); Миссис Айнсфорд-Хилл (Наталья Салихова), Фредди Айнсфорда-Хилла, её сына (Тимур Мустафин); Миссис Пирс, экономку профессора Хиггинса (Ифода Ганиева) — все они обогатили спектакль разнообразием сюжетных линий и характеров, ярко показали жизнь различных лондонских слоёв: будни квартала бедноты, где росла Элиза и живет ее отец, развлечения аристократов на скачках и великосветском балу и чётко обрисовали главную интригу спектакля. Она заключалась в любовной истории представителей разных социальных слоёв, которых объединил совместный необычный научный эксперимент. Новацией в мюзикле явилась также обострённо выраженная тема мужского и женского начала в успешной реализации социальной жизни. Авторы по-новому поставили актуальный вопрос о роли языка в процессе вторичного положения женщины в обществе. По мнению главных героев музыкальной комедии, овладение основами культуры речи и светского этикета является важным условием ломки патриархальных отношений. В спектакле волей-неволей под занимательным комедийным сюжетом прослеживаются вполне серьёзные правовые отношения между мужчиной и женщиной в быту. Главная героиня Элиза Дулиттл, из уличной торговки, благодаря урокам благородного воспитания, превращённая в прекрасную леди, во втором действии спектакля заявляет о своём равноправии с профессором Генри Хиггинсом и требует от него признания её женского достоинства, уважения и любви к себе. В итоге в спектакле затрагиваются многие актуальные аспекты женских и общечеловеческих проблем, затронутых передовым сообществом ещё со времён Французской революции, когда утверждались основные свободы человека, и женщины в частности, и вполне не решённых до сих пор. На этом фоне любовь-страсть главных героев развивается захватывающе интересно. В эту игру вплетается множество жизненных и придуманных интриг, тут налицо игра самолюбий, чувственных и интеллектуальных состязаний соперников и партнёров одновременно и ещё, и ещё… Новаторство молодого режиссёра Руслана Шерезданова продиктовано не только гордостью знаний, полученных на факультете «Актёр эстрады» ТГТХИ имени А. Н. Островского, практическим актёрским и режиссёрским опытом в стенах родного театра. Им были поставлены здесь сказки для детей: «Василиса Super Star (супер-стар)», «Зачарованный кристалл», «Новогодние каникулы», «Светофор»; совместно с Сергеем Каприеловым: водевиль – комедия положений «Люкс для иностранцев» и «The Musical» об истории мюзикла и др. Его творческие поиски и режиссёрские проекты отличаются задором и модой на дерзость, не исключающие также и утилитарных соображений карьеры, славы и многого другого. Он молод, пытлив и чертовски обаятелен... Меняются приоритеты, акценты, однако постоянным девизом репертуара Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана остаётся ориентация на новизну. Новый 46-й сезон в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) только начинается…
Гуарик Багдасарова
|
|