Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.04.2016 / 17:43:07
Сулейман Юдаков. Музыка, немеркнущая во времени и пространстве14 апреля музыкальная общественность нашего города отметила в Государственной консерватории Узбекистана столетний юбилей Сулеймана Юдакова (1916-1990) - солнечного и позитивного человека, одного из ярчайших представителей композиторской школы Узбекистана второй половины ХХ столетия. Его называют классиком узбекской музыки, голосом эпохи ХХ века, художником-гражданином, художником-патриотом, художником-творцом, художником-интернационалистом, музыкантом, пользовавшимся высочайшим авторитетом. Он заслуженно получил признание как на родине, так и в международном масштабе. Творчество С.Юдакова — это выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана. Его музыка украшала позывные звучащих СМИ: на радио - мелодия «Жон Узбекистон», а на телевидении - «Карнавальный вальс», открывавший и закрывавший ряд телевизионных передач и программу «Ахборот». Юдаков - композитор новаторского склада. Он также зачинатель новых жанров в национальном искусстве: романса, фортепианного дуэта, квартета, кантаты, первой комической оперы «Проделки Майсары», первого комедийно-сатирического балета «Проделки Насреддина». Ему выпала честь стать и автором гимна Таджикистана, который исполняется и сегодня. Те, кто поверили в него, услышав впервые, не ошиблись, ни разу не разочаровались в своих впечатлениях. Каждое новое сочинение Юдакова становилось праздником искусства. И в этом нет ничего удивительного, ведь музыка этого композитора обладает важнейшим качеством, присущим лишь самым большим талантам: индивидуальностью творческого почерка, неповторимым своеобразием стиля. Действительно, узнать руку Юдакова можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И это проявляется не только в манере письма, не только в музыкальной технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии. Сулеймана Александровича известный музыковед Тухтасин Гафурбеков называл «Пиром узбекской музыки», стихией творчества которого были : Мажор и Солнце, Юмор и Праздник.
Обо всем этом говорилось на научно-практической конференции, посвященной столетнему юбилею солнечного композитора, которую открыл проректор Государственной консерватории Узбекистана Анвар Норбеков. Ее участниками стали известные представители узбекской науки, культуры и искусства: председатель Союза композиторов Узбекистана Рустам Абдуллаев, композитор Феликс Янов-Яновский, музыковеды, профессора Ахмед Джаббаров, Тухтасин Гафурбеков, Ирина Галущенко, Равшан Юнусов, доцент Инесса Гульзарова, журналист Борис Бабаев, поделившиеся своими воспоминаниями о юбиляре. Выступили на конференции с докладами и студенты - Валерий Климов, Галина Аметова, Зарина Хамзина. Практически все отметили как неистощимый мелодический дар Юдакова, так и широту его характерно-эмоционального плана: гимничность, юмор, торжественность, танцевальность и т.д., а так же, помимо использования композитором узбекского музыкального фольклора, тесное переплетение в его опусах черт иранской, азербайджанской, и особенно таджикской музыки. Выступающие говорили и о том, что каждое из произведений юбиляра узнаваемо по стилю с первых же интонаций. А в качестве примера был приведен недавний концерт заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана, с успехом прошедший на сцене Дворца «Туркистон» под управлением его главного дирижера Азиза Шохакимова. Концертная программа открылась «Хорезмским праздничным шествием» Юдакова. Написанное в далёком 1951 году, оно и в тот вечер пленило оптимистическим мироощущением, яркой эмоциональностью, конкретностью образов и колористичностью музыкального языка. Кстати, этот молодой дирижер с успехом исполнял «Хорезмское праздничное шествие» во многих городах России, впереди исполнение этого опуса в Монте-Карло и Монако. Таким образом, мощный всплеск энергии был поначалу зафиксирован на конференции. Но, какими бы искренними и сердечными не были речи выступавших, все же главным источником энергии стала впоследствии бессмертная музыка Сулеймана Юдакова, прозвучавшая в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана. Присутствовавшие на юбилейном концерте слушатели оказались увлеченными соучастниками праздника – редкого праздника высокой музыки. В программе прозвучали арии из оперы «Проделки Майсары» и романсы композитора, исполненные солистами ГАБТа имени А.Навои и студентами консерватории. Публика была благодарной и чуткой. Красивы и талантливы были солисты. И слушателей, и исполнителей охватило радостное волнение. Вместе со всеми любителями музыки и музыкантами они были благодарны Юдакову за ту радость, которую он щедро дарил и продолжает дарить своим немеркнущем во времени и пространстве искусством. Об этом композиторе немало написано. И в первую очередь известным узбекистанским музыковедом В.З.Плунгян – его биографом и исследователем, за полвека создавшей около 50 научных трудов, среди которых книги, статьи, аннотации, анонсы. Не случайно Сулейман Александрович с улыбкой называл Веру Зиновьевну «автором сулейманистики, юдакологии, майсараведения». Среди работ о нем есть диссертация и опусы молодых музыковедов. Немалая заслуга в увековечивании памяти композитора принадлежит и Борису Рахимовичу Бабаеву – замечательному журналисту, руководителю интернет-сайта «KULTURA,UZ», соавтору двух опусов Веры Зиновьевны Плунгян, автору сценария документального фильма «Сулейман Юдаков. Избранник музыки созвездий» (режиссер Сардор Исхаков), в котором звучат рубаи народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. По признанию биографа Юдакова, это не только авторский вклад, но и неоценимая техническая помощь неповторимого художественного оформления, включения эссе музыковедов из США, презентации книг о нашем земляке в дальнем зарубежье. А накануне юбилея Юдакова при содействии неутомимого Бабаева в мемориальном музее-квартире композитора, директором которого Борис Рахимович является, прошёл творческий вечер, посвящённый этому событию. Известно, что Юдаков был одиноким и очень ранимым человеком. Своей музой он называл музыку, а детишками – свои музыкальные опусы. Незадолго до смерти Сулейман Александрович, словно предчувствуя свой уход, с горечью говорил Ахмеду Хамидовичу Джаббарову (в тот период председателю Союза композиторов Узбекистана), что его волнует судьба собственной квартиры, книг, нот, балета «Юность Насреддина», ждущего своей постановки три десятка лет, став за этот период, по шутливому признанию композитора, «пенсионером Насреддином». Джаббаров пообещал Юдакову создать музей в его квартире и посодействовать постановке балета. 5 ноября 1990 года Сулеймана Александровича не стало. И Ахмед Хамидович сдержал слово, данное тяжело больному композитору: при поддержке друга Юдакова, журналиста Бориса Бабаева, в 1997 году на сцене Государственного Академического Большого театра оперы и балета имени А.Навои был поставлен комический балет «Проделки Насреддина», а в 2008 году в Доме композиторов открыт мемориальный музей Сулеймана Юдакова. Основные цели его деятельности – научные конференции, творческие вечера и концерты, издание информационных материалов, монографий, книг, альбомов, подготовка видео- и аудиоматериалов, а также компакт-дисков. Посетители музея имеют возможность познакомиться с экспонатами – личными вещами композитора, его рукописями и наградами, посмотреть документальный фильм о нем. Здесь проходят творческие встречи в рамках литературно-творческих объединений – «Майсара» и «Данко». Приходит сюда и биограф композитора Вера Зиновьевна Плунгян, дружившая с Сулейманом Александровичем в течение 25 лет. Она всегда щедро делится воспоминаниями о своем герое и друге, рассказывая о его увлекательной творческой биографии, цитируя яркие эпизоды из его жизни. «Здесь, в этой квартире, за этим фортепиано, - говорила она на одной из встреч со студентами-первокурсниками, - Сулейман Александрович создал такие свои шедевры, как «Проделки Майсары» и «Проделки Насреддина», вокально-симфонические сюиты «Мирзачуль» и «Фуркат», «Торжественную увертюру», романсы «Не пой красавица при мне» и «Басандаст», музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. Как правило, такие встречи в музее-квартире С. Юдакова проходят в теплой дружеской атмосфере. Так же прошло и недавнее мероприятие, в котором активное участие принял и Союз композиторов Узбекистана, подготовивший программу юбилейного торжества, вместившую научно-практическую конференцию, презентацию книги-фотоальбома «Сулейман Юдаков. Музыка на все времена» и концерт, на котором прозвучали произведения композитора, рабочие будни которого были заполнены неустанным трудом – трудом созидателя. Говорят, человек живет столько, сколько его помнят, сколько в памяти людей живы его дела. Поэтому каждая встреча с музыкой Сулеймана Юдакова - это не только радостный праздник, но и живой памятник ее автору. Инесса Гульзарова, музыковед
|
|