Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.12.2018 / 22:34:12

Кинофестиваль "Свидание с Россией. Свидание с Москвой" в Ташкенте продолжится…


В узбекской столице с 13 по 15 декабря 2018 года ярко, незабываемо прошёл фестиваль «Свидание с Россией. Свидание с Москвой». Фестиваль кинозрителям запомнился как настоящий праздник русской культуры. У жителей и гостей узбекской столицы выпала   прекрасная возможность познакомиться с новинками российского кинематографа, многожанровыми фильмами, завоевавшими престижные премии на международных кинофестивалях. 

Большинство фильмов, которые были показаны в рамках фестиваля, вышли на экране в этом или прошлом году. Вероятно, наиболее долгожданной картиной для зрителей Узбекистана стал фильм Константина Хабенского «Собибор», рассказывающий о восстании в фашистском концлагере в Польше, организованном советским офицером А. Печерским. Также в программу вошли нашумевшие фильмы:  очень жёсткий психологический художественный фильм «Непрощённый» реж. Сарика Андреасяна, фильм-фэнтези «Черновик» реж. Сергея Мокрицкого; фильм-драма  «Первые» реж. Дмитрия Суворова; «Каникулы Президента» реж. Ильи Шерстобитова;  «Гвоздь» реж. Эльёра Ишмухамедова. 

«Непрощённый» — российский драматический фильм режиссёра Сарика Андреасяна. Фильм основан на  реальных событиях —   авиакатастрофе  2002 г. над  Боденским озером, в которой погибли 55 российских детей из-за ошибки диспетчера. При столкновении двух самолётов над Боденским озером у инженера-строителя Виталия Калоева гибнут жена и дети. Не дождавшись справедливого решения суда, он ищет авиадиспетчера Петера Нильсена, который дежурил в ту ночь и по вине которого, как считает Калоев, погибла его семья. Главную роль сыграл Дмитрий Нагиев. Кавказский характерный тип осетина, замкнутого и сосредоточенного  на своём горе:  боль, гнев и внутренний раскол главного героя — потрясающе правдоподобно передаёт российский актёр и никого в кинозале не оставляет равнодушным к себе. Премьера фильма в России состоялась 27 сентября 2018 года и  в те же дни она прошла в узбекской столице. Однако многие  ташкентские зрители впервые увидели и по достоинству  оценили фильм-драму с вечным безответным вопросом: «Ему отмщение, и Он воздаст…» только на нынешнем российском фестивале. 

Событием в рамках российского фестиваля стал показ новых документальных фильмов, которые представил продюсер В.В. Пирожок. На фестивале состоялся премьерный показ документальной картины «Тургенев. Русское сердце», посвящённый двухсотлетию русского писателя; «Фёдот Сычков    художник радости» реж. А. Артемьева; фильмы,  снятые по сценариям Одельши Агишева: «Голоса» и «Забытые полёты»;  исповедальная автобиографическая документальная лента Али Хамраева «Я тебя не забыл». 

Али Хамраев, советский кинорежиссёр («Артисты», «Жаркое лето в Кабуле», «Тамерлан великий», «Телохранитель» и др.),  сценарист («Белые-белые аисты», «Бо Ба Бу», «Без страха» и др.), актёр, продюсер. Новая документальная картина "Я тебя не забыл" узбекского режиссёра Али Хамраева завоевала Главный приз на III Международном фестивале документальных фильмов тюркского мира. Этот фильм А. Хамраев посвятил своему отцу и всем павшим в Великой Отечественной войне. Али Хамраев родился в смешанном браке: его отец был таджиком, а мать — украинкой. Отец Али Хамраева Эргаш Хамраев уроженец Риштана Кокандского уезда Ферганской области, советский, таджикский и узбекский актёр, сценарист, кинодраматург.

Перед началом показа кино-исповеди Али Хамраев коротко рассказал о своём отце, повлиявшем на выбор его профессии. Эргаш Хамраев родился в Фергане в 1909 году. Хотел учиться, поэтому сбежал из родных мест и попал в детский дом в Коканде. Мечту получить образование не утратил: поступил в Ферганский педагогический техникум. Получив диплом, готовился пойти в учителя. Как-то прогуливаясь с друзьями, увидел съёмочную группу. Режиссёр Наби Ганиев снимал в Маргелане первые кадры фильма «Подъём» об индустриализации республики. Эргаш, засмотревшись, остановился, и его приметил сам Ганиев. Приказал переодеть парня, поставил в кадр, велел произнести несколько слов, впоследствии воспроизведённых в фильме «Я тебя не забыл». 

«Так отец стал сниматься в кино, — поведал зрителям Али Хамраев,    он работал в Ташкентской киностудии, исполнял главные роли. Эти фильмы Ганиева с папиным участием стали событием в кинематографе Узбекистана. Отца послали учиться в Ленинградский техникум искусства сцены. Там он параллельно получил вместе с актёрской профессией  специальность кинодраматурга. В 1933 году папа снялся в главной роли в фильме «Рамазан», спустя два года — в картине «Джигит» по своему сценарию. Он был одним из самых популярных киноактёров Узбекистана того времени. Написал сценарии «Кинжал Тагира», «Отцы», «Конники». Вместе с Наби Ганиевым, Сулеймайном Ходжаевым, Камилем Ярматовым, Маликом Каюмовым и другими отец стоял у истоков узбекского национального киноискусства, которое тогда только зарождалось.

В 1933 году Эргаш  окончил Самаркандское кавалерийское военное училище в звании офицера. В первые же дни войны папу призвали в действующую армию. Не сразу попал на фронт. В июле 1941 года вызвали на съёмку боевого киносборника, где он сыграл роль солдата, которого мать провожает на фронт. Это была последняя папина роль в кино. Съёмка завершилась глубокой ночью, и ранним утром он, молодой офицер, военным эшелоном был отправлен на передовую… 

Мама получила несколько писем. Их было немного. В первую же военную зиму, 9 февраля 1942 года, мой папа пал смертью храбрых в заснеженных полях под  городом Вязьма. Мне тогда было всего четыре года. Мама осталась одна с двумя детьми, и мы жили с папиными родителями.

Судьба отца определила и мою профессию. Мама работала на киностудии, и я сумел посмотреть многие из трофейных фильмов. Мальчишкой был потрясён фильмом Чарли Чаплина «Огни большого города». В 1956 году поступил на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую Григория Рошаля и Юрия Геника. В 1961 году в качестве дипломной работы представил полнометражный художественный фильм «Маленькие истории о детях, которые...» — три новеллы о маленьких таджикских детях: «Попали впросак», «Подружились», «Саид-мечтатель». Мы сняли его вместе с Мукадасом Махмудовым. Вернувшись в Узбекистан, в 1963-1964 годах снял фильм «Где ты, моя Зульфия?» и «Любит — не любит?», в 1966 — «Белые-белые аисты», в 1968 — «Дилором». 

Не буду перечислять все художественные и документальные картины, их десятки в моём  творческом багаже. Если говорить о моём профессиональном становлении, я всю жизнь учился у  режиссёров мирового класса: это Чарли Чаплин, Куросава, Тарковский, Феллини, Антониони, Бергман, Хичкок, Форд, Спилберг, Параджанов, Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Муратова, братья Васильевы и другие. Я до сих пор ношу  во внутреннем кармане пиджака записную книжку, где записываю советы мэтров и других потрясающих людей моей профессии. Однажды выдающийся итальянский кинорежиссёр-сценарист Микеланджело Антониони (1912-2007), обладатель кинематографических наград — "Золотой пальмовой ветви", "Оскара" и "Золотого льва" — дал мне три совета, которые я запомнил на всю жизнь: 

— первый совет —  следи за тем, чтобы у тебя хорошо работал желудок;

— второй совет — меньше спи!

— третий совет — чтобы у тебя аккумуляторы были всегда заряжены!

Федерико Феллини (1920-1993),  итальянский кинорежиссёр и сценарист, обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, однажды мне дал такой ценный совет: «Когда снимаешь фильм — не думай о зрителях. Думай о том, чтобы фильм понравился тебе, твоей жене и твоим самым близким друзьям!» 

Я приехал в Узбекистан из Италии, где сейчас проживаю, показать ещё раз свой фильм в дорогом моему сердцу Ташкенте. В настоящее время занимаюсь дубляжом картины на узбекский язык. Фильм идёт 45 минут, но вместил в себя три прожитые нашим народом эпохи. Я думаю, молодое поколение должно любить свою родину, знать историю и свои национальные культурные традиции, много читать и смотреть хорошие фильмы».

Режиссёр-сценарист Али Хамраев в  документальном фильме о своём отце реконструировал события давно минувших дней и соединил их с новым временем репортажными съёмками из глухой деревушки под Вязьмой, где погиб его отец в 1942 году. Этот мост прошлого с настоящим ему удалось построить с помощью монтажа старых пожелтевших фотографий из семейного альбома, коротких писем отца с поля боя, записей его живого голоса и художественных образов, запечатлённых в кинокадрах узбекских фильмов, в которых снимался его отец. Захватывающая за живое, доверительная задушевная музыка Румиля Вильданова; выразительный голос рассказчика за кадром — автора фильма — делают  кино-рассказ исповедальным. Зрителям запомнится и сквозная метафора  документальной ленты —  семейная реликвия — старый, одичавший, свободный, одинокий стул, на котором когда-то в мирное время сидел  погибший солдат в кругу своей семьи. Этот ободранный осиротевший стул с высокой спинкой многократно показан на фоне бегущей стремительно реки времени — как величественный и самый простой, натуральный скорбный памятник не вернувшимся с войны —  он останется в памяти потомков навсегда. После просмотра этого документального фильма в кинозале установилась на несколько минут затяжная тишина, после длительной напряжённой паузы молчания взорванная,  наконец, продолжительными овациями гениальному автору фильма  — Али Хамраеву.

Дети смогли посмотреть новые российские мультфильмы и сказки. Среди них: детский полнометражный анимационный фильм «Два хвоста»  режиссёров Виктора Азеева и Натальи  Ниловой и  детский художественный фильм «Замри-Отомри» реж. Константина Сухарькова.

«Свидание с Россией» — это не только кинопоказы, но и творческие встречи, дискуссии, мастер-классы с выдающимися режиссёрами, известными актёрами, искусствоведами. В Ташкент приехали актёры Евгений Герчаков и Сергей Рост, пианистка Ольга Варвус, сценарист Алексей Рязанцев, режиссёры Эльёр Ишмухамедов и  Али Хамраев и другие гости. В рамках фестиваля прошли творческие встречи с известными актёрами, режиссёрами, педагогами ВГИКа, продюсерами и руководителями кинокомпаний, а также мастер-классы от российских деятелей культуры. В рамках дней кино прошли выставки и концерты, лекции и семинары. 

Во Дворце искусств им. А. Навои 14 12 18  Али Хамраев  и  Эльёр Ишмухамедов дали пресс-конференцию. Ташкентских кинозрителей волновало, прежде всего, как поднять уровень кинематографа в Узбекистане, каково отношение мэтров к документальному кино и какое значение  имеет, по их мнению и  громадному режиссёрскому опыту, музыка в художественных и документальных фильмах. Наши земляки, достигшие высокого признания не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, откровенно и  содержательно ответили на все волнующие вопросы кинозрителей. Они, дополняя друг друга, подчеркнули важность трёх  составляющих современного прогрессивного кинематографа: это хороший сценарий; подходящая изобразительная и выразительная современная или классическая музыка; растущая потребность в наше переходное время документального кино с его стремлением к правдивому отражению жизни и нашей общей истории. 

Ильёр Ишмухамедов, советский и узбекский кинорежиссёр, сценарист, заслуженный артист Узбекской ССР, народный артист Узбекской ССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Он автор таких  любимых зрителями фильмов и сериалов нашей романтической юности, как «Нежность», «Влюбленные», «Прощай, зелень лета!...»,  а также «Встречи и расставания», «Юность гения», «Наследницы», «МУР», «Катя» и другие. Фестивальная картина Эльёра Ишмухамедова «Гвоздь» — это история о том, как любят и ненавидят за кадром и по другую сторону занавеса. Герои фильма — студенты и преподаватели Московского государственного института театра и кинематографии. На пресс-конференции со зрителями он был предельно откровенен:

— Меня спросили, что нужно сделать, чтобы поднять уровень  узбекского кино? В первую очередь, должен быть тщательный отбор для абитуриентов будущего  филиала Московского государственного института театра и кинематографии, который собираются открыть в Ташкенте. Меня пригласили в Государственный институт искусств и культуры Республики Узбекистан: я был разочарован непрофессионализмом, отсутствием знаний и пустыми глазами студентов, у которых не было интереса ни к современному кинематографу, ни ко мне лично.  

Следующая и главная проблема на сегодня  — это сценарий для фильма. Есть хороший сценарий — будет фильм, нет сценария  — и «кина» не будет! В Узбекистане есть высочайший образец сценариста —  это Одельша Александрович Агишев  и его ученики. Я учусь у него многим вещам.

Поэтому  подъём  национального  кинематографа — в руках будущих талантливых сценаристов, которых надо искать и вытаскивать, в том числе из дальних кишлаков,  со всех уголков Узбекистана. Если к вам будут приезжать такие педагоги,  как Одельша  Агишев, Али Хамраев, и  ваш верный слуга,  и другие деятели современного кинематографа  — тогда и возродится наше кино!

Советский, российский, узбекский киносценарист, преподаватель сценарного мастерства, профессор ВГИК и ВКСР, заслуженный деятель искусств России Одельша Александрович Агишев из-за плохого самочувствия, к сожалению, не смог  лично участвовать в творческих встречах со зрителями и журналистами. Однако он заочно присутствовал  на фестивале как талантливый режиссёр  документального фильма «Голоса» о  Коктебеле, объединившем разных поэтов Серебряного века: Максимилиан Волошин,  Елизавета Дмитриева, более известная под литературным псевдонимом-мистификацией Черубина де Габриак, Марина Цветаева, Николай Гумилёв, Анна Ахматова. Фильм вызвал интерес у ташкентских зрителей тем, что его создатели сумели извлечь «логику смыслов» из «логики множества воссозданных фактов» и продемонстрировали  высокую эстетику «монтажного» документального фильма.

На торжественном закрытии российского фестиваля 15 12 18 во Дворце искусств им. А. Навои после праздничного концерта с участием Ольги Варвус и Евгения Герчакова продюсеры  Алексей Рязанцев, Владимир Пирожок  и другие организаторы мероприятия, подводя  итоги, в частности, отметили:

— Цель нашего  проекта — популяризация российского кинематографического искусства в странах СНГ, укрепление культурных связей между дружественными народами, — надеемся, была успешно реализована в Узбекистане. В российском  фестивале приняли также активное  участие талантливые деятели узбекского кинематографа — это было на самом деле творческое свидание кинематографистов  России и  Узбекистана. Программа фестиваля включала ретро-кино и новинки российского кинематографа — захватывающие фильмы о российской действительности, нашедшие горячий отклик у ташкентских зрителей, особенно молодёжи. Мы показали в Узбекистане умное, доброе, глубокое и увлекательное кино и надеемся на новые встречи с вами на следующем российском фестивале, который  планируем провести с 24 по 26 апреля 2019 года в Ташкенте.

В течение трёх счастливых дней  ташкентские зрители кинофестиваля «Свидание с Россией. Свидание с Москвой» смогли посмотреть исторические и комедийные, анимационные и документальные фильмы, мелодрамы и фантастику — картины самых разных жанров. Кинофестиваль, организаторами которого выступили компания «РК Галерия» и Национальное агентство «Узбеккино», направлен на сохранение и популяризацию лучших традиций российского музыкального и театрально-концертного искусства, расширение международного сотрудничества, развитие межнациональных побратимских связей как инструмента общественной дипломатии. Знаменательным  событием на закрытии фестиваля стало исполнение народным артистом России Евгением Герчаковым одной из самых популярных эстрадных песен середины XX века, английский текст которой написан Полом Анкой для Фрэнка Синатры (Frank Sinatra) —  «My way» — нашего общего пути в совместном возрождении и процветании российского и узбекского кинематографа.

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

09.12.2018 / 21:43:29

Режиссер Шухрат Махмудов вновь порадовал зрителей. В этот раз документальным фильмом "Слово Абая"

Премьера новой работы , документального фильма "Слово Абая", одного из самых опытных и талантливых режиссеров узбекского кино Шухрата Махмудова проходила совсем недавно в ташкентском Дворце кино им. А.Навои и сразу привлекла внимание многих зрителей. Далее...

02.12.2018 / 20:04:24

IV Международный кинофестиваль PROlogue стал важным событием в культурной жизни Ташкента, порадовал зрителей очень хорошими фильмами

В этот вечер, несмотря на холодную погоду, у входа в ГАБТ им.А.Навои, как и в день открытия кинофорума, была расстелена красная дорожка, по которой вновь прошли звезды мирового, российского и узбекского кино, почетные гости. И вся церемония закрытия была проведена на таком высоком уровне, что можно сказать, она соответствовала самым лучшим образцам. В нынешнем году PROlogue получил статус международного кинофестиваля, что четко ощущалось с момента открытия и до самого конца этого большого киносмотра... Далее...

29.11.2018 / 23:19:27

Международный конкурс короткометражных фильмов проходит во Дворце творчества молодежи

IV Международный кинофестиваль PROlogue организован Союзом молодежи Узбекистана совместно с Национальным агентством "Узбеккино", хокимиятом города Ташкента, Центром развития кинематографии, Советом молодых кинематографистов, Национальной кинокомиссией Узбекистана. Далее...

28.11.2018 / 18:17:44

Презентация книги "Кино – ее работа", посвященной кинорежиссеру Камаре Камаловой

28 ноября во Дворце творчества молодежи в рамках IV Международного кинофестиваля PROlogue состоялась презентация книги "Кино – ее работа", посвященная жизни и творчеству одного из видных узбекских кинорежиссеров Камары Камаловой. Далее...

27.11.2018 / 22:29:46

Сегодня во Дворце творчества молодежи в рамках Международного кинофестиваля PROlogue открылась фотовыставка "История узбекского кино"

Столица Узбекистана вновь в праздничном убранстве. Особенно отчетливо это видно во Дворце творчества молодежи, в ГАБТе им. А. Навои, где состоится торжественное открытие этого международного кинофестиваля. Далее...





16.01.2019 / 16:31:44
Наши анонсы. Персональная выставка Максима Варданяна
 
15.01.2019 / 23:53:20
Наши анонсы. В Ташкенте открывается выставка картин из легендарного музея им. И. Савицкого в Нукусе
 


13.01.2019 / 23:17:59
Вечный духовный свет камерной музыки Бориса Зейдмана
 
10.01.2019 / 22:45:17
Союз композиторов и бастакоров Узбекистана завершает год целым рядом успешных проектов. Произведения Рустама Абдуллаева прозвучали в Ханое на международном фестивале
 


07.01.2019 / 23:03:33
С 15 марта текущего года иностранные туристы смогут воспользоваться системой выдачи многократных виз сроком до 30 дней
 
05.01.2019 / 19:53:28
Узбекистан ввёл безвизовый режим для граждан Германии
 


27.09.2018 / 17:59:33
IT-технологии в Узбекистане. Что планируют в образовании?
 
05.06.2018 / 10:43:20
В Самаркандском государственном университете прошел Международный научный семинар на тему "3D технологии в музеях"
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте