Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
02.12.2018 / 00:19:32

Премьера "Ах, водевиль, водевиль…" на сцене театра музыкальной комедии (оперетты)


Осенний театральный сезон  29 11 18 завершился новой премьерой в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана: «Ах, водевиль, водевиль…». С режиссёром–постановщиком  Натальей   Владимировной Салиховой мы встретились перед началом спектакля  в фойе театра: она не скрывала своего волнения, ведь это была её первая режиссёрская работа за 20 лет  блистательного  актёрского служения на сцене родного театра.

Наталья Салихова пришла в театр оперетты в 19 лет после окончания  в 1997 году актёрской студии при этом театре. Незаурядные актёрские способности и талант Натальи Салиховой были замечены художественным руководством театра, и она была зачислена в труппу театра солисткой-вокалисткой. Зрители хорошо помнят её яркие характерные роли в музыкальной комедии «Аршин мал Алан», где она играла в народном духе служанку Телли; Милицу в оперетте «Весёлая вдова»; лукавую и обворожительную сваху Хануму в одноимённой  грузинской музыкальной комедии; знатную леди «Миссис Айнсфорд-Хилл в новом мюзикле «Моя  прекрасная  леди», открывшем нынешний 46-й театральный сезон и во многих других спектаклях богатого текущего репертуара театра музыкальной комедии.

В 2006 году она окончила Педагогический институт им. Низами. В ноябре этого года студентка 4-го курса факультета «Режиссёр эстрады» Государственного института  искусств и культуры Узбекистана представила на суд зрителей свою выпускную работу — водевиль по пьесе Петра  Григорьева «Дочь русского актёра» (М. Дунаевский, Л. Дербенёв).

Y Республиканский фестиваль-смотр молодых режиссёров «Дебют-2018», проведённый Министерством культуры Республики Узбекистан совместно с Союзом театральных деятелей для выявления и поддержки одарённой молодежи и знакомства с их творчеством зрителей, проходил 15-20 ноября в Ташкенте. В нём приняли участие театральные коллективы из 17 городов республики: молодые  и зрелые режиссёры могли близко познакомиться друг с другом и обменяться своим опытом работы. Первого места удостоился молодой режиссёр Каракалпакского государственного академического музыкального театра имени Бердаха Мухтар Реймов за спектакль «Луврская утка». На церемонии награждения присутствовала молодой режиссёр, дебютант Наталья Салихова, которая стала дипломантом конкурса за постановку водевиля П. Григорьева «Ах, водевиль, водевиль…». Коллеги поздравили Н. Салихову с заслуженным успехом.

Водеви́ль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства. Обычно водевили переводились с французского языка, в которых авторы  заменяли  французские имена русскими. Н. В. Гоголь в 1835 году заносит в свою записную книгу критические замечания относительно таких смехотворных неуклюжих  национальных переделок. Так же суров приговор В.Г. Белинского о русских водевилях: «Во-первых, они, в основном, суть переделки французских водевилей, следовательно, куплеты, остроты, смешные положения, завязка и развязка — всё готово, умейте только воспользоваться. И что же выходит? Эта лёгкость, естественность, живость, которые невольно увлекали и тешили наше воображение во французском водевиле, эта острота, эти милые глупости, это кокетство таланта, эта игра ума, эти гримасы фантазии, словом, всё это исчезает в русской копии, а остаётся одна тяжеловатость, неловкость, неестественность, натянутость, два-три каламбура, два-три экивока, и больше ничего».

Проникновение в Россию в конце 1860-х годов из  Франции  оперетты ослабило увлечение водевилем. Но, тем не менее, водевиль ещё достаточно долго сохраняется в репертуаре русского театра. Его заметное увядание начинается лишь с восьмидесятых годов XIX века. Однако и в этот период были созданы блестящие образцы жанра водевиля — в частности, пьесы-шутки А. П. Чехова «О вреде табака», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей». В этот же период (конец XIX ­— начало XX века) водевиль занимает большое место в национальной драматургии других народов, населявших Российскую империю, в частности украинской: «Где колбаса да чара, там забудется свара», «По-модному» М. П. Старицкого;  «К мировому» Л. И. Глибова;  «По ревизии», «Залёты сотского Мусия», «За сиротою и бог с калитою», «Нашествие варваров» М.Л. Кропивницкого;  «На первую гулянку» С. В. Васильченко;  «По Мюллеру», «Морока», «Патриоты» А.И. Олеся и другие. 

В золотой фонд водевиля  вошли  блестящие советские фильмы:  «Старинный водевиль», «Ах, водевиль, водевиль…»;  «Соломенная шляпка»,  где в главной роли снялся  А. Миронов, и многие другие."Дочь русского актера" (1844 г.) — один из лучших водевилей П.И. Григорьева. «Ах, водевиль, водевиль…» — художественный музыкальный фильм 1979 года режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича по мотивам водевиля-шутки Петра Григорьева «Дочь русского актёра». В свою очередь, П. Григорьев написал свою комедийную пьесу  по мотивам французского водевиля М. Теолона и Ж. Баяра «Отец дебютантки».

Пётр Иванович Григорьев (1806-1871) — русский актёр и драматург. Поступил в Петербургское театральное училище на музыкальное отделение виолончелистов в класс Л. П. Ершова, директора музыкальной части императорских театров. Князь А.А. Шаховской и А. С. Грибоедов разглядели в нём дарование драматического актёра и уговорили юного Петра Ивановича перейти в драматическую труппу и при содействии государственного деятеля и драматурга Н. И. Хмельницкого сами стали заниматься его образованием. В начале 1820-х годов он был принят на сцену Императорского драматического театра, где прослужил почти 50 лет.

Помимо актёрской деятельности, Григорьев проявил себя как талантливый автор водевилей и драм. Он автор свыше 70 («Театральная энциклопедия») или 67 («Биографический словарь») оригинальных и переводных пьес. Часть из них написана в соавторстве с Н. Куликовым, Н. Некрасовым или П. Фёдоровым. Многие произведения Петра Ивановича Григорьева изданы М. Вольфом в 1869-1872 гг. в 5-томном издании «Театр Петра Ивановича Григорьева». Кроме того, Григорьев совместно с Куликовым автор инсценировки «Похождения Павла Ивановича Чичикова» по 2-й части «Мёртвых душ» Гоголя. Отдельно издано: «В память столетия русского театра (1756-1856)». Был преподавателем драматического искусства в том же Петербургском театральном училище, которое сам когда-то окончил.

Режиссёр-постановщик Наталья Салихова на вопрос, что решающим образом вызвало решительный поворот  в её актёрской судьбе и обращение к постановке классического русского водевиля,  объясняет издалека:

 — Я очень люблю свою актёрскую работу и никогда не оставлю её. Я помню завет заслуженного артиста Узбекистана Владимира Игоревича Баграмова: «Если ты выходишь на сцену — надо рвать своё сердце и отдавать себя зрителям до конца». В режиссуре я остаюсь верна этому принципу. Театр — это жизнь… Театр — это люди, судьбы, взлёты и разочарования, поиск новых художественных форм. Я благодарна директору театра оперетты Абдусаиду Ганиеву, который меня сподвигнул на этот судьбоносный эксперимент, а также главному режиссёру-постановщику театра с большим опытом работы  Гульрух Нажидовой — вместе с дружным коллективом нашего театра они помогли мне осуществить мои заветные творческие планы.

Что определило выбор темы и жанра вашего дипломного спектакля и обеспечило ему признание зрителей?

— Поиск мой начался давно с вопроса: «Что будет интересно именно нашим столичным и областным зрителям, любителям музыкальной комедии (оперетты) сегодня»? Я остановилась на либретто комедийной пьесы Петра Григорьева «Дочь русского актёра», в котором была заложена главная идея, близкая мне, о преданном служении театру. Мы служим и отдаём свою жизнь — все наши помыслы и чувства — на алтарь театра.

Водевиль – это анекдотическая театрализованная форма с весёлыми куплетами, зажигательными танцами, которая всегда имеет happyend, за что так любят этот жанр наши зрители. Наш комедийный спектакль представляет собой театрализованное представление с лёгким сюжетом, насыщенное музыкально-танцевальными номерами. Многие из этих песен, написанных композитором Максимом Дунаевским и поэтом Леонидом Дербенёвым, стали шлягерами ещё в советское время.

…Занавес открывается,  и перед зрителями  возрождается старый добрый XIX век,  по-свойски подмигивающий нам, зрителям начала третьего тысячелетия, из гримёрной  пожилого, наивного,  доверчивого актёра Михаила Лисичкина. Его великолепно, по-домашнему искренне, доверительно играет В. Юлдашев, давая понять, что  человеческие нравы мало изменились с тех пор в актёрской среде. На заднем плане афиши с наименованиями  спектаклей из репертуара Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана приближают  действие спектакля нашему времени.

Искромётная, мобильная игра актёров с их бесконечными перевоплощениями, сменой настроений, уловками, пластическим и мимическим разнообразием полностью соответствует задачам водевиля. Этому, прежде всего, способствовал бесхитростный сюжет пьесы.

В театре стареющему актёру дают отставку. Он решает, во что бы то ни стало, отвадить свою дочь Верочку (талантливая молодая актриса Ольга  Зварцева) от сцены и удачно выдать её замуж за дважды вдовца и отставного гусарского прапорщика Акакия Ушицу (великолепный Игорь Бухаидзе). В планы Верочки не входит перспектива стать отставной прапорщицей, потому что она мечтает о карьере театральной актрисы. Верочка подговаривает служанку Катю (Ф. Мирзалиева), как одурачить отставного военного. Сначала главная героиня переодевается цыганкой, а потом — мальчишкой-посыльным. Меняя образы, она убеждает прапорщика отказаться от планов женитьбы на себе…

Конфликт героев строится на забавной интриге и разрешается счастливым финалом. В водевиле много музыки, песен и танцев. Водевиль – это жанр из мира драматургии, который имеет характерные, узнаваемые признаки. С уверенностью скажем, что он является «прадедушкой» современной эстрады. Жанр водевиль требовал от актёров естественности, импровизационной лёгкости диалога, музыкальности, а также искусства внешнего перевоплощения. Ольга Зварцева на протяжении всего действия легко перевоплощалась то в  образ юной романтической актрисы,  то простецкого подростка-посыльного, и очень даже интригующе — в  лукавый образ красавицы цыганки-гадалки. Делает она это легко и изящно, так как за её спиной  были подобные яркие перевоплощения в музыкальных комедиях: «Ханума», где она блестяще играла  главную героиню-сваху Хануму; «Невеста Хлестакова», в которой солистка была занята  в главной роли Марьи Антоновны; опереттах: «Марица», в которой молодая актриса блеснула в образе Цыганки; «Баядера» с  запомнившимся зрителям неповторимым образом Мариэтты  Олеси  Зварцевой. 

Театр, по мнению режиссёра-постановщика Натальи Салиховой, – это спаянный коллектив. В успех спектакля вложились все действующие лица и исполнители старшего и молодого возраста, включая артистов хора и балета театра;  художника-постановщика А. Шакирова; художника по великолепным костюмам — З. Касымовой; балетмейстера, заслуженной артистки  Узбекистана — Ф. Исаевой; хормейстера  Я. Карабановой и аранжировщика У. Салихова. Все они под занавес вышли  на поклон к зрителям. Музыкальная пьеса, насыщенная танцами в стиле канкан, трансформированного из кадрили и галопа, и эстрадными песнями «Ты не верь, что стерпится…», «Песней о шуте», «Ах, этот вечер», «Лукавый маг» и другими популярными хитами, пришлась по душе зрителям, которые долго аплодировали артистам и одаривали их букетами осенних  хризантем.

Главный режиссёр-постановщик Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульрух Мухаметжановна Нажидова, поддержавшая коллегу по цеху и помогавшая всему театральному коллективу выпустить на сцену новый музыкальный спектакль, отметила в эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз»:

—  История театра — это традиции, а традиции это то, чем мы богаты сегодня. Наш театр, созданный в 1972 году, является единственным театром данного жанра в среднеазиатском регионе, с творчеством которого знакомы зрители большинства стран СНГ.  Коллектив театра  ориентирует свою деятельность  на обогащение репертуара  наиболее яркими и оригинальными произведениями не только авторов мировой классики, но и современных, в том числе узбекских композиторов и драматургов. Особое место в репертуаре нашего театра занимают музыкальные сказки как на русском, так и на узбекском языках, для детей и оригинальные постановки для юношества.

Наталья Салихова за время работы в театре проявила себя только с положительной стороны как ответственный и добросовестный сотрудник театра. Незаурядный актёрский талант, работоспособность и самоотдача — всё это послужило тому, что Н. В. Салихова стала ведущей солисткой, мастером сцены. В её репертуаре свыше 50-и ролей, среди которых роли в детских музыкальных сказках. Острохарактерные роли актрисы снискали большую любовь у зрителя. В коллективе она пользуется большим уважением и авторитетом, активно участвует в общественной жизни театра, в тематических и праздничных концертах, выездных мероприятиях.

Её первому режиссёрскому опыту — «Ах, водевиль, водевиль…»,  основанному на русском классическом материале – комедийной пьесе Петра Григорьева, — на мой взгляд, будет сопутствовать длительный успех.

— Завершается уходящий и приближается Новый 2019-ый год. С какими итогами и творческими планами Вы встречаете его?

— В этом году мы потрудились немало. Мы восстановили спектакли: «Принцесса цирка», «Моя прекрасная леди»,  «Халима». На сцену вышли  новые  спектакли, завоевавшие любовь зрителей: «Марица», «Аршин мал Алан»,  «Ах, водевиль, водевиль…». Те, кто не смог попасть на премьеру сегодня, сможет побывать на музыкальной комедии «Ах, водевиль, водевиль…»  6-го и 14-го  декабря с другим актёрским составом .

У нас были традиционные содержательные концерты, посвящённые различным историческим датам и праздникам. Мы даём возможность нашим артистам выйти на сцену и показать, помимо участия в  постановках, свой широкий музыкально-вокальный диапазон, которым они владеют.   Ближайший большой тематический концерт состоится в день празднования принятия Конституции Узбекистана —  8 декабря.

В канун новогоднего праздника в течение недели мы будем знакомить маленьких зрителей с новогодней музыкальной сказкой для детей «Game оver» (режиссёр-постановщик Руслан Шерезданов), а зрителей повзрослее  мы порадуем новогодним огоньком «У Золушки»  —  концертом в стиле ретро. Приходите в наш театр, и  вы узнаете, как по-новому необычно может сложиться  судьба Золушки!..

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

20.11.2018 / 00:25:30

В Узбекистане отметили 85-летие оперного режиссера Фирудина Сафарова

Юбилей народного артиста Узбекистана и Азербайджана, профессора Государственной консерватории Узбекистана, лауреата Государственной премии оперного режиссера Фирудина Сафарова широко отметила театральная общественностью республики. Коллектив Государственного академического Большого театра(ГАБТ) оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои, которому юбиляр отдал более 40 лет своего творчества, подарил Сафарову постановку одного из самых его любимых произведений - оперы Джузеппе Верди "Аида". Далее...

26.10.2018 / 00:02:23

Приглашаем на 11-ый театральный фестиваль немецкоговорящих любительских театральных групп в Ташкенте

27 и 28 октября 2018 года в Молодежном театре Узбекистана состоится традиционный театральный фестиваль немецкоговорящих любительских театральных групп Узбекистана. Далее...

22.10.2018 / 17:59:08

Национальный Театр Великобритании заявил о разработке смарт-очков с субтитрами ещё в 2016 году и наконец 2018-году они представили впечатляющий результат.

Национальный Театр- Великобритании совместно с компанией Epson предлставил смарт-очки с субтитрами. Далее...

21.10.2018 / 20:25:23

Государственный академический центральный театр кукол им. Сергея Образцова выступил на сцене академического русского драматического театра Узбекистана

19 и 20 октября зрители увидели самый знаменитый спектакль театра – "Необыкновенный концерт", созданный С. В. Образцовым, который прошел более 10000 раз и полюбился во всем мире... Веселый и жизнерадостный, пронизанный юмором, вновь, как и 40 лет назад, во время первых гастролей театра в Ташкенте, он пришелся по душе нашей публике... Далее...

17.10.2018 / 23:41:34

Впервые за сорок лет Театр кукол имени С.В. Образцова приедет в Узбекистан

19-21 октября в Ташкенте на сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана покажет свои спектакли знаменитый Театр кукол имени С.В. Образцова. Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте