Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.07.2016 / 08:31:40

На сцене театра-студии "Дийдор" состоялась новая премьера. На этот раз это известный музыкальный спектакль "Аршин Мал-Алан" Узеира Гаджибекова


Совсем недавно в этой студии,  возглавляемой народным артистом Узбекистана  Баходыром Юлдашевым, ее воспитанники подготовили и отлично сыграли музыкальный спектакль «Наш Чарли», посвященный дню рождения этого великого комического актера 20 века. Он получил высокую оценку театральной критики и прессы. И вот уже  «Дийдор» представляет новую оригинальную постановку -   феерический  музыкальный спектакль «Аршин Мал-Алан». Отметим сразу, что он  вызвал бурю эмоций в небольшом, но очень уютном  зале  театра. Он поставлен в жанре экспериментального представления-мистерии. Как нам рассказал   Баходыр Юлдашев, спектакль студийцы готовили полгода, репетируя с шести утра до восьми вечера, работая не покладая рук, в тесном  контакте с педагогами: по хореографии (Г. Каххоров); культуре русской речи (Г. Мельникова), сценической речи (Виктор Ратушин); педагогом по вокалу  (О. Комилжонов), художниками (Д. Ганиева и Ш. Назарова).

Что же нового внесла постановка режиссёра Баходыра Юлдашева в  хрестоматийный музыкальный спектакль? «Это, прежде всего,  демонстрация новой методики учебного творческого процесса», - подчёркивает Бахадыр Турсунович. Эту новейшую методику  после спектакля обсуждали вместе со студийцами приглашённые преподаватели Ташкентского Государственного института  искусств и культуры. Подводя итог увиденному, доцент  Хамида  Махмудова назвала спектакль отличным,  он внёс свежее дыхание в академическую  устоявшуюся хрестоматийную постановку: в нем  много импровизации, новизны, характерной для студийных постановок. Режиссёрская новаторская находка - утроить количество  действующих лиц - сделала спектакль  многогранным в восприятии. Молодые, начинающие актёры играют один другого лучше .  Герои спектакля  при этом не утрачивают  своей неповторимой идентичности. Зрители могли наблюдать действие всего актерского ансамбля и одновременно сравнивать игру актёров: кто из них лучше, выразительней и доходчивей  доносит характер своего героя, подкрепляя это впечатление исполнением арий из знаменитой оперетты на языке оригинала -  азербайджанском.

Преподаватель сценической речи Виктор Иванович Ратушин, второй год преподающий в театральной  студии  «Дийдор», выразил своё мнение относительно интонационного звучания спектакля:

-  В преподавании мастерства сценической речи мы пришли к новой методике, а фактически вернулись к системе  Станиславского, который придавал большое значение темпу и ритму  речи, говоря: «Ритм – это жизнь».  Весь спектакль с его полифоническим многоголосием основан на органическом  ритме: актёры не стоят на одном месте, они  всё время двигаются: это «рэп», это  прыжки и танцы под аккомпанемент клавишных и ритмическую барабанную дробь. Много  месяцев занятий дали свой результат : каждый студент, обладающий каким-то  слухом,  по этой методике может овладеть вокальными навыками и петь не хуже профессионалов.

Спектакль получился очень хороший: режиссёр Баходыр Юлдашев и его студийцы  из музыкальной комедии сделали комическую оперу.

Выступавшие педагоги:  доктор искусствоведения  Мухаббат  Туляходжаева, ректор Института искусств и культуры Бахтияр Сайфуллаев, руководитель  объединения «Узбектеатр» Валихан Умаров  отмечали, что ребятами проделана большая работа, они приобрели ценный опыт, который им пригодится в будущем.  Баходыр Юлдашев ищет, экспериментирует всегда, и таким образом  помогает развивать  театральное искусство, в котором зрелище не превращается в пошлость; психологизм – в скуку; злободневность – в трескучую публицистику. Именно такой  необычной, «штучной» предстала на суд  зрителей новая постановка музыкальной комедии  «Аршин Мал-Алан».

В зале  не было ни одного свободного места, зрители  горячими аплодисментами встречали каждый  выход молодых артистов, зажигающих публику  искромётными шутками, забавной мимикой, фольклорными танцами и песнями, гиперболическим юмором и смехом. Молодые актеры  после начала спектакля заполнили все проходы между скамейками и, как античный хор, выражали не только своё, но и активное отношение  к происходящему, а зрители чувствовали себя непосредственными участниками сценического действия.

«Здесь есть чему поучиться нашим педагогам и студентам. Это  очень светлый спектакль, в котором актёры не играют, а проживают  действие вместе со зрителями, нужно показать не только нашим коллегам, но и студентам, и всем поклонникам Терпсихоры и Мельпомены», - пришли к единому мнению педагоги театрального искусства.

Все участники дискуссии отметили оригинальное решение художников Д. Ганиевой и Ш. Назаровой не только экспозиции к спектаклю, но всего  действия. В центре сценической площадки расположен, как разбитое сердце (разумеется, любовью), гранат, разделённый на две половинки, из которого фонтанируют спелые красные зёрна, способные дать новые сочные плоды. Этот вековой символ плодородия объединяет  искусство Востока разных народов, в том числе узбекского и азербайджанского.

Стоит напомнить, что одноимённый художественный фильм  режиссёров Петра Лещенко и Рзы Тахмасиба , снятый в 1956 году, сразу же после выхода на экраны  стал пользоваться  особой популярностью. И так до сих пор, судя по его массовому прокату в интернете. Картина демонстрировалась на экранах  136 стран мира. Арии из этой музыкальной комедии выдающегося азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова многократно звучали на  телевидении и радио – в Москве, Баку, Ташкенте.

«Аршин Мал-Алан» завоевал не только весь мир, как когда-то пророчествовал С. Эйзенштейн, но и завладел  сердцами моих родителей, всей нашей семьи и заодно всей моей многочисленной родни. Ни одно семейное застолье не обходилось без исполнения отцом его любимой главной арии Аскера - «Аршин Мал-Алан». Отец пел неподражаемо, запрокинув голову, прикрыв глаза, держа плоскую маленькую тарелку перед собой и отбивая пальцами на ней ритм, на восточный лад растягивая гласные, и главное, на языке оригинала – азербайджанском.

Много позднее, в 80-х годах прошлого века, я увидела и услышала узбекский вариант музыкальной комедии на сцене музыкально-драматического театра имени Мукими в Ташкенте. Любимая  оперетта на узбекском языке при полном аншлаге  шла  на подмостках Узбекского  государственного драматического театра имени М. Мукими.

Впечатление  от этого спектакля было не менее ошеломляющим, чем от фильма. Сценическая постановка воспринималась как первая музыкальная оперетта, ведь история её создания начинается в 1913 году в стенах Петербургской консерватории. В нулевых годах спектакль  был восстановлен на русском языке на сцене Ташкентского Государственного театра  музыкальной комедии (оперетты) режиссёром Сергеем Каприеловым и пользуется большим успехом у зрителей. Спектакль всегда проходит с аншлагом.

 

                                                   Гуарик Багдасарова

                                                  Фото Владимира Ковреина





Другие материалы рубрики

04.07.2016 / 12:28:52

В ГАБТе им.А.Навои подвели итоги 86 театрального сезона, порадовали ташкентцев отличным концертом в связи с его закрытием

Главный театр страны стал снова и снова заявлять о себе. Сразу после переезда из Дворца "Туркистон" , после окончания реконструкции, он словно преобразился. Сегодня он снова во всем своем великолепии встречает многочисленную публику. Далее...

29.06.2016 / 21:30:51

Лёд тронулся, господа зрители! Великий комбинатор возвращается!

2 июля 2016 года на сцене Ташкентского Государственного театра Музыкальной комедии (оперетты) произойдёт потрясающее событие - премьера мюзикла "Двенадцать стульев". Мюзикл поставлен по одноименному знаменитому роману И. Ильфа и Е. Петрова. Далее...

29.06.2016 / 21:03:10

"Аршин мол-алон" – 3D форматда ёхуд келажак театрига сайёҳат

Яхши, савияли томошабин йўқ. Шунинг учун ҳам театрлар ўз репертуарларини томошабин боп асарлар қўйишга мўлжалламоқда, деган гапларни эшитиш одатий ҳолга айланмоқда. Қайсидир жиҳатдан театр маркетингида бу гап ҳам тўғридир. Далее...

18.05.2016 / 10:11:53

Дийдорчилар нигоҳида кулгили маҳзун "Бизнинг Чарли"

"Дийдор" театр-студиясининг саҳна толиблари саҳналаштирган "Бизнинг Чарли" спектаклининг бош қаҳрамони Чарльз Спенсер Чаплин, "Ҳаёт йирик планда нигоҳ ташлайдиган бўлсанг – фожеалардан иборат, узоқдан нигоҳ ташлаганда эса комедиядир" – деган эди. Ҳозирги кунда биз учун унчалик "чуқур" бўлмаган, ранг-барангликка чулғанган турмуш тарзимизда "оқ-қора тасвирга муҳрланган" Чарлининг бизга яқинлигининг сабаби нимада экан-а?!.. Далее...

16.05.2016 / 16:09:17

Премьера спектакля–пантомимы "Бизнинг Чарли" ("Наш Чарли") состоялась на сцене ташкентского театра-студии "Дийдор"

В этом спектакле молодые актёры на языке пластики и жеста создают самый человечный мир образов великого актера 20 века Чарли Чаплина. Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте