Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.01.2019 / 21:52:12

Балеты Михаила Фокина на ташкентской сцене


В репертуаре ГАБТа им. А.Навои спектакли выдающегося русского балетмейстера Михаила Фокина  занимали достойное место еще с середины прошлого века. Романтическая «Шопениана» с 1960 года стала украшением Ташкентской балетной сцены. В 1977 году Бернара Кариева и Марис Лиепа, на большом творческом вечере балерины, покорили публику своим блистательным исполнением теперь уже хрестоматийного фокинского одноактного балета на музыку К.Вебера «Видение розы», по мотивам стихотворения Теофиля Готье. 

Перенесла постановку на Ташкентскую сцену,  специально приглашенная (была и в те годы такая практика!) педагог Ленинградского хореографического училища Нина Александровна  Федорова. Но окончательно довел этот хореографический шедевр до финальной точки Марис Лиепа – одноклассник Бернары Кариевой по Московскому хореографическому училищу, пожалуй, самый харизматичный солист Большого театра, легендарный Красс в знаменитом балете Ю.Григоровича «Спартак» и просто настоящий друг нашей прима-балерины. Как рассказывала Бернара Рахимовна, Марис специально прилетел пораньше и внес существенные правки в постановку Н.А. Федоровой. Балет, как мы уже говорили,  с огромным успехом, был исполнен на творческом вечере Б.Кариевой.

Вообще 1977 год для балетной труппы театра им. Навои был, если так можно выразиться, урожайным. Нина Александровна Федорова, один из ведущих педагогов Ленинградского хореографического училища, вернула в репертуар театра «Шопениану» М.Фокина, помогла в работе над другим его балетом «Видение розы». И это, кроме того, что она еще работала и с учениками узбекского хореографического училища, и с артистами театра им. Навои. В этом же, 1977 году, молодой балетмейстер Борис Эйфман поставил в театре балет «Прерванная песня» на музыку А. Калныньша. Для труппы это был прекрасный опыт работы с  классикой ХХ века и новыми направлениями в хореографическом искусстве, которые привнес на ташкентскую сцену Борис Эйфман.

И вот, через 40 лет новая встреча с талантливым представителем семейства Лиепа, сыном Мариса – Андрисом, и новыми для Ташкента балетами Фокина -  «Жар-птицей» Стравинского и «Шехерезадой» Римского-Корсакова.  

Еще в начале сентября,  на большой пресс-конференции, посвященной открытию и ближайшим планам 89-го сезона в театре им. А.Навои, с участием директора М.Муратова, гл. дирижера Ф.Якубджанова, нового ВРИО гл. балетмейстера З. Нурымбетова и спонсоров, было сказано, что поклонников оперы и балета ждут интересные премьеры. 

Об оперных спектаклях этого сезона немало уже сказано музыковедами. А вот о балетных спектаклях стоит напомнить.  На родную сцену вернулась история о сказочной птице Хумо А.Эргашева. Юных зрителей порадовала красочная, яркая   постановка детского балета «Белоснежка и семь гномов» К.Хачатуряна - работа молодого балетмейстера Р.Чарыева. И главное, в конце года ожидалась премьера балетов М.Фокина «Жар-птица» Стравинского и «Шехерезада» Римского-Корсакова. «Театр планирует пригласить для постановки этих спектаклей Андриса Лиепу – народного артиста России» - цитата из пресс-релиза театра.  Скажу откровенно – у меня тогда был шок. Поверить в такое было просто невозможно!

Хотя, с другой стороны, в прошлом 88-м сезоне, тоже произошло много просто фантастических событий на сцене главного театра страны. В качестве примера - две новые постановки. Турецкий балетмейстер Мехмет Балкан перенес на ташкентскую сцену свой балет «Дама с камелиями» на музыку Д.Верди и П.Масканьи. Для работы над восстановлением спектакля «Поэма двух сердец» А.Меликова был приглашен Азарий Плисецкий - заслуженный артист России, талантливый артист балета, педагог, балетмейстер, многолетний педагог-репетитор труппы Мориса Бежара, брат Майи Плисецкой.

Спасибо, на  тот момент художественному руководителю балетной труппы, заслуженному артисту Узбекистана Ш.Турсунову. Это была его идея, поддержанная и реализованная руководством театра и министерством культуры Узбекистана. М.Балкан и А.М.Плисецкий приняли приглашение, и руководство театра сделало все для успешной работы  над новыми постановками. В итоге  репертуар пополнился двумя интересными и самобытными спектаклями. Более того, А. М. Плисецкий сделал все от него зависящее, чтобы на балетный фестиваль, завершавший 88-й театральный сезон, в столицу Узбекистана впервые приехала труппа Мориса Бежара со своим спектаклем. Это ли не фантастика! Так что приезд Андриса Лиепы вполне мог стать реальностью. Тем более что помочь в реализации этого проекта в качестве генерального спонсора взялся «Лукойл». 

О своем желании поработать в Ташкенте Андрис Лиепа рассказал на встрече с журналистами за день до премьеры в декабре текущего года.  "Михаил Барышников, у которого я работал, сказал: «Я нахожусь в таком возрасте и положении, когда могу позволить себе не делать того, чего я не хочу». Если бы я не захотел приехать в Ташкент работать с узбекистанскими артистами, нашел бы 150 отговорок, сославшись на гастроли в Дубае, во Франции или в Италии… Я сознательно приехал сюда, зная, что здесь работал мой отец, здесь он танцевал. И здесь много людей, которые знают не понаслышке о нашей семье. Мне хотелось продлить эту историю в Ташкенте, связанную с нашей семьей. К сожалению, я уже в таком возрасте, что танцевать не могу, но это мои спектакли – я сам танцевал и «Шехерезаду» и «Жар-птицу», и я передал всё, что мог молодому поколению".

Вместе с Андрисом Лиепой для работы с ташкентской труппой приехали в качестве ассистентов балетмейстера заслуженный артист России Игорь Пиворович и Вячеслав Хомяков – балетмейстер-репетитор кордебалета Мариинского  театра.  Конечно, работа с такими мастерами не могла не сказаться на качестве исполнительского мастерства наших артистов. Об этом говорил и Андрис Лиепа.  «Очень хорошо работают артисты. Это новая для них хореография, новая пластика, которую они выучили буквально за месяц. Первая наша встреча состоялась в середине октября. За две недели мы поставили обе части спектакля, и я улетел в Астану, где недавно прошла премьера «Шехерезады». Я хочу сказать, что эти постановки очень востребованы в мире.  В 1910 году премьера состоялась на сцене Гранд Опера в Париже. То, что зрители увидят в Ташкенте - мои версии, но это те же самые спектакли, что около века назад покорили Францию». По словам Андриса Лиепы, балеты Фокина  идут на лучших  сценах мира уже более 100 лет, и при этом сохранены костюмы, декорации, а главное хореография выдающегося романтика.

Михаил Фокин ввел в танцевальное искусство отзвуки современных ему направлений и стилей первой четверти ХХ века, основанные на эстетике «мирискусников». Этим  и интересны его постановки. В его балетах музыка рождала пластические образы, стиль постановки, в которой должны были гармонично слиться устремления не только композитора, художника и балетмейстера, но и артиста. Это не были большие полотна в трех или четырех актах. Одноактные спектакли, миниатюры, балеты-новеллы и балеты-сказки. Вот что привнес на сцену Фокин-балетмейстер. И здесь новая пластика давала широкие возможности и постановщику и танцовщикам.

В его спектаклях пальцевую технику сменяли полупальцы. В классическом танце, дуэтах видны элементы свободного танца Айседоры Дункан. Зритель увидит это особенно ярко в балете «Шехерезада».  В «Жар-птице» на пальцевой технике построена только заглавная партия, все остальные герои танцуют в мягких туфлях на высоких полупальцах.   В балете «Шехерезада» вообще нет танцев на пуантах.

Еще одно нововведение мастера - герои Фокина реальны, даже сказочные. Балетмейстер считал, что «никакой, самый безупречный в техническом отношении танец, не достигнет совершенства, если исполнитель будет лишен чувства ритмики и пластики, если танец не будет насыщен определенным эмоциональным содержанием».  Этому он учил своих учеников и артистов, с которыми работал.  От исполнителей он требовал создание реалистического образа. И в этом великий балетмейстер перекликался в своих исканиях с другим великим реформатором драматического театра К.С.Станиславским.

Вот еще один фрагмент интервью Лиепы после сдачи спектакля о работе узбекских артистов. «Мы не смогли уделить две недели только новой постановке. Каждый день артисты репетировали или были заняты в других спектаклях. Например, заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева утром, перед своим вечерним спектаклем «Ромео и Джульетта», проходила прогон «Жар-птицы». Представьте себе, ведь партия Птицы - самая сложная в женском репертуаре: в течение 10 минут прима не уходит со сцены. Такого нет ни в одном балете – ни в «Лебедином озере», ни в «Раймонде», ни в «Спящей красавице». Всё везде разложено по маленьким кусочкам. И Надира 10 минут не уходит со сцены! А вечером танцует другую партию.

Отношение артистов к работе над новым балетом меня просто поразило. И вы видите результат: как замечательно выглядела балерина, как она играла, танцевала. Когда артист берётся за чей-то новый хореографический текст, он должен его сделать своим. Балет в своё время ставился на Тамару Карсавину. Но сегодня ощущение, что он ставился на Надиру Хамраеву. И мне это очень важно».

Эти слова Андрис Лиепа произнес 5 декабря, когда прошел предпремьерный показ «Жар-птицы» и «Шехерезады». Зритель увидел первый состав исполнителей, а готовили партии 5 составов. Никто не знал, кто будет танцевать премьеру. «Лучшие!» - так было сказано на пресс-конференции. Но, сохраняя интригу, имен не назвали.

Для того чтобы осмыслить эту работу балетной труппы театра им. А.Навои нужно время. Андрис Лиепа говорил, что по-настоящему начинаешь понимать и чувствовать свою роль только после 5-го спектакля. Но зрительские впечатления от первой премьеры остались самые лучшие.

Все получилось –  декорации и костюмы, утерянные и восстановленные А. Лиепой и художниками А.Нежным и Е. Нецветаевой, сделанные ташкентскими мастерами, световая партитура, освоенная  художником по свету В.Жураковским. Безупречно звучал оркестр под управлением  Б.Худайкулова.

Прекрасно показал себя кордебалет и солисты. Легка, волшебна и неузнаваема была в партии Жар-птицы заслуженная артистка республики Надира Хамраева. И не только из-за грима, который ей помогал делать Андрис Лиепа. Запомнился Золотой раб Улугбека Олимова. И, конечно, Зобеида в исполнении Мадины Юсуповой. Думаю, что многие зрители откроют для себя эту балерину. Ее героиня – красивая, чувственная, пластичная, с изящными линиями рук стала одним из ярких открытий ташкентской «Шехерезады». Замир Фазлутов в партии Шахрияра сумел раскрыть характер своего героя – грозного властителя и оскорбленного любящего мужчины, которому трудно пережить измену любимой жены.   По-актерски интересно выстроил образ главного евнуха Равшан Чарыев. Хотелось бы отметить, что хорошее впечатление оставили и исполнители пантомимных партий в этом спектакле. Это Тимур Шангариев - Земан, брат Шахрияра и Андрей Немировский - Кащей Бессмертный. Интересно будет посмотреть и второй состав балета.

Скорее всего, зрителей  ждут счастливые  открытия новых граней таланта артистов балета нашего театра. Будем ждать и мы! И искренние поздравления всем, кто работал над осуществлением этого грандиозного проекта - балеты Михаила Фокина на ташкентской сцене!

Людмила Раджабова

Фото: Юрий Полянский
www.gtn.uz





Другие материалы рубрики

07.01.2019 / 00:53:35

ОЛБИ. ДИПТИХ. "ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ЗООПАРКЕ. ТРИ ВЫСОКИЕ ЖЕНЩИНЫ"

9 января в театре "Ильхом" по случаю приезда американского актера, выпускника 5-й студии "Ильхом" – Тайлора Поламски, состоится эксклюзивный показ спектакля "Что случилось в зоопарке?", который вместе с "Тремя высокими женщинами" был частью спектакля-диптиха. Далее...

02.01.2019 / 17:13:57

Репертуар театра "Ильхом"

Предлагаем вам ознакомиться с репертуаром на январь Далее...

02.01.2019 / 01:20:54

"Game Over" ("Игра окончена") и возвращение в действительность!

В зимние школьные каникулы в узбекской столице проходят при полном аншлаге детские спектакли и новогодние концерты. Дружный коллектив Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в канун Нового года нарядил в фойе ёлку. Далее...

29.12.2018 / 18:00:21

Репертуар Театра Оперетты на Январь 2019

Предлагаем вам ознакомиться с репертуаром на январь 2019 года Далее...

26.12.2018 / 00:32:07

Репертуар Государственного Академического Русского Драматического Театра Узбекистана на январь 2019

Предлагаем вам ознакомиться с репертуаром на январь Далее...





18.05.2019 / 02:35:28
Художники Фаррух Ахмадалиев и Тахир Каримов. Вернисаж в выставочном зале "Ильхома". Очень интересно. Стоит пойти и посмотреть
 
16.05.2019 / 00:15:19
14 мая в Ташкентском Доме Фотографии открылась выставка "Вселатвийский Праздник Песни и Танца глазами узбекского фотохудожника"
 


26.04.2019 / 12:59:06
Кыргызстан широко открывает свои двери для узбекских туристов
 
24.04.2019 / 22:39:57
Церемония вручения сертификата "Посла туризма Узбекистана" актрисе состоялась 23 апреля 2019-года в Токио.
 


06.05.2019 / 16:49:29
БОРЩ У МАЙИ БЕССАРАБ
 
06.05.2019 / 16:46:53
Когда же началась великая компьютерная революция?
 


11.02.2019 / 21:03:02
А из Бухары ли Ходжа Насреддин, или почему персонаж узбекского фольклора считается своим в Китае
 
07.02.2019 / 21:47:36
Проект Polymedia Узбекистан завоевал международную награду в AV индустрии - InAVation Awards 2019
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте