В минувшее воскресенье зал театра вновь был переполнен зрителями. Среди них можно было видеть немало родителей с детьми. Можно сказать, что многие ребята, буквально затаив дыхание, ждали, когда начнется действие этой, очень грустной, сказки без слов. Именно в таком сценическом формате осуществил ее новую постановку режиссер и автор либретто, художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств Узбекистана Наби Абдурахманов. В этом году во всем мире торжественно отмечается 210-летие со дня рождения великого сказочника Ганса-Христиана Андерсена. Он мечтал стать актером или драматургом , но так сложилась его жизнь, что стал любимым во всем мире сказочником.
Во вступительном слове Наби Каюмович сказал, что годы не властны над произведениями Андерсена, и весь мир читает и издает его сказки и удивительные истории. По уровню своей популярности и количеству изданий его сказки занимают второе место в мире после Библии. Высокая духовность, человечность и неиссякаемая вера писателя в торжество добра и справедливости способствуют такому большому успеху этих сказок. И особое место в этом ряду занимает «Девочка со спичками».
Все ее действие разворачивается в холодную новогоднюю ночь… У главной героини, чудесной девочки, ничего нет кроме коробки спичек. Она пытается их продать, но никто не покупает. Девочка начинает их зажигать одну за другой, и перед ее глазами проходит некий сказочный мир, со своими удивительными героями, в котором есть слепые музыканты и дети, теплые и холодные духи, свои бабочки и куклы, и даже чудища из сна… И в самом конце, когда несчастная девочка засыпает на морозе и должна погибнуть, за ней прилетает откуда-то из далека ее бабушка, которая забирает любимую внучку и улетает с ней в небеса…
Блистательно справляется со своей совсем нелегкой (и драматургически, и эмоционально, и физически) ролью главной героини – девочки – актриса Лейла Сейд-оглы. Очень запоминаются образы, которые создают в этом спектакле актеры Обид Абдурахманов, братья Хасан и Хусан Салиховы, Камилла Абдурахманова и другие. Весь ансамбль исполнителей очень профессионален и слажен. Все действо не играется, а проживается, и зал благодарно откликается на этот щедрый эмоциональный и энергетический посыл.
Здесь никто не говорит ни слова, все действие передается через танец. И все это очень красочное действо украшает очень грустная, очень романтичная музыка, автором которой является ташкентский композитор Дмитрий Янов-Яновский. Воплощению замысла режиссера Н.Абдурахманова способствует большая работа, проделанная балетмейстерами Шухратом Тохтасимовым и Маликой Искандаровой, художником восстановления спектакля Вассой Васильевой.
– Я получила огромное удовольствие посмотрев этот спектакль, говорит одна из зрительниц Садокат Асланова. Это было незабываемое возвращение в мир детства, у меня море эмоций, впечатлений хватит надолго, спасибо всем, кто создал и играл в этом замечательном спектакле.
Эксклюзивное интервью НАБИ АБДУРАХМАНОВА сайту Культура. Уз
- Наби Каюмович, я рад поздравить вас с постановкой еще одного очень хорошего, очень нужного нашим ребятам спектакля! Почему вами было решено завершить этот сезон новой премьерой спектакля «Девочка со спичками»?
- Почему этим спектаклем? Это было большое требование наших зрителей. Все время спрашивали, когда пойдет снова «Девочка со спичками». Раньше мы его показывали не только детям днем, но и вечерами для взрослых зрителей, он такой добрый, светлый. Здесь звучит просто гениальная музыка Дмитрия Янов-Яновского. Для меня было большим подспорьем художественное решение Игоря Гуленко. Этот спектакль должен жить, он делает большое и доброе дело, как-бы очищает души не только зрителей, но и самих актеров. Они буквально живут этим спектаклем. Также бывает в дни, когда мы показываем «Скрипача на крыше». Возникает такая трогательная обстановка и в зале, и на сцене. Сказка-то очень печальная по существу.
Тут все совпало, наши планы, занятия в нашей школе-студии, где надо сдавать экзамен по теме «актерское действие в танце». Вот так возникло решение параллельно с этим восстановить спектакль. Тут много поработала балетмейстер Малика Искандарова . Фактически половина актеров-участников спектакля - или выпускники этой школы, те которые еще учатся, или актеры, которые играли в нем раньше. Вот так мы выпустили на сцену нашу молодую актерскую поросль. Мы хотели порадовать нашу публику хорошим, жизнеутверждающим спектаклем и очень радостно, что нам это удалось.
- Что можно сказать в целом об итогах минувшего сезона, какие нас ожидают сюрпризы в будущем?
- Сделано много, я не буду перечислять, что именно. Ездили на международный фестиваль, поставили несколько оригинальных спектаклей. Завершаем сезон с хорошим настроением. Но вместе с тем мы понимаем, что надо не только играть спектакли, но и делать нечто большее, чтобы лучше понимать, как идет мировой театральный процесс. Министерство культуры нас поддерживает, и надеемся в новом сезоне провести большой, хороший международный театральный фестиваль, который , я думаю, станет заметным событием в театральной жизни Узбекистана. Не только для нас, для всех театров это важно. Школа-студия наша делает очень интересный спектакль, надеемся им открыть наш будущий сезон. Будут ставиться также новые спектакли и для детей, и для взрослых.
БОРИС БАБАЕВ, kultura.uz