Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.06.2017 / 11:04:19
В минувшую субботу Государственный академический Большой театр Узбекистана им. А. Навои снова порадовал ташкентских зрителей, заполнивших залВсего несколько дней назад прозвучали горячие аплодисменты, которыми встретила музыкальная общественность нашего города вторую успешную премьеру оперы композитора Мустафо Бафоева "Хамса". А в этот вечер бурная реакция зала демонстрировала новый успех театра. Зрителям была представлена опера Н.Римского-Корсакова "Царская Невеста" - прекрасный спектакль, радующий публику ярким исполнительским составом, с успехом показанный на нескольких театральных фестивалях. Но в этот день он прошел в такой атмосфере, которую по праву можно сравнить с премьерой или фестивальным спектаклем. "Царская невеста" в постановке режиссера ГАБТа, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима идет на сцене театра не первый год, но тем не менее, восприятие этого спектакля зрителями неизменно активно и полно энтузиазма. Его динамика, правда чувств и страстей, раскрываемая исполнителями не оставляет зрителя равнодушным. Расслышав в авторской партитуре напряженную "симфонию" противодействий человеческих характеров - постановщик сделал этот спектакль полным энергетики и неизменно волнующим зрителя. При этом и опытнейшие мастера, и певцы молодого поколения органично "вживаются" в стиль этого спектакля и работают с полнейшей отдачей, окрашивая тот или иной образ чертами своей индивидуальности. А сам спектакль предстает единым и зрелищным действием, в котором во всей полноте раскрываются судьбы людей в противоречивую эпоху царствования на Руси Ивана Грозного. Три центральных образа этого спектакля были впервые воплощены совсем молодыми исполнителями. Речь идет о сложнейших образах Марфы и Любаши, а также молодом женихе Марфы Иване Лыкове. Сложнейшие вокальные партии этих героев требуют не только высокопрофессионального владения голосом, но и незаурядных артистических данных, энергетики, контрастов состояний. И многих, кто пришел в этот вечер в театр – искренне волновало, насколько глубоко проникнутся молодые исполнители сложными задачами образности своих героев? И отрадно сознавать, что прекрасный результат оправдал все надежды и ожидания – спектакль стал еще одним праздником творчества. Воплотившая образ Марфы выпускница Государственной консерватории Узбекистана Ангелина Ахмедова уже около года в стажерской группе театра. Она уже выступила удачно в роли Принцессы в "Бременских музыкантах" Г.Гладкова, в образе Будур в "Волшебной лампе Аладдина" С.Вареласа, а также – небольшой по объему, но ответственной партии Жрицы в "Аиде". Однако и по сложности материала, и по ответственности творческих задач образ Марфы представляется весьма не простым. Тем более отрадно осознать, что проделав весь сложный путь под руководством режиссера и дирижера (Заслуженный деятель искусств Узбекистана Анвар Эргашев), молодая исполнительница убеждает результатом своей работы. Сделав свой звонкий и красивый голос средством для выражения чувств, овладев своеобразной пластикой, убеждая запоминающейся внешностью и обаянием своей героини – Ангелина Ахмедова представила образ своей Марфы как нежное, ранимое существо, полное света и любви. Ее душа как бы отстранена от всего темного – и устремлена только к своему возлюбленному Ивану Лыкову. А когда проbисходит трагическая гибель Лыкова – одурманенная зельем душа Марфы снова устремлена к своей любви, к тому, чтобы навеки соединиться со своим любимым даже за гранью земного мира… Стоит сказать и о том, что этот спектакль стал для Ангелины Ахмедовой и государственным экзаменом по оперному исполнительству – и будем надеяться, что яркое выступление молодой певицы будет по достоинству оценено не только восторженной публикой, но и экзаменационной комиссией. Совсем иная задача стояла перед юной Азизой Мухамедовой. И естественно, что и здесь возникал вопрос – насколько окажется в состоянии такая молодая исполнительница передать всю силу земной страсти, неукротимой ревности, одержимости желанием смести "соперницу" - ни в чем не повинную Марфу. К счастью, этот сложный образ вполне сложился в сознании молодой певицы. Естественными и трогательными получились контрасты состояний – от излияний любви к Григорию до приступов исступленной одержимости злом, сарказма, до истинных помрачений души. В отличии от устремленной ввысь Марфы, ее Любаша стала воплощением земных страстей. Красивый голос Азизы в сочетании с ее темпераментом и яркой внешностью наполнили этот образ органичностью, жизненностью. И в результате, как и в образе Марфы, но совершенно по иным законам – сложилась судьба Любаши в этом спектакле – и столь же достойно была оценена публикой. Молодой Бекзод Давронов убедительно показал своего Лыкова – любящего, мыслящего, но – беззащитного перед слепой силой опричнины. Он предстал устремленным к непосредственности, прямоте, не желающим сдаваться перед грозной силой. Потому трагические перипетии и его судьбы воспринялись особенно остро. Наверно стоит особо сказать о том, что юная непосредственность и определенная достоверность чувств всех трех дебютантов очень помогли ощутить с совершенно новой силой драматургию оперы – и искренне посочувствовать их героям. В искренности жизни молодых героев на сцене ощущалась та особая, большая и непрерывная работа, которую и постановщик Андрей Слоним, и дирижер Анвар Эргашев провели с молодыми исполнителями, погружая их в искусство не только петь, но и мыслить, и действовать на сцене по сложным законам оперы и ее музыкальной драматургии. Наверное, так бывает всегда, когда в состав спектакля вливаются новые творческие силы – и опытные исполнители начинают работать в ансамбле с ними несколько по-иному, открывая и в себе самих не раскрытые ранее возможности. Так, особо порадовал в этот вечер Махмуд Рузиев, воплощающий образ Григория Грязного со дня премьеры спектакля, но в партнерстве с талантливой молодежью обогативший свою работу особой искренностью и драматизмом проживания. Ярок в своей всевластности был и Джабраил Идрисов в образе главы опричнины Малюты Скуратова, большое впечатление произвел Георгий Дмитриев, с необыкновенной теплотой и тонкостью сыгравший роль отца Марфы – Василия Собакина. С остротой и несколько неожиданно сыграл Александр Полонский роль немецкого лекаря Бомелия, подчеркивая его сладострастие и низменные черты. Убедительно-жизненна была Рада Смирных в роли подруги Марфы Дуняши, контрастно оттеняющая необычность и "небесность" образа героини опера. Запомнилась и Надежда Банделет, колоритно сыгравшая Домну Сабурову, желающую, чтобы государь при выборе невесты обратил внимание именно на ее дочь Дуняшу. И, конечно же, с неизменным мрачным колоритом убедительно раскрыл "немой" образ Царя Ивана Грозного сам постановщик – Андрей Слоним. Выразительно и контрастно раскрыл звучание партитуры дирижер Анвар Эргашев, органично связавший звучание голосов солистов, хора и оркестра в единое монолитное целое. Красота партитуры этого произведения в этот вечер предстала перед слушателями во всей ее полноте. Нельзя не сказать и об особой энергетике хора, не только пропевающего, но и выразительно проживающего все драматические моменты действия спектакля (хормейстеры – народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова)- что также стало украшением спектакля в этот вечер. Притихший зал, затаив дыхание, слушал каждый номер, а в финале наградил всех участников продолжительной овацией, возгласами "Браво!" и "Молодцы!", что в нынешних театральных залах – явление не столь уж частое. Побывав на этом спектакле, не только убедительно раскрывшем неразрывную связь всех творческих поколений нашего ГАБТа имени А. Навои, но и показавшем зрителю богатый творческий потенциал талантливой молодежи – думалось о многом. И, конечно же, - надеяться, что и в этой связи поколений, и в таланте молодых заложены основы яркого творческого будущего и нашего всеми любимого театра.
Адель Чилякова, искусствовед фото Михаила Левковича
|
|