Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.12.2014 / 19:50:24
"ПРОДЕЛКИ МАЙСАРЫ" НА СЦЕНЕ ГАБТаОткрытие 85-го театрального сезона Государственного Академического театра оперы и балета имени А.Навои комической оперой «Проделки Майсары» С.Юдакова, написанной на сюжет одноименной пьесы Хамзы Хаким-заде Ниязи, состоялось нынешней осенью. Однако автор этих строк и сегодня находится в плену ярких впечатлений от этого искрометного спектакля, являющегося блистательной театральной жемчужиной. Позже появилось желание поделиться своими впечатлениями о «Проделках Майсары» на известном узбекистанском сайте. Этот искрометный спектакль с присущей ему ярко-выраженной национальной характерностью, является одним из любимейших в репертуаре узбекского музыкального театра. К тому же опера, написанная 50 с лишним лет тому назад, актуальна и в наше время, благодаря вечным морально-этическим проблемам, таким как алчность, сластолюбие, ханжество, духовная скудость, в остроумной форме, представленных в опере. Постановка спектакля порадовала зрителей живописной бытовой атмосферой, яркостью национальных костюмов, слаженностью исполнительского состава, а главное, той особой, живой, по-народному прямодушной, светлой обстановкой, которой, к сожалению, сегодня так не хватает многим постановкам. Поэтому неудивительно, что и в антрактах, и по окончании представления, зрители делились впечатлениями, высказывая лестные отзывы как о вокальных и артистических сторонах коллективного пения, так и об инструментальном составе, о красочном декорационном оформлении. Спектакль был показан на высоком профессиональном уровне. Особенно отмечу исполнительский состав, где все артисты увлеченно и живо исполняли свои роли, проявляя удивительную способность передавать тончайшие движения музыкальной мысли вокально-сценическими средствами. Благодарный материал имели в своих руках исполнители сольных партий оперы. В первую очередь это многогранный образ главной героини Майсары – характер, выписанный композитором с наибольшей полнотой, который великолепно воплотила талантливая солистка театра, лауреат международных конкурсов Феруза Ажиметова. Известно, что в историю сценической жизни оперы этот образ навсегда вошёл великолепными интерпретациями Х.Насыровой, Р.Чепчеренко, Л.Нигматовой. Поэтому перед Ф.Ажиметовой стояла сложная задача – создать свой собственный, неповторимый образ вечно «нестареющей Майсары», с которой она прекрасно справилась, сумев, достоверно, а, главное, правдиво воплотить различные грани характера этой исключительно сложной героини. Сильной стороной певицы было незаурядное актерское мастерство, необычайная легкость движений, особая грация, живость мимики, которые в сочетании с превосходными вокальными данными мгновенно покорили сердца зрителей. Так, глубоко тронуло выразительное исполнение Ф.Ажиметовой арии из первого действия, в которой тонкие вибрирующие оттенки её голоса передавали и душевную боль, и глубину чувства. Уверена, образ, созданный певицей, надолго останется в памяти поклонников оперы. Интересны были дуэты Майсары и карикатурно обрисованного судебного пристава Ходжи Дарги, которого потрясающе исполнил заслуженный артист республики Шукур Гафуров, а также дуэты с самым комичным персонажем оперы Хидоятом, полные искрометного юмора, остроумных комических находок. Нельзя не отметить еще один яркий персонаж, полюбившийся публике буквально с первой спетой ноты – это любящая и нежная Ойхон, замечательно представленная молодой солисткой, лауреатом государственной премии «Нихол», республиканских и международных конкурсов Масумой Балтабаевой. От её обаятельного облика, магнетической притягательности невозможно было отвести глаз. А красивый, звонкий тембр певицы, подобный пению соловья, наполнялзал атмосферой любви и чистоты, доставляя искреннюю радость слушателям. Отмечу и других участников этого замечательного спектакля: ведущих солистов ГАБТа им.А.Навои Рустама Алимардонова (Чубон), Шовката Зиямухаммедова (Мулла Дост), Мехриддина Мелиева (Судья), которые продемонстрировали прекрасное вокальное мастерство и великолепную актерскую игру. К этому следует добавить удачную режиссёрскую работу заслуженного работника культуры Узбекистана Х.Касымова, колористически продуманные декорации заслуженного работника культуры З.Батырова, красивые костюмы Л.Палвановой, прекрасным было и звучание партитуры оперы у заслуженного деятеля искусств Узбекистана Ф.Якубжанов. Подчеркну, что долгая и столь полноценная сценическая жизнь искрометный «Майсары» есть одно из важнейших свидетельств вечно нестареющей музыки С.Юдакова и высокого уровня исполнительского мастерства труппы! Зарина Хамзина, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|