Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.06.2014 / 15:58:29
И СНОВА – ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА. ("ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" в постановке ГАБТ имени А. Навои)На днях на сцене Дворца искусств «Туркистон» под занавес театрального сезона с большим успехом состоялся спектакль ГАБТ имени А. Навои – опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Этот спектакль был посвящен 215 – летию со дня рождения А.С. Пушкина и представил яркую и своеобразную проекцию творчества великих Поэта и Композитора на многогранную палитру оперного искусства Узбекистана. И в том, что эмоциональное творчество всех участников этого необычного спектакля вызвало подлинный энтузиазм ташкентской публики, заполнившей зал – был скрыт особенный и невероятно ценный смысл.
«Евгений Онегин» в постановке и сценографии Заслуженного работника культуры Узбекистана Андрея Слонима более восьми лет с неизменным успехом идет на сцене театра. Сменяются составы исполнителей, талантливая молодёжь разнообразно и убеждающе воплощает замысел постановщика, радуя зрителей. Тонкий психологический рисунок этого спектакля, его контрасты, смены и «полюсы» настроений, его атмосфера любимы ташкентской публикой. И в этот вечер снова и снова многое в нем предстало в некой свежей и неожиданной проекции. За дирижерским пультом впервые в этой постановке был Азиз Шохакимов – талантливый узбекистанский дирижер, снискавший добрую известность далеко за пределами своей родины. Шохакимов давно мечтал продирижировать в Ташкенте именно «Евгением Онегиным», говорил, что постановочное решение этого спектакля очень близко его душе. Совсем недавно Азиз с успехом дирижировал «Евгением Онегиным» в одном из крупных театров Европы. И вот – весьма удачно! - состоялось его выступление в качестве дирижера «Евгения Онегина» и в спектакле ГАБТ имени А. Навои. «Работать с Азизом Шохакимовым на репетициях было очень интересно – рассказывает режиссёр-постановщик Андрей Слоним. - Очень важно, что он тонко и точно ощущает музыкальную драматургию, стиль, фразирование и дает солистам и оркестру точные и весомые указания. На репетициях у нас сложилась на редкость творческая и подлинно товарищеская атмосфера – певцы с интересом выполняли пожелания дирижера, а он сам, проникаясь особенностями постановочного замысла – гибко и тонко разрабатывал музыкальную основу спектакля. Все – и солисты, и хор , и оркестр работали с полнейшей отдачей и на спектакле показали прекрасный результат этого содружества».
Действительно, с первых звуков вдохновенно исполненного вступления и до последнего аккорда спектакль прошел как бы «на едином дыхании». Азиз Шохакимов вел спектакль вдохновенно, экспрессивно и импульсивно. Очень тонким был его ансамбль с каждым солистом, дирижер поистине «дышал» в унисон с каждым участником спектакля. Звучание оркестра было певучим, контрастным, динамичным – и очень живым и трепетным в разных гранях драматургии. Дирижер великолепно прочувствовал тонкость конструкции музыки Чайковского и рождал её порывисто и сиюминутно правдиво. И все исполнители в этот вечер раскрыли свои образы ярко и многогранно. И нюансы постановки Андрея Слонима, оставаясь стабильными в основном – оживлялись и расцвечивались новыми найденными на последних репетициях нюансами и штрихами. Впервые исполнившая роль Татьяны Лауреат Международных конкурсов Малика Норматова была трепетна и искренна в своих чувствах. Её фразировка была утонченна и весома, молодой певице удалось непосредственно и экспрессивно раскрыть особенности души и юной Татьяны, и её же, умудренной испытаниями и драмой крушения грез. Чистый и звонкий голос певицы доверительно раскрывал все движения души её героини вплоть до трагического финала. Поистине Норматова стала одним из открытий этого спектакля. Её партнер – опытный Махмуд Рузиев, экстренно заменивший в образе Евгения Онегина заболевшего Рахима Мирзакамалова – также был убедителен в раскрытии смен различных этапов жизни своего героя. Его Онегин предстал уже достаточно взрослым по мужанию духа, - но певец в ансамбле со своими партнерами уверенно провел своего героя к драматическому финалу. От байронического самолюбования до искренности нахлынувшего чувства – таков путь этого Онегина, приходящего к финалу одиноким, отринутым, безнадежным… Юный Ленский в исполнении Заслуженного артиста Самандара Алимова предстал ранимым, романтически беззащитным перед испытаниями. Певец показал хорошую музыкальность, тонкость нюанса и фразы и убедил всех своим образом юного поэта. Совсем молодая Азиза Мухамедова раскрыла свою Ольгу как беззаботное резвящееся молодое существо, еще не подозревающее о серьезных жизненных испытаниях, как своеобразный антипод мечтательной, романтической Татьяны. Статным, мужественным, красивым и умным князем Греминым предстал Джабраил Идрисов – согласно этому постановочному замыслу и образу Князя стал еще более острым трагический конфликт судьбы Татьяны. Достойно сожаления, что такого достойного, доброго и мудрого супруга Татьяне – увы! – не суждено любить, хотя верность ему она сохранит свято и беззаветно… Очень ёмким и психологически достоверным предстал образ старой Няни в воплощении Рады Смирных. Здесь было все – и неизбывная любовь к Татьяне, и верность семье Лариных, три поколения которых она взрастила, и собственная не очень счастливая судьба. В образе Лариной старшей впервые выступила Галина Голубкова – и убедительно раскрыла не только внешнюю канву своей героини, но и скрытую драму и её несостоявшейся жизни. Ещё один удачный дебют спектакля – исполнение роли Трике стажером театра Аббосхоном Рахматуллаевым, показавшим своего героя носителем манер ушедшего века, галантным и изящным. Органично вписался в ансамбль молодых исполнителей и опытный Шавкат Зиямухамедов, создавший образ Зарецкого. Нельзя не сказать об органичном звучании и действии хора, воплотившего три социальных слоя – крестьян поместья Лариных, гостей уютного сельского ларинского бала – и чопорных петербуржцев (хормейстеры – народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова). Оркестр в этот вечер также порадовал тонкостью нюансировки и особо вдохновенным исполнением. И ещё об одном неожиданном ансамбле этого стоит сказать особо – единении сцены и публики. Каждый нюанс исполнения, каждый штрих поведения и поступков персонажей был трепетно воспринят переполненным залом, живо и горячо реагирующем на каждый исполненный номер. И вознаграждающий творцов спектакля бурными и горячими аплодисментами, а в финале, как на премьере или на фестивале – долго не отпускавшим участников спектакля со сцены. После этого истинного праздника творчества, являющегося одним из наиболее внятных и весомых итогов завершающегося театрального сезона, хочется искренне радоваться талантливому молодому поколению певцов нашего театра, убедительности потенциала талантливого молодого дирижера Азиза Шохакимова. И, конечно же - ярким постановочным и исполнительским возможностям нашего любимого ГАБТ имени А.Навои, который в сложных условиях работы не на своей сцене не перестает радовать многочисленных почитателей оперного искусства новыми и новыми яркими достижениями.
Б.РАХИМОВ
|
|