Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.10.2018 / 20:54:12
Музыкальный парад октября завершился апофеозом бетховенской ФантазииОктябрь месяц в культурной жизни столицы запомнится яркими и интересными концертными программами, в числе которых концерты камерного оркестра «Туркистон», концерт Show Time камерного оркестра «Юные дарования Узбекистана», концерты в рамках первого Республиканского фестиваля молодых композиторов – 2018. Но самым значимым событием стал концерт Симфонического оркестра Музыкального Театра-студии Государственной консерватории Узбекистана - художественный руководитель Махмуд Талипов, состоявшийся 25 октября 2018 года на сцене Большого зала ГКУз. Программа вечера была составлена разнообразно, причем каждый номер вызывал неоднократные восторженные «браво!». Концерт чудесным образом превратился в настоящий праздник счастья, где царили добро, красота, радость, искренность и дружба. Грандиозный замысел концерта требовал такого же исполнительского состава, занявшего всё сценическое пространство Большого зала. Это замечательные солисты - Заслуженная артистка Республики Узбекистан Сайёра Гафурова, Заслуженный артист Узбекистана и Каракалпакстана Женисбек Пиязов, лауреаты международных конкурсов Эгамберди Турсунов, Дильдора Омонова, Мария Бабашева, Валерия Шароватова, Ходжаев Иброхим, Тоштемиров Бобур. А также хор Музыкального Театра-студии ГКУз - художественный руководитель доцент Юлдуз Хуснитдинова, и студенческий хор ГКУз - руководители профессор Любовь Джумаева и доцент Севара Кадырова. Дирижёр Гайрат Аброров, уверенный и полный жизни, весь вечер царил за дирижёрским пультом. Концертная программа открылась торжественными фанфарами одного из самых репертуарных произведений - Праздничной увертюрой Дмитрия Шостаковича. Первое ее исполнение состоялось 6 ноября 1954 года на торжественном концерте в Большом театре России - дирижер Александр Мелик-Пашаев. После этого увертюра приобрела огромную популярность, многократно исполнялась в концертах и звучала по радио. Эта небольшая оркестровая пьеса сочетает простоту и яркость мелодий с энергией динамичных живых ритмов, блеском оркестрового колорита. Нужно обладать очень большим дарованием для того, чтобы создать произведение, доступное всем и каждому и вместе с тем столь захватывающее, свежее по музыкальному языку. Музыкантам удалось донести до слушателей неотразимую энергетику этого искромётного сочинения. Праздничная увертюра с ее технической каллиграфией и невесомо легкими темпами является одним из сложных оркестровых произведений. Светлые, стремительные и торжественные звуки как нельзя лучше выражают радостно торжественное настроение всех присутствующих. Оркестр играл её с настоящим увлечением. В ходе вечера со сцены также прозвучали лучшие образцы национальной и зарубежной песенно-музыкальной классики. Так, были исполнены вторая часть кантаты «Мой Узбекистан» Сулеймана Юдакова - солист Эгамберди Турсунов, Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта - солистка Мария Бабашева, Куплеты Зибеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно - солистка Валерия Шароватова, и Плач Гюльчехры из музыкальной комедии «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова - солистка Дильдора Омонова. Концертный вальс Александра Глазунова - полнозвучный, уравновешенный, блестяще оркестрованный, с мягкими переходами - оставил светлое впечатление у всех слушателей. Это не просто красивая музыка для танцев. Это поэтическое воплощение представлений о красоте, любви и главных ценностях жизни. Одним из ярких номеров стало выступление заслуженного артиста Узбекистана и Каракалпакстана Женисбека Пиязова. В исполнении известного певца, продемонстрировавшего феноменальную аллегровую динамику с «мясистыми» акцентами и яркой игрой, великолепно прозвучал непревзойденный хит – «На качелях» Луиджи Денца. Кульминационной фазой вечера стало исполнение Фантазии для фортепиано, солистов, хора и оркестра до минор, соч. 80 Людвига ван Бетховена. А как могло быть иначе? Магия музыки колоссальная и усиливается тем, что здесь синтезируются три жанра – фортепианный, симфонический и хоровой. Гениальный пианист-импровизатор, поражавший современников способностью буквально «на глазах», в присутствии многочисленных слушателей, созидать совершенные по архитектуре музыкальные замки. Требовательный художник, написавший множество эскизов будущих симфоний, квартетов, сонат, в результате колоссального труда неизбежно приходил к великим открытиям. Эти, казалось бы, взаимоисключающие друг друга приметы творческого почерка и метода сочинения музыки принадлежат одному гению - Людвигу ван Бетховену. Фантазию открывает импровизационное вступление. Солист играет без сопровождения оркестра, словно размышляя, «нащупывая» тропу для дальнейшего пути. После краткого диалога с оркестром в партии фортепиано появляется легкокрылая мелодия - многие слушатели сразу узнают её, поскольку она очень близка знаменитой теме радости из финала Девятой симфонии, которая является Гимном объединенной Европы, символом духовного единства народов мира. А если заглянуть в прошлое, то окажется, что истоки её обнаруживаются уже в ранней арии «Взаимная любовь» Бетховена на слова Готфрида Бюргера. Мелодия эта претерпевает в Фантазии разнообразные вариации - в отдельных группах инструментов, в перекличке с фортепиано, в слитном звучании оркестрового tutti, пока со своими вариациями не вступает хор, прославляющий искусство. Любопытно, что текст этой оды был заказан Бетховеном поэту Христофу Куфнеру, когда музыка Фантазии уже была написана. Голоса хора, оркестра и фортепиано сливаются в финальной расширенной коде-апофеозе - восторженном гимне творческому духу. Солистка Сайёра Гафурова в который раз продемонстрировала публике, что поистине является одной из самых выдающихся пианисток нашего времени, обладающая широким интеллектуальным мышлением, артистическим темпераментом, изысканным вкусом, внешне сдержанно и в то же время содержательно передающим глубокие эмоциональные переживания. Кроме этого, она известна, прежде всего, своими масштабными проектами. Будучи проректором по научной работе и инновациям Государственной консерватории Узбекистана, она является инициатором и организатором таких грандиозных музыкальных фестивалей, как «Венок Шопену», «Золотой музыкальный ЛИСТопад», посвященный 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа, циклы клавирных концертов Иоганна Себастьяна Баха для двух, трех и четырех фортепиано. Историческим событием музыкальной жизни страны стал организованный С.Гафуровой цикл из трех вечеров - «Все фортепианные концерты Людвига ван Бетховена» - посвященный 245-летию со дня рождения гения немецкой музыки. В программе первого вечера были заявлены Первый, До мажор, соч.15, Второй, Си-бемоль мажор, соч.19 и Третий, до минор, соч.37, фортепианные концерты Бетховена. Второй классический вечер составили бетховенские Четвертый, Соль мажор, соч.58 и Пятый Ми-бемоль мажор, соч.73, фортепианные концерты. На заключительной встрече были исполнены Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, соч.80, и «Тройной» концерт для скрипки, виолончели и фортепиано До мажор, соч.56. Следует отметить, что первым исполнителем Фантазии в Узбекистане является Заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор кафедры специального фортепиано ГКУз - Офелия Юсупова, мама Сайёры Гафуровой. Офелия Юнусовна блистательно исполнила это сочинение в концерте, посвященном 50-летию Ташкентской консерватории в ГАБТе имени Алишера Навои с Национальным симфоническим оркестром под управлением Народного артиста Узбекистана, профессора Захида Хакназарова. Так было положено начало традициям исполнения этого произведения в Узбекистане. Из личной беседы с Сайёрой Акмаловной выяснилось, что, будучи еще маленькой восприимчивой и артистичной девочкой, она наблюдала, как часами работала над Фантазией ее мать, тщательно и кропотливо осмысливая каждую фразу. С того момента это сочинение стало одним из любимых и репертуарных для С.Гафуровой и навсегда вошло в её жизнь. В ходе интерпретации исполнителям удалось передать замысел Фантазии - одну единую энергию и идею, объединив все бесконечно разнообразное. Чувствовалась полная отдача всех исполнителей: яркое и разнообразное звучание рояля Сайёры Гафуровой, выразительное пение хора и сбалансированное звучание отдельных его групп, а также чистота интонации оркестра. Это был апофеоз вдохновения трёх муз – солистов, хора и оркестра. Концерт прошел как бы на едином дыхании. Между исполнителями и слушателями были протянуты невидимые нити духовности, высоких эстетических чувств, которые рождает подлинное искусство. Зал был окончательно покорён!
Диляра Ислямова
|
|