Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.04.2017 / 23:31:16
В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои с большим успехом прошел спектакль "Царская невеста", который по праву можно считать необычнымОпера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» уже достаточное количество сезонов идет на сцене нашего театра и пользуется неизменным успехом у ташкентского зрителя. Но в этот вечер после почти шестилетнего перерыва в образе Марфы предстала замечательная певица, Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова. И это событие придало особую праздничность всей отмосфере прекрасного спектакля. А двумя днями раньше весь мир отмечал Международный день театра – и можно с уверенностью сказать, что этот прекрасный спектакль стал и своеобразным приношением знаменательной дате. Нельзя не вспомнить о том, что когда этот спектакль готовился к премьере – он был поставлен в рассчете именно на индивидуальность и талант Муяссар Раззаковой – и в первой премьере она блестяще выступила в ансамбле со своими коллегами. И вот сейчас, по прошествии нескольких лет, впервые после открытия исторического здания театра новое яркое выступление мастера узбекской оперы в «Царской невесте» поистине украсило замечательный спектакль. В который раз отмечая самобытность и высокий энергетический накал, заложенные в этот спектакль его постановщиком, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом и музыкальным руководителем и дирижером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Анваром Эргашевым – стоит отметить, что эта яркая постановка театра живет активной жизнью и постоянно обогащает постановочный замысел новыми яркими красками. Спектакль очень стильно, многокрасочно и экспрессивно раскрывает драму человеческих страстей, развивающуюся, согласно сюжету, в мрачную эпоху правления царя Ивана Грозного. Не изменяя законам эпохи спектакля, режиссер наделил всех исполнителей истинно современными средствами выражения эмоций – и наверное оттого спектакль предстает особенно убеждающим. В его ткань органично вплетены все – от главных героев до каждого артиста хора, уверенно и четко воплощающих свою сценическую жизнь. Конечно, галерею героев спектакля открывает сама Марфа в исполнении Муяссар Раззаковой. Тонко и с искренней органикой пропевая своим красивым голосом каждое мгновение своей сложной вокальной партии, Муяссар Раззакова активна и в действии. Она выпукло раскрывает, пожалуй, самое главное и ценное – необычность души своей героини, её устремленность к мечте, её удивительную странность, непохожесть на других, её безащитность – и, вместе с тем – особую силу Добра. Из-за этого свойства и привлекает прекрасная Марфа внимание и страсти многих герое спектакля – от боярина Грязного до самого всевластного царя Ивана. Разнообразно и убедительно живет Марфа Раззаковой в разных состояниях души – от светлой устремленности к прекрасной мечте до помрачения рассудка от горя и отравы, которой ее погубили. Замечательно и другое свойство – признанный мастер узбекской оперной сцены, органично проживая замысел режиссера и дополняя его своими красками – раскрывает исконно русские свойства этого светлого и озаренного образа! Убедил и Махмуд Рузиев своим образом Григория Грязного, с большим размахом чувств раскрыв противоречивую натуру своего героя, в котором уживаются и разгул вседозволенности – и чистая страсть к Марфе. Все моменты своей жизни на сцене его герой активно живет, осмысливает свои поступки. Выразителен в пении и пластике – и прекрасно справляется с непростым вокальным материалом партии Грязного. Любаша в высоко эмоциональном воплощении заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой также необычна своей страстностью, одержимостью – вначале любви к Грязному, затем – иступленной жаждой мести ни в чем не повинной Марфе. Эта Любаша – поистине комок нервов и страстей, с которыми не в силах совладать её мятущаяся душа. Купец Василий Собакин в исполнении Заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова также предстает живым, домовитым главой семьи, отцом Марфы. Ему не чужда и хитринка, и озорство, а в горе он отрешён, замкнут. Прекрасные вокальные данные также органично помогают ему раскрыть образ своего героя. Народный артист Узбекистана Нормумин Султанов в роли молодого Ивана Лыкова – жениха Марфы – успешно преодолел все образные трудности этого персонажа, который зачастую предстает излишне однокрасочным, «ультралирическим». В постановочной ткани спектакля Нормумин Султанов раскрывает Ивана Лыкова и влюбленным, и противостоящим неудержимому напору слепой опричнины. Как и прежде – радует Джабраил Идрисов в образе опричника-палача Малюты Скуратова. Ему удается без «пережима» раскрыть и вседозволенность, придающей этой страшной фигуре особую значимость, и раскованность своеобразной опричнической «удали». Стоит отметить и его особо нежное чувство… к Любаше, которое артист раскрывает буквально до момента её трагической гибели. Немецкий лекарь Бомелий – яркая удача Нурмахмата Мухамедова. В его трактовке этот персонаж и странен, и страшен, и коварен,и труслив. Понятно опасливое отношение к нему – царскому лекарю-чужеземцу – и народа, и каждого из героев оперы. А в страсти к Любаше он неожиданно мощен – и потому достигает цели. Интересна и Рада Смирных в роли Дуняши – подруги Марфы. Ее характер иной – более земной, более привычный. Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова с новыми для себя характерными штрихами раскрывает характер Домны Сабуровой – матери Дуняши, тайно надеявшейся, что государь изберет в жены именно ее дочь. Её рассказ о царских смотринах воспринимается очень живо – а во дворце возле умирающей Марфы она с дочерью полна горем и сочувствием. В характерной роли няни Петровны заметна молодая Мадина Базарова, сделавшая эту небольшую по объему роль запоминающейся. В роли Царя Ивана, по замыслу композитора лишенной слов – с неизменной выразительностью бессменно выступает сам постановщик спектакля Андрей Слоним. Все четыре безмолвных выхода Царя Ивана он наделяет различными красками и штрихами – от осознания всемогущества – до полного опустошения в финале, в страхе перед карой за свершенные прегрешения. Особо стоит сказать о хоре театра, которому в этом спектакле выпали непростые задачи – артисты хора выступают и в ролях разгульных опричников, и в образе народа, и в воплощении царской свиты во дворце.( Главный хормейстер – Народный артист Сулейман Шадманов, хормейстер Наталья Куприянова). И во всей х многогранной работе их выразительное пение подкреплено активным действием, жизнью, не прекращающейся ни на мгновение. Музыкальный руководитель и дирижер – Заслуженный деятель искусств Анвар Эргашев чётко и с большой экспрессией воссоздает звучащий образ спектакля – от динамичного звучания оркестра до выразительного пения солистов и хора. И эта цельность соединяет все звучащее на сцене со сценическим действием в неразрывное целое. Особо стоит сказать о зрителе, заполнившем в этот вечер зал. Известно, что публика бывает различной – однако, в этот вечер сцена, оркестр и зал объединились в неком едином порыве. Внимательно воспринимающие зрители горячо благодарили исполнителей за каждый номер, сцену – а в конце долго не отпускали участников спектакля со сцены, одарив их бурными аплодисментами. Вот так в день, прошедший совсем рядом с Международным днем театра, ГАБТ имени А. Навои в который раз раскрыл ташкентскому зрителю одно из великих чудес оперного театра. И беззаветным трудом каждого участника воссоздал истинный праздник театра и творчества для благодарного ташкентского зрителя.
Гуарик Багдасарова
|
|