Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.12.2017 / 10:39:18
Успех молодых композиторовВ последнее время в культурной жизни столицы происходят заметные улучшения. Отрадно, что наш президент Шавкат Миромонович Мирзияев уделяет большое внимание развитию культуры и искусства в нашей стране. Так, в начале нынешнего года президент утвердил Программу мер по дальнейшему развитию и совершенствованию сферы культуры и искусства в 2017-2021 годах, что благостно отразилось и на развитии международных и культурных связей Узбекистана с различными странами. Буквально недавно, в стенах Государственной консерватории Узбекистана состоялся мастер-класс известного российского "гуру перкуссии", профессора Московской консерватории Марка Пекарского. А вечером того же дня в Органном зале консерватории состоялся Концерт музыки молодых композиторов, приуроченный к визиту делегации МАМКИМ "МеждународМолОт" РМС, на котором узбекистанские авторы достойно представили нашу композиторскую школу перед слушателями и гостями столицы Узбекистана. Яркие и незаурядные, полные идей и молодого запала, они показали во всем многообразии, красоте, глубине и тонкости его величество Восток. На концерте прозвучали произведения как более зрелых, опытных, сказавших свое яркое индивидуальное слово в композиторском искусстве музыкантов (Ойдин Абдуллаева, Хуршида Хасанова), так и композиторов, только начинающих свой творческий путь, многие из которых являются студентами консерватории (Жахонгир Жураев, Маъмур Рахимов, Мурод Туражонов, Акмаль Сафаров, Кахрамон Гулямджанов). Несмотря на отсутствие декораций, ярких национальных костюмов, являющихся внешними атрибутами Востока, авторам и исполнителям удалось передать подлинную восточную атмосферу духовной красоты и гармонии. Ориентальное мышление композиторов сказывалось в использовании национальных инструментов, специфических ладовых красок, восточного тематизма, однако при этом, авторы продемонстрировали в своих произведениях блестящее владение всем арсеналом выразительных общеевропейских средств. Особенно впечатлили крупные опусы композиторов Кахрамона Гулямджанова и Акмаля Сафарова. Друг за другом прозвучали их "Фортепианное трио": два взгляда на один жанр, два смелых подхода к его трактовке, два различных содержания. В опусе К.Гулямджанова восхитила экспрессия чувств, красочность и богатство тембро-ладовых красок, напомнившая симфонии Густава Малера, а в произведении А.Сафарова, напротив, покорила глубина и сдержанность высказывания, подобно симфоническим полотнам Дмитрия Шостаковича. Творчество Шостаковича оказало большое влияние и на другого молодого композитора Шерзода Собирова, который представил опус "DSCH" для брасс-квинтета, посвященный памяти великого симфониста XX века. Своеобразное претворение монограммы Шостаковича сквозь призму национального узбекского колорита дало неожиданное свежее звучание, яркие ладовые краски, и получило хорошую оценку слушателей. Яркими новаторскими чертами и индивидуальностью стиля отличился "вокальный островок" концерта, представленный вокальным циклом "Рубайат" по Алишеру Навои Нодирбека Махарова и романсом "Живи, как хочешь!" на стихи Сильвии Капутикян Виктора Хандамяна. Восточные красочные образы, свободный полет фантазии, импровизационность, поэмность формы, лаконичность в выборе музыкальных средств выразительности явились сильными сторонами опусов обоих композиторов. Интересным было и "Рондо" для скрипки и фортепиано Нурали Эркаева, увлекшее слушателей бурным темпераментом и идеей "perpetuum mobile". В конце вечера прозвучали произведения зрелых мастеров, которые явили собой претворение узбекских, шире, восточных традиций в жанрах классического стиля. Это "Фантазия" для фортепиано Хуршиды Хасановой, захватывающая сильной энергетикой и Соната для скрипки и фортепиано Ойдин Абдуллаевой, ставшая отличным завершением концертной программы. Эффектная музыка последнего опуса с впечатляющей амплитудой чувств и эмоций еще больше увлекла публику, не спешившую покидать зал. Со словами благодарности и восхищением за творческое отношение к работе, за искусство, за насыщенную и интересную программу, обратился к молодым узбекистанским авторам российский музыкант Ярослав Судзиловский, который в заключении сказал: "Мы за двухстороннее творческое общение и расширение культурных связей с Узбекистаном". Замечательная мысль! Ведь международные контакты Узбекистана с другими странами – это отличная возможность показать уровень, качество музыкальной культуры нашей страны на мировой арене.
Зарина Хамзина, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|