Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
17.12.2018 / 18:39:20

В Ташкенте состоялась презентация нового фильма режиссера Зульфикара Мусакова "Берлин-Аккурган". В зале долго не смолкали аплодисменты зрителей


Зульфикар Мусаков – один из самых опытных, талантливых режиссеров  современного узбекского кино. И если ты знаешь его картины, то создается впечатление, что он идет по восходящей… Надолго запоминаются такие его прежние работы, как « Свинец», «Родина», «Нозда», не оставляют равнодушными «Хазонрезги», «Дадам бетоб». И вот теперь очень впечатляющий и глубоко волнующий  новый художественный фильм «Берлин-Аккурган». Казалось бы, какая здесь есть связь, но оказывается есть. Во-первых, Мусаков не только режиссер картины, но и автор сценария, и это позволяет ему совершенно точно расставить акценты , подобрать актеров самым лучшим образом и самое главное – создать высокохудожественное произведение  о войне, ее героях – наших земляках из Аккургана , антигероях – главарях  немецко-фашистского рейха, мечтавших   уничтожить миллионы неугодных им, прежде всего по национальному признаку, людей со всего мира…  

Первыми в этом страшном списке , как мы знаем, шли евреи. И что особенно примечательно, четвертыми в списке полностью уничтожаемых  национальностей  стояли узбеки.

На пресс-конференции после окончания фильма  Зульфикар Мусаков говорил об этом с чувством особого негодования. А из Аккургана ушли защищать  родину и не вернулись домой многие наши земляки, в том числе и его родные.

   

Работа над фильмом «Берлин-Аккурган» шла долго, сценарий был написан еще в 2011 году. Во время состоявшейся в городе Висбаден беседы З. Мусакова с одним из мэтров мирового кино в этот период, недавно ушедшем из жизни Хансом Иохимом Шлегелем, его немецкий друг и поклонник таланта узбекского режиссера, познакомившись со сценарием , сказал буквально следующее: «Мне очень интересен ваш драматургический ход, его многослойность. История любви трех семей – немецкой, еврейской и узбекской, плюс история противоборства  Сталина и Гитлера – это классная задумка». И в самом деле, все это находит отличное воплощение на экране. Об этом мы говорили с исполнителем роли наркома иностранных дел СССР Литвинова – известным ташкентским режиссером Андреем Слонимом. Отвечая на мой первый вопрос, что он думает об этом фильме,  Андрей Евсеевич сказал так:

– Думаю, что ТАКОГО фильма о всем многообразии событий бурного и полного смятений ХХ века, пожалуй, еще и не было. Символично название – «Берлин – Аккурган». В нем зрима, слышима и ощутима неразрывная связь невидимыми нитями и каждой точки нашего земного шара с другой, и каждой страны с иной, и каждого народа с соседями и дальними сожителями на Земле, и даже – каждого отдельного человека друг с другом. В этой поставленной перед собой неимоверно сложной задаче индивидуальность особого дара Зульфикара Мусакова точно, тонко и многопластово преодолела все, казалось бы, непреодолимые противоречия такого замысла.  Из этого фильма становятся ясными совершенно непреложные истины.

Первая из них – каждый человек и каждый народ достоин гармонии и счастья, и попытки всякой духовной и физической тирании над ним – это величайшее и пагубнейшее нарушение гармонии.  Вторая: кем бы ни был на земле человек – влиятельным вождем или же простым человеком – все мы – всего лишь смертные люди. И все попытки ощущения илюзорной власти над миром и над людьми  трагичны и ведут к катастрофам и тупикам. Третья – в фильме совершенно четко установлено решительное и абсолютное неприятие человеческим духом  ЛЮБОЙ войны, как категории, несовместимой с человечностью и не приносящей НИКОМУ ни пользы, ни тем более  гармонии. Решительное осуждение фашизма и любых других авторитарных диктатур особо актуально в сегодняшнем разбушевавшемся мире, и трезвый голос разума создателей этого фильма является красноречивым и жестким предупреждением людям.

Действие фильма разворачивается то в Москве (линия Сталин–Поскребышев–Литвинов–Молотов), то в Берлине (линия  Гитлер–Гесс–Геббельс–Гиммлер), то в Аккургане, откуда родом один из главных героев фильма – суперснайпер Кузыбай, то на фронте, где ведут борьбу не на жизнь, а на смерть узбекский и немецкий снайперы. Очень впечатляет линия  любви немецкого офицера Клауса и еврейской девушки Деборы, когда он  безжалостно расстреливает ее семью и ее саму… Всю свою жизнь посвящает поиску Клауса внучка Деборы, оставшейся в живых совершенно случайно… Она находит его, уже больного старика, напоминает ему о преступлении, которому нет прощения и расстреливает. На этом фоне просто потрясает кристально чистая история любви Кузыбая и Дильшоды, которую они пронесли через всю свою жизнь.

 Что же может сказать об этом  Андрей Евсеевич Слоним…

По моему мнению, в фильме неразрывно связаны люди и земля нашего Узбекистана со всем многоярусным миром в трагический век Выбора, необходимости защищать свою землю и народ, в трагическую эпоху разгула сталинского произвола, ломок судеб, душ, жизней. И этот единый пласт – одно из значительнейших достижений фильма. И снова ось Берлин–Аккурган работает со всей полнотой убедительности, заставляя сопереживать и задумываться... Мне как режиссеру и творческому деятелю особо ценна проявившаяся в этом фильме черта, которую как-то до сих пор не акцентировали. Да, стремление защитить Родину и близких от агрессии укрепляет волю людей и наделяет их мощной силой. Но, с другой стороны, призывая к необходимости убивать, абсолютно любая война ломает и калечит устои человеческих душ. И борьба человечности и антигуманности и во внешнем мире, и в человеческих душах очень четко и жестко выявлена в этом замечательном фильме.
Герои из Узбекистана в исполнении замечательных наших актеров предстают выпуклыми, живыми, разнообразными, несущими и цельность, и противоречия. Очень важно, что сквозь трагедийность ситуаций органично проступают и народный оптимизм, и даже юмор и ирония. В палитре этих ярких мозаичных "ячеек" убеждают и Сталин, и Гитлер, и Мейерхольд,  и Михаил Чехов... Образ Зинаиды Райх убедительно раскрывает стремительность превращения блестящей актрисы в еще одну жертву эпохи, безжалостно перемоловшей и судьбу великого Мейерхольда, и собственную горькую участь Зинаиды Райх...

 Во время нашей беседы с А.Е.Слонимом нельзя было не спросить, что он мог бы сказать о роли, которую сыграл в этом фильме. Вот его ответ:


– Волею судьбы и постановщика и мне довелось соучаствовать в формировании этой цепочки ячеек в образе наркома иностранных дел Максима Максимовича Литвинова (который, как это ни странно, является моим дальним родственником - его дочь стала женой сына родного брата моего деда!). Литвинов проживает в фильме  один из самых непредсказуемых и опасных моментов своей судьбы, да и самой жизни. В момент этого сложного диалога Сталин снимает его с поста наркома иностранных дел, чтобы заключить мирный договор с Гитлером. По его замыслу, это должно дать отсрочку возможного начала войны. Как представитель еврейской национальности нарком Литвинов категорически не устраивал фашистское правительство Германии. И Сталин во имя политических целей жертвует  другом и соратником и подыскивает слова, чтобы сказать Литвинову об этом роковом изменении его судьбы.   Этот диалог Литвинова с вождем, полный недомолвок и подтекстов, стал основой его образа. Что получилось, в частности и  из моей работы, – судить тем, кто посмотрит фильм, но удовольствие от процесса съемок я испытал в самой весомой степени.   Как и мои коллеги, я был поставлен лицом к лицу перед очень непростой задачей, однако творческое начало постановщика и особая атмосфера братства на съемках очень помогли мне и на съемочной площадке, и на озвучании. Здесь были нужны свойственные кино микронюансы действия, интонаций, совершенно отличные от палитры театральной. Работать было интересно.

Говорили мы с моим собеседником и о просто блестящем монтаже фильма и игре актеров… 

Андрей Слоним

 Драматургия кадров динамична, контрастна, наполнена энергетикой. Мозаична и структура фильма - в нем времена и эпохи завязались в тугой узел, который в любую эпоху развязать и разделить на отдельные тропки и пути поистине невозможно...
Интересно, что образы фильма воплощали актеры разных стран, национальностей и даже своих прямых  профессий – воистину символическое название «Берлин–Аккурган» замечательно выполнило свою объединяющую миссию и здесь. Остается поздравить и талантливого, глубоко индивидуального режиссера Зульфикара Мусакова, и всю его команду с большой творческой удачей, пожелать долгой и доброй жизни этому весьма важному и нужному  современным зрителям фильму.

В  самом деле, успех картины во многом связан не только с отличной работой автора сценария и режиссера Зульфикара Мусакова, оператора-постановщика Азизбека Арзикулова, художника-постановщика  Сергея Чуфарнова, но и с блистательной игрой Хасана Шухратова, Роъно Шадиевой, Тутти Юсуповой, Нигоры Каримбаевой, Шахзоды Матчановой, Кристины Корубко и других.

 Нельзя не сказать и еще об одной интереснейшей сюжетной линии – творческой судьбе выдающейся актрисы узбекского кино и театра Марьям Якубовой, которая нашла отражение в этом фильме. В 1930 году она впервые приехала в Москву и училась на курсах для группы узбекских артистов у великого Всеволода Мейерхольда. Перед отъездом домой она приходит домой к учителю, проститься, но его жена, известная актриса Зинаида Райх, стремится не подпустить ее к нему. Но встреча все-таки, совершенно неожиданно, происходит, Мейерхольд на прощанье говорит Марьям Якубовой, что она станет большой актрисой, которую будет любить узбекский народ. Потом диктор за кадром говорит, что великий режиссер был репрессирован и расстрелян, а через некоторое время погибла при невыясненных обстоятельствах Зинаида Райх, написавшая открытое письмо Сталину.

Фильм «Берлин–Аккурган», отражающий события Второй мировой войны и мужество узбекского народа в эти годы,  снят по заказу НА «Узбеккино». Несомненно, его ждет большой успех, как у нас в стране, так и за рубежом. Можно сказать, что он является отражением тех реформ, которые происходят сегодня в узбекском кино.

Большая премьера фильма в Ташкенте, во Дворце кино им. А.Навои, состоится 19 декабря.

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz





Другие материалы рубрики

16.12.2018 / 22:34:12

Кинофестиваль "Свидание с Россией. Свидание с Москвой" в Ташкенте продолжится…

В узбекской столице с 13 по 15 декабря 2018 года ярко, незабываемо прошёл фестиваль "Свидание с Россией. Свидание с Москвой". Фестиваль кинозрителям запомнился как настоящий праздник русской культуры. Далее...

09.12.2018 / 21:43:29

Режиссер Шухрат Махмудов вновь порадовал зрителей. В этот раз документальным фильмом "Слово Абая"

Премьера новой работы , документального фильма "Слово Абая", одного из самых опытных и талантливых режиссеров узбекского кино Шухрата Махмудова проходила совсем недавно в ташкентском Дворце кино им. А.Навои и сразу привлекла внимание многих зрителей. Далее...

02.12.2018 / 20:04:24

IV Международный кинофестиваль PROlogue стал важным событием в культурной жизни Ташкента, порадовал зрителей очень хорошими фильмами

В этот вечер, несмотря на холодную погоду, у входа в ГАБТ им.А.Навои, как и в день открытия кинофорума, была расстелена красная дорожка, по которой вновь прошли звезды мирового, российского и узбекского кино, почетные гости. И вся церемония закрытия была проведена на таком высоком уровне, что можно сказать, она соответствовала самым лучшим образцам. В нынешнем году PROlogue получил статус международного кинофестиваля, что четко ощущалось с момента открытия и до самого конца этого большого киносмотра... Далее...

29.11.2018 / 23:19:27

Международный конкурс короткометражных фильмов проходит во Дворце творчества молодежи

IV Международный кинофестиваль PROlogue организован Союзом молодежи Узбекистана совместно с Национальным агентством "Узбеккино", хокимиятом города Ташкента, Центром развития кинематографии, Советом молодых кинематографистов, Национальной кинокомиссией Узбекистана. Далее...

28.11.2018 / 18:17:44

Презентация книги "Кино – ее работа", посвященной кинорежиссеру Камаре Камаловой

28 ноября во Дворце творчества молодежи в рамках IV Международного кинофестиваля PROlogue состоялась презентация книги "Кино – ее работа", посвященная жизни и творчеству одного из видных узбекских кинорежиссеров Камары Камаловой. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте