Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.12.2017 / 12:25:43

Великий тенор Иван Семёнович Козловский: "Душа, устремлённая в небесную высь"


Великий артист Иван Семёнович Козловский, родом из села Марьяновка, Киевской области, прожил долгую жизнь (1900-1993). Многомиллионная Москва с ним прощалась 24 декабря 1993 года (а ушел из жизни он тремя днями раньше!). Он был великим оперным артистом, оставившим неизгладимый след в истории мирового оперного искусства. Он беззаветно верил в Бога и в бессмертие человеческой души. Провожая в последний путь многих своих друзей, он обычно нёс на панихиду колоски пшеницы, — как символ нового и извечного возрождения из праха новыми ростками. Он спешил жить и видел счастье в полной отдаче себя людям. В самоотверженном служении искусству, воспринимаемому как религия, верующий артист находил своё личное обогащение и радость каждого дня. Иван Семенович Козловский говорил о своём божественном даре: "Голосом, как хлебом, одарил". И. С. Козловский выступал на сцене до 87- летнего возраста – и звучание его голоса, как и творческая отдача, - оставались неизменно полноценными и восхищали.

Как и всякое сложное явление, феномен Козловского наполнен кажущимися парадоксами, в которых видится неразрывное единство неповторимого и цельного. С одной стороны, по словам известной певицы Н. Д. Шпиллер, "голос Козловского никогда не отличался особой мощью. Но свободное извлечение звука, умение концентрировать его позволяло певцу "прорезать" большие пространства. Козловский может петь с любым составом оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция — поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности…".

Среди лучших работ певца поколениям почитателей Мастера особо запомнились партии Юродивого ("Борис Годунов"), Герцога ("Риголетто"), Лоэнгрина ("Лоэнгрин"), Дубровского ("Дубровский"), Индийского гостя ("Садко"), Ленского ("Евгений Онегин"). Б. А. Покровский охарактеризовал творческий вклад певца следующим образом: "И. С. Козловский — это яркая страница в истории отечественного оперного искусства. Лирика восторженного поэта из оперы Чайковского; гротеск прокофьевского Принца, влюбленного в три апельсина; вечно юный созерцатель красоты Берендей и певец "далекой Индии чудес" Римского-Корсакова, лучезарный посланец Грааля Рихарда Вагнера; обольстительный герцог Мантуи Дж. Верди, его же мятущийся Альфред; благородный мститель Дубровский… Среди большого списка великолепно исполненных ролей есть в творческой биографии И. С. Козловского и подлинный шедевр — образ Юродивого в опере М. Мусоргского "Борис Годунов". Создание классического образа в оперном театре явление очень редкое…".

П. Пичугин писал: "…Ленский Чайковского и Юродивый Мусоргского. Трудно найти во всей русской оперной классике более несхожие, более контрастные, даже в известной степени чуждые по своей чисто музыкальной эстетике образы, а между тем и Ленский, и Юродивый — едва ли не в равной степени высшие достижения Козловского… Есть в мировом театре роли (их немного!), что давно слились в нашем представлении с тем или иным выдающимся актером. Таков Юродивый. Он навсегда останется в нашей памяти как Юродивый — Козловский".

Закономерно, что именно 24 декабря 2017 года, вблизи дня памяти И.С. Козловского, в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви, по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополита Викентия, состоялся вечер: "Душа, устремленная в небесную высь", специально посвящённый 90-летию воплощения Певцом образа Юродивого. Здесь стоит вспомнить о том, что даже во времена блистательных выступлений Ф.И.Шаляпина в образе Бориса Годунова современники не запомнили ни одного исполнителя роли Юродивого, этот образ воспринимался как вспомогательный, второстепенный. И только знаковое выступление в 1927 году молодого И.С.Козловского произвело подлинный переворот в решении этого образа.

Выдающийся мастер тщательно продумал все детали образа — и зрителю явилось подлинное воплощение совести народной: некий Пришелец из надчеловеческого мира, которому ведомы все беды людские, который сострадает человеку в его горестях и глубоко скорбит о несовершенствах духа. Этот образ-откровение, устремленный к свету и высшей человеческой Правде, великий певец пронес через всю жизнь — именно он стал основой образности примечательного вечера памяти Мастера.

Автор проекта режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, Андрей Слоним, вне всякого сомнения, имел особое право провести этот вечер и сделать его совершенно особым по форме и содержанию. Глубоко зная творчество Козловского с юности, Андрей Евсеевич волею судьбы вместе со своей супругой Людмилой Васильевной имел счастье дружественных отношений с Мастером в течение последних 15 лет его жизни, часто встречался и общался с ним. Многие памятные вечера, посвященные творчеству Козловского, Андрей Евсеевич в минувшие годы подготовил и успешно провел на ташкентской земле гораздо раньше многих аналогичных российских проектов. А в течение последних трех лет по приглашению Центрального Дома Работников искусств в Москве, семьи Певца и Общества музыки Моцарта, как автор проекта, режиссер и ведущий — уже троекратно —провел вечера памяти Певца в Москве на сцене ЦДРИ, заслужив горячее одобрение московской общественности. И в этом налицо неразрывность связей культур и творческих связей Узбекистана и России, которая еще раз блистательно проявилась в осуществлении этих смелых проектов.

Вечер "Душа, устремленная в небесную высь…", который по личной инициативе владыки Викентия, с понятными изменениями программы, был воспроизведен Андреем Евсеевичем после Москвы на ташкентской земле (о московском проекте на нашем сайте уже была подробная публикация!) — отличался особым своеобразием композиции и формы. Свободное повествование об известных и, по большинству, малоизвестных фактах жизни и творчества Певца были переплетены и с кинодокументами, воспроизводящими его живое творчество, и с пением обширного круга произведений ведущими солистами ГАБТ имени А. Навои. Всё то, что автор проекта включил в программу вечера: ряд видеороликов с записью живого образа Ивана Козловского "Ныне отпущаеши…" С. Рахманинова; сцена Юродивого из оперы "Борис Годунов" (М. Мусоргский); дуэт Ромео и Джульетты (И.С. Козловский и Г.А. Писаренко) из оперы "Ромео и Джульетта" (Ш. Гуно), а также знаменитый романс "Не искушай меня без нужды" М.Глинки, исполненный И.С. Козловским в дуэте с Г.А. Писаренко; ария Ленского из оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского; романс "У моего окна…" С. Рахманинова на фоне видео-галереи сценических образов И.С.Козловского) — стало зримым и слышимым портретом творчества Певца. Не менее зримой и слышимой стала ослепительная новизна трактовок Мастера — величие, эпичность и ранимость Юродивого; трагическая мудрость Ленского на грани ухода из земной жизни; всеобъемлющая любовь Ромео, сходного с Гамлетом в трактовке И.С.Козловского в своих поисках земных истин; и многое-многое иное, и тонкое в творчестве Мастера, что не всегда поддается словесному определению и обозначению, но волнует, вызывает сопереживание, живет и трепещет…

На этом фоне убедительно звучал рассказ А.Е. Слонима о страницах жизни и творчества И.С. Козловского, о его взглядах на многие проблемы. С первых лет службы в Большом театре, исполняя главные теноровые партии, он приобрел популярность и массу почитателей. Как и другие, особо выдающиеся артисты, в конце 1930-х годов Козловский становится одним из любимых певцов самого Сталина, сыгравшего в его судьбе значительную, но далеко не противоречивую роль.

Специалисты неизменно признают Певца обладателем необычного тембра и высочайшей вокальной техники, выдающимся интерпретатором оперной, камерной и духовной вокальной музыки. Прозрачный, серебристый, ровный голос красивого нежного тембра со свободным верхним регистром, свободное естественное дыхание, тончайший музыкальный слух, большой художественный вкус, драматическое дарование позволили артисту создать вокально-сценические образы, вошедшие в историю советского оперного театра. Относясь с особым вниманием к слову, Козловский выявляет его музыкальную природу, придает важное значение музыкальной декламации, фразировке. Певец стремится к глубочайшему проникновению в духовный мир каждого образа, в правду его характера, поступков. И вырастает из этого утонченного пути познания грандиозное и необыкновенное, истинно философское начало, пронизывающее все творчество Ивана Семеновича Козловского — певца, художника, мыслителя. Да и весь земной его путь — непростой, отнюдь не всегда беспрепятственно ровный — способствовал этому познанию, этим откровениям в творчестве. Ценя особую правду оперы, не совместимую с бытовым правдоподобием, Певец служил раскрытию этой высшей Правды всю свою большую и насыщенную жизнь. Об этом вспоминают выдающаяся певица Галина Писаренко и другие его коллеги и ученики, которые испытали на себе могучее влияние дара Певца.

А.Е. Слоним отметил и курьёзное творческое противостояние поклонников и, главным образом, поклонниц двух теноров — И.С. Козловского и С.Я. Лемешева. Оба артиста-тенора были кумирами довоенной Москвы. Оба тенора были мастерами вокала, давшими советской сцене много новых, сильнейших образов. И. С. Козловский и С. Я. Лемешев выступали в Большом театре в одно время, в 1930—1950-х годах. Козловский во всех образах вскрывал диалектику противоречий, конфликтность — и оставался творцом-философом на сцене. К тому же, ему как на сцене, так и в жизни было свойственно чувство острого, саркастического юмора, он с большим блеском исполнял характерные роли. Талант С. Я. Лемешева наиболее полно раскрывался в лирических, романтических партиях. Вместе Козловский и Лемешев спели в 1948 году для О.Л. Книппер-Чеховой на юбилее МХАТа. Эта запись сохранилась в архиве и сейчас доступна пользователям интернета.

Зрители узнали со слов ведущего программы ещё один интересный эпизод из творческой жизни знаменитого певца. Иван Семёнович внёс большой вклад в музыкальную сокровищницу России, посещая деревни, слушая, обрабатывая и исполняя деревенские напевы, романсы, страдания. Большое внимание уделял он раскрытию богатств "салонной" романсовой лирики и стал талантливейшим воплотителем этой непростой области исполнительства. Как теперь известно, он нашёл, записал на ноты, создал музыкальную редакцию и всю жизнь с огромным успехом исполнял романс "Я встретил вас…", который впоследствии стал чрезвычайно популярным у певцов и простых слушателей.

Программа вечера была бы неполной, если бы только ограничилась документальными кадрами и живым рассказом ведущего А.Е. Слонима об И.С. Козловском. Да, творчество Певца было по заслугам оценено — он являлся народным (истинно!) артистом СССР, обладателем пяти орденов Ленина, ордена "Знак Почёта", медали "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", сталинских премий и других многочисленных орденов и званий. Но еще более важно, что этот выдающийся артист стал истинным кумиром многих поколений. Его необычный тембр сравнивали с голосом птицы "увасик" (что символично созвучно и с "родным" уменьшительным звучанием его имени — "Увасик"-"Ивасик"!). Народ утверждал, что эта редкая птица пела слаще соловья.

Большое место в творческой жизни выдающегося певца занимает концертная деятельность (выступает с 1919). В репертуаре певца были песни разных народов, в первую очередь русские и украинские, старинные русские романсы, классические песни западных композиторов. Нередко в свои программы он включал произведения, так или иначе связанные с религиозной тематикой. В годы активного неприятия религиозной тематики, это было не только смелым поступком, но подлинным мужеством, за которое можно было жестоко поплатиться. Он, например, исполнил и записал несколько произведений И. С. Баха (арии из кантат и книгу напевов Шемели). Также участвовал в редких для того времени концертах русской духовной музыки. До наших дней дошли записи его соло во "Всенощной" С. В. Рахманинова, в "Разбойнике благоразумном" П. Г. Чеснокова и других православных песнопений. Подготовил и записал программу, состоящую из украинских рождественских колядок. Колядки были записаны и исполнены со сцены. Элегичностью, широтой эмоций, многогранностью настроений отмечено его исполнение романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. Он был также тонким интерпретатором произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. Характерно, что в период острого неприятия "непривычностей", И.С.Козловский оставался страстным пропагандистом совершенно новых произведений как русских, так и зарубежных композиторов. В обширный камерный репертуар певца входили старинные романсы, русские и украинские народные песни.

Заслуживает особого внимания создание Певцом перед войной своеобразного камерного театра — он назвал его "Ансамбль оперы". Там под его руководством и при его участии ставились многие оперные спектакли – и Козловский ярко проявил себя не только как певец, но и как яркий и своеобразный режиссер. Иван Козловский выступает также вместе с созданным в 1936 году Государственным джаз-оркестром СССР под управлением В. Н. Кнушевицкого. Осталось несколько записей исполнения певцом с джаз-оркестром специально написанных для него эстрадных и джазовых произведений (танго "Беседка", блюз "Утро и вечер").

Вполне понятно, что многие романсы из концертного репертуара И.С. Козловского вошли в программу вечера в Ташкентской и Узбекистанской епархии. Их ярко, проникновенно исполнили заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова (меццо-сопрано); лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов: Лятифе Абиева (сопрано); Анастасия Юдина (меццо-сопрано); Надежда Банделет (сопрано); Рада Смирных (контральто). Музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним играла весь вечер на рояле, своей тонкой игрой подчёркивая характерные вокальные особенности каждого исполнителя. И это органичное сочетание выдающихся кинодокументов Мастера и живого воплощения современными певцами близких его духу произведений как бы сплело неразрывную нить преемственности высоких традиций Творчества.

Сильное впечатление на зрителей произвёл романс "Христос воскрес" С. Рахманинова на стихи Д. Мережковского в исполнении Ольги Александровой. Именно с этим романсом связан выдающийся по смелости поступок Певца. Во времена, когда творчество С.Рахманинова из-за его эмиграции было под запретом, именно Иван Козловский нашёл смелость впервые спеть в присутствии И.В. Сталина этот острейший по боли и горечи трагический романс и не только навсегда покорить сердце вождя, но и вернуть творчество Рахманинова на родину к его многочисленным слушателям.

Лятифе Абиева с характерной для неё артистичностью передала живой образ юной влюблённой Джульетты в вальсе из оперы Ш. Гуно "Ромео и Джульетта" и показала своими вокальными данными духовную высоту ангела-хранителя в романсе П. Чайковского "Горними тихо летела душа небесами".

Анастасия Юдина проникновенно воплотила малоизвестный романс А. Алябьева "Я вижу образ твой…". Она совершенно по-новому исполнила любимый со школьного детства романс А. Варламова на стихи М. Лермонтова "Белеет парус одинокий". Солистка ГАБТ им. А. Навои внесла в хорошо знакомый образ одинокого Паруса в океане Жизни не только романтический, но и глубоко философский смысл вечной борьбы человеческой души с житейской прозой и её стремлением к свободе. Этот романс был также одним из любимых Козловским и часто исполнялся им со сцены.

Рада Смирных в красивом мелодичном романсе А. Варламова "Напоминание" ещё раз всем зрителям напомнила о тяготах женской судьбы сентиментальной "тургеневской" героини с её мечтаниями и порывами возвышенно любить и неизбежными разочарованиями в своём избраннике.

Контрастные дуэты П. Чайковского "Слёзы" (стихи Ф. Тютчева) и "Рассвет" (стихи И. Сурикова) исполнили Надежда Банделет и Анастасия Юдина. Они не только утончённо и музыкально пели в два голоса, но и умело перевоплощались в разные по настроению лирические образы, навевая на зрителей то грусть безудержных слёз, то радость восходящего бодрого утра.

Зрители восторженно восприняли первое исполнение романса Л. Слоним на стихи Е. Евтушенко "Идут белые снеги" в исполнении Рады Смирных. В непостижимом переплетении смыслов и звучаний эти стихи и авторская музыка увязались с личностью и судьбой самого незабвенного И.С.Козловского, и стали приношением его творчеству. Здесь уместно вспомнить о том, что в недавнем октябрьском московском проекте памяти Певца это произведение впервые прозвучало в ЦДРИ в исполнении молодого баритона Ильи Ткача в фортепианном сопровождении автора — Людмилы Слоним, и было горячо встречено российской публикой. Близко к сердцу ташкентская публика восприняла авторские стихи Андрея Слонима, посвященные Певцу и устремленные к постижению значения Творчества в нашей жизни: "Нота длиною в жизнь", "След", "Зовущий к свету".

В целом, концерт памяти великого И.С. Козловского стал призывом к Добру: именно эта заповедь была не просто жизненным принципом великого певца, но его каждодневной молитвой и секретом его вечной молодости. "Пусть будет Добро!" — провозглашал Певец в финалах концертов, своих словесных выступлений, многочисленных писем. Этим просветленным девизом поистине был пронизан замечательный памятный вечер в Епархии, не оставивший равнодушным ни одного из многочисленных зрителей.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

26.12.2017 / 11:53:05

Бас планетарного звучания

На днях в Большом зале Ташкентской консерватории по многочисленным просьбам слушателей повторяли концерт, посвященный 75-летию со дня рождения великого певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева. И вновь среди замечательных исполнителей блистал заслуженный артист Республики Узбекистан, ведущий солист Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои Кирилл Борчанинов. Далее...

20.12.2017 / 10:58:30

В Ташкенте состоялся еще один концерт, посвященный творчеству одного из лучших певцов 20-го столетия Муслима Магомаева

Первый концерт, организованный по инициативе представительства Россотрудничества в Узбекистане, проходил в Большом зале консерватории в начале декабря и превзошел все ожидания публики. Далее...

17.12.2017 / 13:32:01

Классика: лучшие концерты недели в Москве

На следующей неделе "Виртуозы Москвы" наведут на философские размышления, оратория Щедрина удивит тех, кто плохо знаком с реалиями советской эпохи, а слушанный-переслушанный концерт Чайковского заискрится под пальцами лучшего специалиста по его творчеству. Далее...

17.12.2017 / 01:41:39

"Успенка" приглашает на концерт Юношеского симфонического оркестра

19 декабря 2017 г. в Большом зале Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. В.А. Успенского состоится концерт лауреата Государственной премии "Нихол" Юношеского симфонического оркестра. Далее...

15.12.2017 / 00:54:06

"Успенка" - 2017. Интервью с директором прославленного лицея Дильдорой Джамаловой

Для РСМАЛ им. В. А. Успенского подходящий к концу 2017 год стал невероятно насыщенным. Коллектив прошел через многое – ряд преобразований, неудачи и победы, потери и большие достижения. Но "Успенка" продолжает неуклонно двигаться вперед, о чем и рассказала Дильдора Абдувахабовна Джамалова – директор прославленного учебного заведения. Далее...





10.01.2018 / 22:06:29
Zero Line – знамение времени
 
10.01.2018 / 21:28:11
Владимир Бурмакин , сотворивший "Байсунскую мадонну", отмечает в эти дни свое 80-летие
 


08.01.2018 / 21:22:13
"Золотой глобус — 2018": итоги
 
05.01.2018 / 15:02:50
В Нью-Йорке завершены съемки документального фильма "Последнее лето детства". Он рассказывает о важной странице истории Узбекистана, когда в нашей стране в годы Второй Мировой войны нашли приют многие тысячи беженцев
 


05.01.2018 / 12:30:41
Азербайджан и Россия решили организовать совместные морские круизы
 
12.12.2017 / 22:19:21
Вы находитесь в Узбекистане, если...
 


15.01.2018 / 22:30:36
Одно из лучших стихотворений Амана Матчана "Вспоминая Чарли Чаплина" было переведено на русский язык Евгением Евтушенко
 
12.01.2018 / 18:18:08
ВСЁ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ – "ЗИМА"
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте