Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.12.2017 / 11:53:05

Бас планетарного звучания


На днях в Большом зале Ташкентской консерватории по многочисленным просьбам слушателей повторяли концерт, посвященный 75-летию со дня рождения великого певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева. Как и в первый вечер, в зале был аншлаг, цветы, бурные аплодисменты, крики "Браво" благодарной публики. И вновь среди замечательных исполнителей блистал заслуженный артист Республики Узбекистан, ведущий солист Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои Кирилл Борчанинов, как правило, дарящий меломанам давно забытые ощущения. Его голос – красивый глубокий бас, мощный и исполинский, роскошного тембра не может не захватить, свободно заполняя весь объем концертного зала. Это о нем написал известный узбекистанский журналист Ало Ходжаев: "Как всегда, очень ярко и убедительно, по-шаляпински мощно и выразительно пел Кирилл Борчанинов, исполнивший "Ноктюрн" А.Бабаджаняна и куплеты Мефистофеля из оперы "Фауст" Ш.Гуно"…

Действительно, Борчанинов - яркая артистическая личность, исполнитель, знающий, как завоевать внимание публики и что ей предъявить. Его голос – часть его, часть дела, которому он служит. И образы, которые он создает на сцене, всегда значительны. Его пение волнует, он умеет соединить в своем творчестве искусство певца и драматического актера. В ташкентском театре он поет ведущий оперный репертуар: Дон Базилио, Колен, король Рене, Гремин, Старый цыган и многие другие. Он показал себя как прекрасным музыкантом, создавшим продуманные и глубоко прочувствованные образы, так и прекрасным актером способным передать характеры своих героев – а это доступно уже только подлинным Артистам с большой буквы. У певца превосходное дыхание, безупречная дикция.

Сегодня его называют мастером оперы, "на Борчанинова" уже давно ходит ташкентская публика, она устраивает ему овации, заставляет бисировать, подолгу не отпуская со сцены.

Кирилл Борчанинов родился в семье технических работников: его родители были инженерами по образованию, поэтому неудивительно, что поначалу он поступил в Ташкентский институт физкультуры, стал мастером спорта по фехтованию и по окончании вуза был оставлен на кафедре педагогом. Казалось бы, все складывалось лучшим образом в его судьбе. Однако любовь к музыке не давала ему покоя. Петь он любил с юношества, и пение было для него так же естественно, как дышать. Правда, он не сразу понял, что это его призвание, поэтому решил поначалу обучиться нотной грамоте. А потом, как по волшебству – вокальное отделение музыкального училища (класс Г.В.Соломина), Ташкентская консерватория (класс профессора С.К.Кабуловой), Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои. Так увлечение вокалом переросло в профессию, которой он сегодня безгранично предан. Она стала его любовью, потребностью реализоваться посредством вокальных произведений, в частности оперы – более сложного жанра, который характеризуется не только музыкальной партитурой - там присоединяется и мастерство актера, и сценография, и живопись.

"Оперные партии, - говорит певец, - очень разнообразны: ты можешь быть царем, можешь быть деспотом на сцене, за что ты не несешь никакой ответственности, и никто тебя за это не осуждает. Жизнь нас несколько ограничивает, заставляет носить маску приличия. Ты не всегда выплескиваешь все эмоции, что внутри тебя, а сцена предоставляет тебе такую возможность. Ты можешь все, что в тебе аккумулировалось, накапливалось посредством сцены, посредством исполнения той или иной партии, выплескивать наружу".

По этому поводу вспоминается один из фестивалей "Ваhor nafasi" – "Дыхание весны" и опера "Богема" Пуччини, когда на сцене царила атмосфера жизни парижских мансард, где в преодолении невзгод мужали таланты молодых художников, поэтов, музыкантов, где расцветала любовь, и подчас – увы! – драматично гибли надежды. В спектакли были заняты: итальянская певица Диана Миан (Мими), известный тенор из Украины Роман Трохимук (Рудольф), гостья из Санкт-Петербурга Ангелина Бычкова (Мюзетта), Кирилл Борчанинов (Колен). Наш земляк выступил в "Богеме" достойно и гармонично, создав своеобразный характер доброго и отзывчивого молодого философа. Знаменитую арию Колена "Прощание с плащом" певец исполнил настолько проникновенно и тепло, что по настоянию публики он вынужден был повторить ее на бис, что на современных оперных сценах случается довольно-таки редко.

Я слышала его и в других ролях – это и любящий отец король Рене в "Иоланте" П.Чайковского или Старый цыган в "Алеко" С.Рахманинова – сильная личность, чувствующая глубоко и человечно. Вспоминается и его благородный Гремин из "Евгения Онегина" П.Чайковского, величественная осанка, безупречные манеры и красивый голос которого производят сильное впечатление. Безупречный вокал певца сочетается здесь с актерской выразительностью. А каким дерзким, ироничным, полным демонической силы и энергии получился у Борчанинова Мефистофель в опере "Фауст" Ш.Гуно. Могучей силой, зловещим огнем веет от его исполнения "Песни о золотом тельце" ("На земле весь род людской"). Каждый звук этого сольного вокального номера наполняется сарказмом, язвительной насмешкой и иронией.

Отмечу и длительные творческие связи Борчанинова с Алматинским оперным театром. Он пел на его сцене в "Тангейзере", "Бал-маскараде", "Лючии ди Ламмермур", "Фаусте" и других постановках. А в 2013 году, певец получил из Казахстана лестное предложение принять участие в фестивале, посвященному 200-летию великого Верди. В программу этого музыкального форума вошли известные оперы композитора и его гениальный "Реквием". Спеть этот опус – идея фикс для каждого вокалиста. Для Борчанинова он стал премьерным, так как до этого он его никогда не пел. Это очень сложное и серьезное произведение не только симфоническое, но и вокальное. Каждый певец мечтает иметь его в своем репертуаре, но не всегда предоставляется такая возможность. Поскольку в нем принимает участие довольно большой оркестр и большой сводный хор, то есть два хора. Не каждый театр может создать условия для исполнения такого произведения. Также в нем принимают участие четыре солиста: сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас. Это почти равнозначные партии, много ансамблей — как с хором, так и дуэтами, еще терцеты, квартеты, а также сольные номера. По вокальной сложности они приравниваются к оперной партии. Борчанинов имел феноменальный успех на алматинской сцене. А в 2016 году "Реквием" великого Верди прозвучал и на сцене ГАБТа имени А.Навои под управлением лауреата международного конкурса Бобомурада Худойкулова. И вновь удача! Слушая Борчанинова, исполняющего басовую партию в этом опусе, слушатели испытывали потрясение от встречи с подлинным исполнительским шедевром.

Кроме выступлений в оперном репертуаре, Кирилл Борчанинов ведет и концертную деятельность, исполняя арии из опер, песни и романсы. Это реальный карт-бланш в умении перевоплощаться. Он потрясающий камерный певец, невероятно бережно и чутко относящийся к каждому слову, к каждой исполняемой ноте. И он редкий музыкант, в исполнении которого слушатели готовы слушать все - от арий до песен времен Второй мировой войны. Кстати, песни военных лет мне посчастливилось услышать на одном из концертов в Большом зале консерватории, под сводами которого звучал не просто красивый голос Борчанинова, а его душа. Несмотря на то, что они исполнялись такими известными певцами как Бернес, Шульженко, Гурченко, Хворостовский, герой данного очерка, обладая неповторимым исполнением настоящего актера, нашел свое прочтение, передав слушателям их яркость и красоту. Я давно не видела таких счастливых глаз, не ощущала такую открытость сердец слушателей, как на том концерте в Большом зале.

Борчанинов всегда был и остается на высоте. Он находится в постоянном движении, в творческом поиске. Впереди у него новые партии и концертные программы, к которым в очередной раз будет приложен титанический труд, исчисляющийся днями, неделями, месяцами репетиций.

 

Гули Атамирзаева, студентка

Госконсерватории Узбекистана





Другие материалы рубрики

20.12.2017 / 10:58:30

В Ташкенте состоялся еще один концерт, посвященный творчеству одного из лучших певцов 20-го столетия Муслима Магомаева

Первый концерт, организованный по инициативе представительства Россотрудничества в Узбекистане, проходил в Большом зале консерватории в начале декабря и превзошел все ожидания публики. Далее...

17.12.2017 / 13:32:01

Классика: лучшие концерты недели в Москве

На следующей неделе "Виртуозы Москвы" наведут на философские размышления, оратория Щедрина удивит тех, кто плохо знаком с реалиями советской эпохи, а слушанный-переслушанный концерт Чайковского заискрится под пальцами лучшего специалиста по его творчеству. Далее...

17.12.2017 / 01:41:39

"Успенка" приглашает на концерт Юношеского симфонического оркестра

19 декабря 2017 г. в Большом зале Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. В.А. Успенского состоится концерт лауреата Государственной премии "Нихол" Юношеского симфонического оркестра. Далее...

15.12.2017 / 00:54:06

"Успенка" - 2017. Интервью с директором прославленного лицея Дильдорой Джамаловой

Для РСМАЛ им. В. А. Успенского подходящий к концу 2017 год стал невероятно насыщенным. Коллектив прошел через многое – ряд преобразований, неудачи и победы, потери и большие достижения. Но "Успенка" продолжает неуклонно двигаться вперед, о чем и рассказала Дильдора Абдувахабовна Джамалова – директор прославленного учебного заведения. Далее...

13.12.2017 / 23:21:27

Музыка – язык, объединяющий весь мир

Музыка – величайшее, бессмертное, никогда не увядающее искусство. Она может проникнуть в душу глубоко и показать её переживание. Далее...





10.01.2018 / 22:06:29
Zero Line – знамение времени
 
10.01.2018 / 21:28:11
Владимир Бурмакин , сотворивший "Байсунскую мадонну", отмечает в эти дни свое 80-летие
 


12.01.2018 / 00:02:33
Янги йил эртак томошалари
 
07.01.2018 / 11:28:37
Гоголевский "Ревизор" украсил репертуар Академического Русского Драматического театра Узбекистана
 


08.01.2018 / 21:22:13
"Золотой глобус — 2018": итоги
 
05.01.2018 / 15:02:50
В Нью-Йорке завершены съемки документального фильма "Последнее лето детства". Он рассказывает о важной странице истории Узбекистана, когда в нашей стране в годы Второй Мировой войны нашли приют многие тысячи беженцев
 


14.09.2017 / 15:36:16
Неделя ERASMUS+ в Узбекистане пройдет 18-22 сентября
 
03.07.2017 / 13:55:54
Основатель Парка высоких технологий Беларуси поделился своим опытом с представителями IUT
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте