Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
31.10.2016 / 09:29:30

Премьера оперы Джузеппе Верди "Аида" на сцене ГАБТа имени Алишера Навои прошла с большим успехом


Новая постановка в Большом театре  Узбекистана превзошла все ожидания  публики.  Все в ней прекрасно: невероятная по красоте  музыка, яркие образы и очень впечатляющий  сюжет, основанный на реальных исторических событиях. Премьера «Аиды» состоялась в Каире в 1871 году, и успех ее был величайшим. Его можно по праву назвать международным триумфом.

Только в Метрополитен-опера  "Аида" исполнялась около 1100 раз. Действие оперы «Аида», краткое содержание которой не передает всех тонкостей и коллизий сюжета, разворачивается во времена правления египетских фараонов. Несмотря на историческую основу, на первый план выходит личная драма, классический любовный треугольник и жгучая ревность, которая ослепляет и рушит жизнь главных героев.

Сюжет оперы разворачивается в столице Древнего Египта – Мемфисе, он повествует  о временах противостояния египтян и эфиопов. В центре внимания  оказывается история двух влюбленных: эфиопской принцессы Аиды, которая теперь является рабыней при дворе фараона,  и Радамеса, начальника дворцовой стражи, назначенного полководцем. Несмотря на огромное и светлое чувство, вспыхнувшее между ними, им уготована печальная судьба. Ревнивая и мстительная дочь фараона Амнерис докладывает о сговоре между ними, и Радамеса заключают под стражу: ведь он выдал по настоянию любимой  важный военный секрет  и его уговорили бежать в Эфиопию  вместе с  Аидой.

Заканчивается четырёхактная  опера весьма печально для всех героев – отец Аиды погибает при попытке к бегству. Радамеса жрецы приговаривают к смертной казни в виде заточения в подземелье, а Амнерис остается только оплакивать свою любовь и винить во всем жестоких жрецов. Аида незаметно прокралась в склеп и ждала там Радамеса, чтобы вместе со своим возлюбленным встретить смерть. В этом трагически-светлом финале - жизненная достоверность оперы. Заканчивается спектакль торжеством чувства долга и великой силой любви героев, которая не отступает ни перед какими испытаниями.

Все без исключения, кто был причастен к постановке и осуществлению на сцене одной из их лучших опер в истории музыки,  сравнивают это событие с творческим подъемом  в  жизни ГАБТа  им. А. Навои. Об этом  перед началом спектакля для сайта «Культура.Уз»  убедительно рассказали  руководители  постановочной группы.

Режиссёр-постановщик, народный артист Узбекистана и Азербайджана, лауреат государственной премии, профессор Фирудин Сафаров:

- Весь коллектив работал с большим вдохновением. И мы горды, что  главная нагрузка в создании оперы «Аида»  легла на наши плечи с музыкальным руководителем и дирижёром – народной артисткой Узбекистана, лауреатом Государственной премии, профессором Дильбар Абдурахмановой, с которой мы вместе поставили около тридцати опер. В моей практике уже были такие  большие постановки как: «Пётр I», «Огненный ангел», «Отелло», «Пиковая дама», «Бал-маскарад», «Трубадур» - эти спектакли, как и новая премьера, тоже  свидетельство  высокого  знака  качества  нашего театрального коллектива.

Кор.- Что нового вы внесли в возрождённую оперу «Аида», по сравнению со старой редакцией, автором которой Вы были?

- Мы  в новой постановке  отразили  современное отношение к этому спектаклю. За моей спиной более 60 спектаклей, и каждый раз я ставил перед собой новые задачи, в соответствии  с мировыми театральными стандартами.  Я не могу повторяться – это не в моём характере.

Оперу «Аида»  я очень люблю и приступил к её постановке с желанием найти в ней много новых поворотов: это всегда трудно для любого режиссёра-постановщика. Для этого надо быть или очень хорошим специалистом, или лучше не браться за это вообще. 

Обратите внимание на экспозицию в опере, предшествующую событиям во дворце египетского фараона – церемонии освящения меча  Радамеса на алтаре богов и предвосхищения его победы! В шестой картине четвёртого действия  дочь фараона  Амнерис возвращает пленённого  полководца Радамеса в темницу. Картина завершается судом жрецов ,  который  обвиняет его в измене и присуждает бывшего полководца и героя войны к смертной казни. В моей постановке   «Аиды» для зрителей будет совершенно неожиданный финал, не имеющий аналогов в мировой  постановочной части этой  известной оперы.

У нас  очень сложные, психологически насыщенные мизансцены, например, в первой картине. Этих  находок очень много в постановке такой масштабной оперы, их  мог  реализовать  только высокопрофессиональный работоспособный коллектив, которому я доверяю и в успех которого я  бесконечно верю и в будущем. Слабый коллектив не способен поставить такую сложную оперу как «Аида» Дж. Верди. По успеху «Аиды» можно будет судить о высоком  профессиональном  уровне нашего театрального коллектива.

Корр.: -  Какие  вы планируете  поставить ещё  спектакли с коллективом, который, как вы утверждаете, сейчас находится на творческом  подъёме?

- Это, прежде всего, многослойная масштабная постановка по произведениям Алишера Навои «Пятерица»  из пяти частей, в которой также будут сложные сцены во всех отношениях: сценографии, музыки, игры актёров. Я как главный режиссёр, заинтересован, чтобы не сбавлять темп и чтобы профессиональный  уровень нашего коллектива всегда находился на подъеме. Только такой творчески растущий коллектив может радовать наших зрителей, для которых мы  работаем. Для меня очень важна оценка зрителей нашей постановки. Мы, в свою очередь, в тандеме с Дильбар Абдурахмановой будем  и дальше стараться поддерживать   высокий уровень  оперных постановок.

Во время генеральной репетиции и прогона спектакля «Аида» восьмидесятитрёхлетний  режиссёр-постановщик  Фирудин Сафаров не сидел на одном месте. Он крутился, как волчок,  то там, то здесь: мелькал то  в партере, то в ярусе, то заглядывал за кулисы, то погружался в оркестровую яму, проверяя на слух и цепкий взгляд, всё ли в порядке и готово  к открытию занавеса и началу спектакля.  Дильбар  Гулямовна, напротив, задолго до начала спектакля сидела неподвижно,  сосредоточенная на своём  дирижёрском  посту, в тёмном платье с белым гипюровым ажурным воротничком,  она вновь и вновь  мысленно прогоняла в уме партитуру оперы. Интервью пришлось  брать прямо из оркестровой ямы.

Корр.: - Что для вас лично означает новая  постановка «Аиды»?

 Дильбар Абдурахманова:

- Такие сложные в музыкальном отношении произведения мирового искусства,  как «Аида»,  всегда бывают показателем профессиональных возможностей театра и его оркестра.  У нас в ГАБТе постоянно в репертуаре одновременно идут большие балетные и оперные спектакли: «Кармен»,  «Спартак», «Трубадур», «Отелло», «Аида». Это говорит о том, что у нас много хороших исполнителей – это лицо нашего театра.

Художник-постановщик, заслуженный работник культуры Узбекистана и главный художник  ГАБТ имени А. Навои Зубайдулло Батыров :

- «Аида» - бесспорно, шедевр мировой культуры. Когда-то он был  в нашем репертуаре, потом его сняли из-за устаревшей постановки  и других объективных причин. Теперь мы решили заново его возродить. Начали работать над  постановкой с мая этого года. Наша задача была вместе с главным режиссёром театра осуществить новую постановку, с учётом достижений  архитектуры,  живописи, монументальной скульптуры, рельефов,  красочной росписи на стенах гробниц и пирамид Древнего Египта. Для монументальных декораций мы избрали  преимущественно белый цвет, который м,  точечно,  с различными оттенками,   высвечиваем софитами во время действия спектакля. Надеюсь, зрители по достоинству оценят наш добросовестный самоотверженный труд.

Действительно, тщательно продуманная,  богатая, красочная, меняющаяся разнообразная сценография погружает нас в мир  Древнего Египта – государство высокой культуры. Сразу же в сценографии бросается в глаза архитектура, которая отличается  своей масштабностью: это  пирамиды, царские усыпальницы и гробницы в Гизе; храмы и дворцы с обширными дворами, капителями с орнаментом в виде лотоса, сфинксами и обелисками – всё в сменных декорациях напоминает Ларнакский и Луксорский храмы около Фив, величественный храм-дворец «Лабиринт»  в Фаюме. Верх сцены исчерчен иероглифами на папирусе  – это говорит о том, что здесь издавна была распространена наука письма и основой либретто послужил исторический сюжет, увековеченный на древнем папирусе.

Художник по костюмам  Лобар Палванова создала роскошные одежды жрецов из льняной ткани,  в которых присутствует много золота, на ногах египтян лёгкие сандалии с высоким шнурованием голеней ног.  В интерьере комнаты дочери фарона Амнерис  во втором действии  –  дорогие керамические и бронзовые изделия, сосуды с  ароматизированными маслами и благовониями, в глубине сцены помещена цветная горка, составленная то ли из фруктов, то ли из каких-то лакомств. Много других живописных  деталей прикладного искусства воссоздают не только атмосферу, но и быт древних египтян.

Артисты балета и детской оперно-балетной студии возрождают в танцах массовые ритуальные сцены на древних фресках: ожившие в движении позы, точёные профили лиц, воздетые к небу жесты, предметы в руках, как в зеркальном отражении –  правдоподобное зазеркалье искусства.

Всё это  погружает нас в иную временную реальность, где древние люди поклоняются системе богов, среди которых главное божество - Солнце, и чью повседневную трудовую  жизнь организует глубокая долина реки Нил от Асуана до Каира. Именно здесь ночью в храме богини Изиды у Нила в третьем действии оперного спектакля  происходят поворотные события – открытие «врагу» военной тайны, повлекшее за собой трагическую развязку в четвёртом заключительном действии – пленение и гибель главных героев – Радамеса и Аиды. Обречённые на гибель, они впервые счастливы:  потому что  вместе. В этом величие классической оперы Дж. Верди «Аида».

 Очень хороши -  от первой сцены до последней исполнители главных мужских партий: Радамес (тенор), начальник дворцовой стражи, влюблённый в Аиду, Неъмат Синхабиби; Рамзес (бас), Царь Египта, враждующий с Эфиопией, -  Хатам  Юлдашев; Рамфис (бас), верховный жрец, выносящий суровый приговор Радамесу, - Кирилл Борчанинов; Амонасро (баритон), отец Аиды, эфиопский царь – Ринат  Титеев; выразителен былтакже Гонец (тенор) – Александр Полонский.

Главные женские партии  тоже звучали  на должном уровне. Аида (сопрано),  плененная рабыня, которая является эфиопской принцессой, - Мария Полякова   была  хороша во всех отношениях , отличные голосовые данные , ей хватало  пластической выразительности и классической египетской стройности, царской осанки  Клеопатры  и божественной красоты Нефертити.

Особенно блистала Яника Багрянская (меццо-сопрано) -  разгневанная Амнерис,  дочь фараона, принцесса, влюбленная в Радамеса и не простившая ему  равнодушия к ней. Из чувства мести она возвращает его  в темницу, обрекая  на верную гибель.  Приятной неожиданностью  в шестой картине  стало то, что, в соответствии с  режиссерским  замыслом, она  спускается  в зрительный зал, поет вблизи от зрителей и поднимается на сцену вновь.  Последняя заключительная мизансцена психологически очень убедительна: рухнув в безнадежной молитве на каменные плиты храма, лежит в траурной одежде сражённая горем Амнерис.  Партия Амнерис  новый большой успех талантливой певицы.

 В целом, по накалу страстей и изображению характеров опера «Аида»  Дж. Верди не уступает  шекспировским трагедиям. Если перефразировать  Вильяма Шекспира , то можно сказать: «Нет  повести печальнее на свете, чем повесть об Аиде и Радамесе».   

Гуарик Багдасарова

 

 





Другие материалы рубрики

31.10.2016 / 09:22:11

"Перестаньте стрелять! Здесь живые люди!"

В стенах ташкентского театра "Ильхом" 24 октября 2016 года "Арт-Студия-Свет" представила спектакль "Добрый солдат Швейк", новую адаптацию знаменитого романа Ярослава Гашека. Далее...

29.10.2016 / 14:16:46

Опера "Алеко" и "Мир романсов С. Рахманинова" на сцене ГАБТ им. Навои

В начале третьего тысячелетия – не только в России и в странах дальнего зарубежья, но и у нас в узбекской столице Пушкиным испытываются возможности современной оперной и драматической сцены. Имя Пушкина не сходит с афиш ГАБТ имени А. Навои, а также театра "Ильхом". Далее...

28.10.2016 / 08:54:45

"В Театре "Ильхом" состоялась премьера спектакля "Добрый солдат Швейк"

Адаптация романа известного чешского писателя Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка" для ташкентской сцены, сделаная автором сценария и режиссером-постановщиком спектакля Адель Чиляковой, с большим интересом встречена зрителями. Далее...

26.10.2016 / 09:06:29

Легенда о великом Комбинаторе на сцене Театра оперетты

Премьера мюзикла "12 стульев" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) состоялась 16 10 16, но я попала на этот музыкальный спектакль в минувшую субботу (22 10 16). Далее...

23.10.2016 / 22:23:37

Борис Гафуров: А дальше у нас такие планы…

Ташкентский театр "Ильхом" с большим успехом выступил на XIV международном фестивале исполнительских искусств "High Fest" в Армении. Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте