Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.02.2016 / 10:07:35
Памяти композитора Икрама АкбароваИсполнилось пять лет, как ушел из жизни Икрам Ильхамович Акбаров – замечательный узбекский композитор и человек, один из тех, кто стоял у истоков новой узбекской музыки. Закончив Ташкентскую консерваторию и осознав, сколь безграничен музыкальный мир, вне которого с ранних лет он уже не мыслил себя, Акбаров продолжает учебу в Ленинградской консерватории – вначале в качестве студента, затем – аспиранта. Вернувшись в Ташкент, Икрам Ильхамович уже в полной мере понимает, какая трудная задача стоит перед восточным композитором: соединить воедино две разные традиции ( многоголосие и монодию), две разных жанровых сферы. И эта сложнейшая историческая миссия легла на плечи первого поколения узбекских композиторов: М.Ашрафи, М.Бурханова, М.Левиева, С. Юдакова. К нему принадлежит и Икрам Акбаров. Начался упорный труд освоения новых жанров. Надо сказать, что на протяжении всего творческого пути Акбаров тяготел преимущественно к инструментальной области. Одно из его ранних сочинений – поэма «Памяти поэта», посвященная Хамзе. Затем последовали: «Эпическая поэма», два скрипичных концерта, Симфонические картинки «Почта»(по одноименной поэме Р.Тагора), поэма «Шакунтала»(по произведению Калидасы), Струнные квартеты, сочинения для камерного оркестра. Но композитора интересует и вокальная сфера. Он пишет песни, романсы, вокально-симфонические сочинения. Из крупных вокальных жанров назовем ораторию «Ташкент-наме» (на стихи М.Шейхзаде) и вокально-симфоническую поэму «По страницам «Хамсы» (на текст А.Навои). Большое внимание Акбаров уделяет и зрелищным жанрам в их всеохватности: кинематограф, драматический театр, узбекская музыкальная драма, балет – в каждом из названных видов искусства Акбаров сказал свое слово. Осваивая это жанровое многообразие, композитор упорно продвигается к своей главной цели – овладеть вершинными жанрами композиторского творчества – оперой и симфонией. И это ему в полной мере удалось. Две созданные им оперы глубоко различны и по содержанию, и по жанровым особенностям: «Ибтидо хатоси» - опера- оратория с чертами дастана; «Джалолиддин Мангуберды» - опера как таковая (в «чистом» виде). Каждая из них вбирает в себя одну из двух ведущих тем позднего творчества Акбарова: философско-религиозную, актуализирующую учение суфизма («Ибтидо хатоси») и эпико-историческую («Джалолиддин Мангуберды»). Так же различны и по содержанию, и по характеру музыки три симфонии Акбарова, что видно уже из названий: «Навруз», «Самаркандская» (связанная с эпохой Амира Темура), «Классическая», где уже нет программности, а действуют имманентно-музыкальные закономерности. Опера и симфония стали кульминационными вехами в творчестве композитора. В своих сочинениях автор выступает не только, как прекрасный музыкант, но и как тонкий знаток и ценитель восточной поэзии, и классической, и современной. Икрам Ильхамович Акбаров – один из самых чистых и добрых людей, с которыми мне посчастливилось общаться. И это, конечно же, не могло не отразиться в его музыке. Жаль только, что сочинения его редко исполняются – впрочем, это – проблема общая для наших композиторов. Первое марта – день рождения Икрама Ильхамовича… Светлая память светлому человеку! Наталия Янов-Яновская, доктор искусствоведения, профессор
|
|