К своему юбилею Арзу Нишановна пришла с большим и ценным опытом, неисчерпаемым багажом профессиональных знаний и неустанной творческой и жизненной энергией.
Азимова Арзу Нишановна – один из видных ученых в области музыковедения Республики Узбекистан, чья педагогическая и научная деятельность характеризуется результативностью, инициативностью и высокой профессиональной культурой.
Она родилась 28 августа 1948 года в Ташкенте. В 1972 г. Арзу Нишановна окончила Ташкентскую государственную консерваторию им. М. Ашрафи по специальности «музыковедение», а в 1976 г - аспирантуру в классе профессора Закржевской С. А (здесь несомненно стоит сказать, что влияние педагога оказало огромное воздействие на научное становление Азимовой А.Н., как ученого-музыковеда. Сабина Артуровна заложила базовые знания и установки, сформировавшие Арзу Нишановну, что проявилось, прежде всего, в высокой требовательности ко всем сторонам профессиональной деятельности). С 1974г Арзу Нишановна - преподаватель, в 1980г – кандидат искусствоведения, в 1985 г – доцент. С 1991 по 1998 гг – заведующая кафедрой теории музыки Государственной консерватории Узбекистана, с 1996 – по 1999 гг – проректор по научно-творческой работе. В 2001 г – профессор кафедры теории музыки Государственной консерватории Узбекистана, в 2002 г – доктор искусствоведения.
Профессор Азимова А.Н получила широкую известность как ученый-музыковед, исследующий актуальные вопросы теории восточной музыки. Так, в 1980г, в Москве, она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Музыкальная форма ашула (структурно-типологический анализ)», а в 2002г. - докторскую диссертацию - «Вопросы синтаксиса восточной монодии», став первой узбекской женщиной, доктором искусствоведения в области музыковедения.
Характеризуя яркую и эрудированную личность Арзу Нишановны, важно отметить два, взаимно пересекающихся направления ее плодотворной деятельности - научно-исследовательскую и педагогическую.
Научно-исследовательская деятельность А.Н. Азимовой насыщенна и многогранна. Основные направления ее научных интересов связаны с различными аспектами восточной традиционной музыки и композиторского творчества Центрально-Азиатского региона. Арзу Ншановна – автор научных монографий, учебников, учебных пособий, множества статей опубликованных в Ташкенте, Алматы, Душанбе, Москве, а также Берлине и Стамбуле. Ее имя известно не только у нас в республике, но и далеко за рубежом.
Ее перу принадлежат значимые и фундаментальные исследования актуальных теоретических проблем восточной традиционной музыки. Свидетельством этому являются четыре монографии. Первые две научные монографии - «Вопросы синтаксиса восточной монодии» (кн.I, Т.,1989; кн.II, Т.,1998) привлекли внимание научной общественности не только Центральной Азии, но и России, Европы. А в 2008 году, в серии «Диалог культур Центральной Азии», Азимова А.Н. опубликовала еще две монографии 1.«Традиционный музыкальный язык узбекского, каракалпакского и уйгурского народов» и, 2.«Звуковой мир каракалпаков» (на русском и английском языках), где впервые исследуются универсальные закономерности регулирующие функционирование тюркских музыкальных языков. Эти труды также высоко оценены не только в Узбекистане, но и за его пределами.
Можно сказать, что Арзу Нишановна – музыковед-ученый с большой буквы, музыковед-теоретик, музыковед-исследователь, специалист своего дела. Работая на протяжении многих лет в Государственной консерватории Узбекистана, она на высоком профессиональном уровне читает лекции бакалаврам, магистрам, ведет спец-класс. Она проводит занятия с большим интересом и требовательностью, как на русском, так и на узбекском языках по специфически сложным музыкально-теоретическим предметам как «Гармония», «Музыкальная форма», «Современная гармония», «Основы теории восточной монодии» для музыковедов и композиторов. Читая спецкурсы по данным дисциплинам, А.Н. Азимова впервые создает учебники по гармонии на узбекском языке, которые были переизданы несколько раз ( «Гармония. Назарий курс»,Т.,1999, “Garmoniya” Т.,2004,“Garmoniya”, Т.,2017).
Широкий круг ее интересов находит отражение в разнообразии тем, исследуемых ее учениками, простирающихся от проблем риторики эпохи барокко, симметрии, ладовой структуры, ритма узбекской и каракалпаской традиционной музыки, современной гармонии композиторов Узбекистана, особенностей композиторского творчества в контексте монодийного мышления до инновационной проблематики, связанной с учебным процессом и в частности, первыми поисками в создании этносольфеджио, учебников по сольфеджио, гармонии и теории музыки. Интенсивная и успешная педагогическая деятельность профессора Азимовой А.Н. способствовала привлечению иностранных специалистов. Так, ее спец-класс закончила аспирантка из Германии Керстин Кренке, успешно защитившая диссертацию, посвященную эстрадной музыке Узбекистана.
На сегодняшний день Арзу Нишановна продолжает воспитывать молодое поколение ученых-музыковедов и является научным руководителем у докторантов и множества магистрантов. Среди них – Миртолипова. И (PhD), Бердиханова.Ш (PhD), Кутлучурина А. (PhD), Ибрагимова.Ш., Лутфуллаева Ш, Абзалова Д, Дусматов Х., Нуритдинова Х., Абдикаюмова.Г, Тургунбоева.М., Эрназаров.И и др.
Наряду с интенсивной педагогической деятельностью Арзу Нишановна автор различных научно-исследовательских и методических проектов. Под ее руководством в последние годы разрабатываются актуальные проекты в различных областях музыкального искусства. Так в целях реализации задач, изложенных в указе Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «О развитии профессионального образования в области непрерывного совершенствования музыкальных школ до 2014 года», по инициативе профессора Азимовой А.Н. были написаны и опубликованы учебные пособия «Сольфеджио» для музыкальных школ с I по V классы.
Также наряду с проектом «Сольфеджио», в 2015г Азимова А.Н. с группой учеников выигрывает грант на осуществление проекта «Замонавий гармония», в рамках которого было издано собрание из пяти учебных пособий, освещающих основные направления, сложившиеся в современном гармоническом языке. В каждом из пяти учебных пособий раскрываются история и теория новых направлений современной музыки, глубоко исследуются специфика и формы проявления новых техник письма в творчестве композиторов Узбекистана. Данное собрание, освещая важнейшие стороны современного музыкального языка, позволяет составить достаточно полную картину состояния и уровня композиторского творчества в Узбекистане. Работы подобного направления ранее не проводились и поэтому можно с уверенностью сказать, что осуществленный Азимовой Арзу Нишановной и ее учениками первый опыт комплексного изучения современной гармонии оказался весьма удачным и результативным. Перечислим авторов и названия учебных пособий:1. A.Azimova, Sh.Ibragimova. O‘zbеkiston kompozitorlari ijodiyotida akkordlar tarkibi;2. I.Mirtalipova. O‘zbеkiston kompozitorlari ijodiyotida mikroxromatika;3. G.Abdikayuova. O‘zbеkiston kompozitorlari ijodiyotida faktura;4. H.Dosmatov. O‘zbеkiston kompozitorlari ijodiyotida sonorizm; 5. H.Nuritdinova. O‘zbеkiston kompozitorlari ijodiyotida modallik
Представленный проект – это итог многолетней работы А.Н. Азимовой с талантливыми учениками, которые перенимая опыт своего наставника, пытаются найти свое место на научном поприще.
Таким образом, если попытаться дать краткую характеристику деятельности Азимовой Арзу Нишановны, то можно констатировать, что она является основателем нового направления - комплексного исследования современного гармонического языка композиторов Узбекистана, а также, ее труды внесли весомый вклад в создание современной теории восточной монодии.
Арзу Нишановна не только сама является научным руководителем фундаментальных проектов, но и стимулирует молодое поколение на завоевание новых вершин музыкального олимпа, всячески поддерживает и буквально «окрыляет» своих учеников. Несмотря на то, что она очень строга и требовательна к своим ученикам, она никогда не отбивает у них желание отстоять свои идеи. Занятия Арзу Нишановны проходят всегда насыщенно и интересно. После каждого ее урока всегда узнаешь что-то новое. Иногда просто поражаешься глубиной ее знаний, опытом и мастерством. Она всегда выскажет критические замечания, укажет на правильный путь, вдохновит на знакомство с новой книгой, музыкальным опусом.
Профессор Азимова А.Н. – автор более 100 научных и научно-методических статей, активный участник республиканских и международных конференций и симпозиумов, проведенных в Германии, Китае, Турции, России, Казахстане, Таджикистане. Она выступала с докладами на Международных музыковедческих симпозиумах в Самарканде, на научных конференциях Международного фестиваля «Шарк тароналари».
Авторитетный наставник молодежи, А.Н.Азимова принимает активное участие в работе не только в Государственной консерватории Узбекистана, но и в других музыкальных организаций. Она – член Союза композиторов Узбекистана, где в течение ряда лет активно работала в качестве члена правления. Азимова А.Н. была членом организационного совета по проведению фестиваля «Шарк тароналари», Национального комитета по музыке республики Узбекистан при ЮНЕСКО, научного Совета по изданию Национальной энциклопедии Узбекистана, Экспертного Совета ВАК по искусствоведению и архитектуре. В настоящее время доктор искусствоведения, профессор Азимова А.Н. является членом Специализированных Советов по защите докторских диссертаций (PhD, DSc) Государственной консерватории Узбекистана и НИИ искусствознания.
Очень важная сторона деятельности Азимовой А.Н. – популяризаторская. В этом качестве, на телевидении и радио, она подготовила большое количество передач посвященных отдельным жанрам, выдающимся исполнителям узбекской традиционной музыки, творчеству композиторов Узбекистана.
Азимова Арзу Нишановна своей принципиальностью, заботой и вниманием к коллегам и студентам, постоянной работой над повышением своего профессионального уровня заслужила глубокое уважение со стороны коллег. Своей научно-исследовательской и педагогической деятельностью она внесла огромный вклад в развитие научной мысли в области музыковедения, став примером для подражания.
Арзу Нишановна Азимова - человек, наделенный высоким интеллектом и эрудицией, силой и уверенностью, неиссякаемой работоспособностью и ответственностью, требовательностью к себе и к окружающим, неисчерпаемой жизненной энергией и оптимизмом. Она является образцом мудрости, гуманизма, душевной теплоты и верности служения своей профессии, делу всей своей жизни.
Уважаемая Арзу Нишановна! Поздравляем Вас с юбилеем. От всего сердца желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, творческих сил, новых научных открытий и долгих лет жизни.
Алина Кутлучурина,
базовый докторант (PhD)
Государственной консерватории Узбекистана