Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.07.2017 / 11:06:23
В ГАБТе им. А.Навои завершился 87-й сезон. Под его занавес в театре состоялась премьера балета Чайковского "Франческа да Римини"В этот вечер в зрительном зале свободных мест не было. В первом отделении внимание публики привлек вечер классической хореографии и узбекского национального танца в исполнении солистов балета и ансамбля "Тумор". Он создан в 2011 году Чарос Джурабаевой и его выступления пользуются неизменным успехом. С 2017 года ансамбль работает в составе коллектива театра, участвуя в танцевальных сценах национального репертуара. В репертуаре - узбекские национальные танцы и танцы народов мира, постановщиками которых являются Чарос Джурабаева и заслуженная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Нгархан Назарова. Успеху выступления ансамбля "Тумор" на сцене ГАБТ имени А. Навои в день закрытия сезона способствовали не только высокая техника исполнения артистов, но и современная сценография, яркие национальные костюмы танцоров. Через всю сцену протянулось красочное панно на котором можно было увидеть весенний горный пейзаж кисти великого узбекского художника Урала Тансыкбаева. У публики, горячо аплодировавшей солистам после каждого выхода на сцену, складывалось впечатление присутствия не в зале, а у подножия гор Тянь-Шаня, - на лоне богатой природы края, породившего таких красивых гибких девушек-наяд, волшебством танца сумевших увлечь зрителей в страну грёз и несбыточных мечтаний. С особым воодушевлением зрители принимали страстный дуэт из балета "Кармен-сюита" (Ж. Бизе-Р. Щедрин) в исполнении заслуженной артистки Узбекистана Тамиллы Мухамедовой и Замира Фазлутова и полное волшебства и романтики "Адажио" из балета "Щелкунчик" Чайковского с главными исполнителями – Ольгой Сабировой и Тимуром Шангариевым. Первое отделение было только прелюдией к сюрпризу, который подготовил театральный коллектив во втором отделении. Поклонники классического балета пришли целыми семьями, чтобы увидеть балет П.И. Чайковского "Франческа да Римини" и ждали с нетерпением открытия занавеса. С давних пор он является поэтическим гимном вечной любви. В основу балета положено всемирно известное произведение – симфоническая фантазия "Франческа да Римини" П.И.Чайковского, основанная на сюжете из "Божественной комедии" Данте Алигьери эпохи итальянского Возрождения. Реальная история знатной итальянской дамы Франчески да Римини была популярна в эпоху Возрождения, а после изложения её Данте стала одним из вечных сюжетов литературы и искусства. Впервые произведение было исполнено симфоническим оркестром под управлением Рубинштейна 25 февраля 1877 года. Позднее 11 марта 1878 года его представили в Петербурге, где это произведение имело огромный успех. Главную женскую партию в премьерном спектакле Франчески с чувством большого вдохновения исполнила заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева. Образ отрицательного персонажа Джотто воплотил в жизнь молодой талантливый солист балетной труппы Бекзод Акимбаев. Партию возлюбленного Паоло исполнил Улугбек Олимов, блестяще передавший взлёт и падение своего героя, который испытывает страстное чувство к Франческе, обманным путём отданной замуж за нелюбимого Джотто (старшего брата Паоло). По признанию главного балетмейстера, заслуженного артиста Узбекистана Шавката Турсунова, восстановившего балет, труппа ГАБТа имени А. Навои работала над этим спектаклем с чувством большой ответственности и вдохновением. Вместе с тем, он отметил, что партии в новой редакции балета требуют от исполнителей довольно большого мастерства и высокого уровня подготовки. Каждая имеет свои мини-вариации, изобилующие прыжками, пируэтами, сложными комбинациями поддержек и другими выразительными средствами. И все это воплощено в жизнь артистами балета. Отлично справился с поставленной задачей оркестр под управлением народной артистки Узбекистана, дирижера Дильбар Абдурахмановой. Музыка помогала зрителям испытать вместе с героями чувство высокого трагизма в кульминации балета – гибели главных героев от руки Джотто и неизбежное просветление в финале спектакля, когда души влюблённых слились в танце в ином мире. После завершения вечера классической хореографии и узбекского национального танца и одноактного балета "Франческа да Римини" восторженная публика еще долго не отпускала артистов, вознаграждая их продолжительными аплодисментами за праздник, который они подарили жителям узбекской столицы в преддверии "летних каникул". Завершившийся сезон оставил много ярких и неповторимых впечатлений. Значительным событием в культурной жизни Узбекистана стала недавняя постановка оперы Мустафо Бафоева "Хамса" (по мотивам знаменитого цикла поэм великого Алишера Навои) в динамичной постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, которой дирижировал Бобомурод Худайкулов.
Гуарик Багдасарова
|
|