В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся очередной концерт заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики Исмаил Джалилов) под управлением лауреата Международных конкурсов Алибека Кабдурахманова, в котором приняли участие известные узбекистанские солисты - лауреаты международных конкурсов Луиза Кабдурахманова (фортепиано) и Барно Исматуллаева (сопрано), а также артист оркестра и педагог консерватории Икбол Имамов (гобой). Программа классического вечера была насыщенной и разнообразной. Исполнялись музыкальные опусы Мануэля де Фальи, Антонина Дворжака, Винченцо Беллини, Агустина Лары и Астора Пьяццоллы.
Классический вечер открыла Луиза Кабдурахманова. В ее исполнении прозвучал редко исполняемый в Узбекистане опус испанского композитора и пианиста Мануэля де Фальи «Ночи в садах Испании», который автор назвал «симфоническими впечатлениями для фортепиано и оркестра».
«Ночи в садах Испании» - один из шедевров Фальи. Он писал этот опус с 1909 по 1915 годы, создав жанровую картину, переданную с помощью тончайших красочных нюансов и неожиданных ритмических противопоставлений. Композитор необыкновенно удачно соединил прекрасную разработку партии фортепиано с мастерством оркестровки.
«Ночи в садах Испании» состоят из трех частей. Первая, получившая название «В Хенералифе», изображает картину южной природы, овеянную ночным мраком. Ее настроение – безмятежно-лиричное, созерцательное. Более динамична вторая часть цикла, «Отдаленный танец», как бы подготавливающая слушателя к восприятию финального произведения «В садах Сьерры Кордовы», где на первый план выходит танцевальное начало. По своему импрессионистическому стилю «Ночи в садах Испании» близки к пейзажам М. Равеля, но это не лишает произведение Фальи глубоко национального духа. Выразительное и оригинальное, наполненное отзвуками народных песен, оно передает всю прелесть яркой и солнечной испанской природы.
Несмотря на то, что фортепианный стиль этого опуса необыкновенно живописен и выразителен, всё-таки отдельные технические приемы (репетиционная техника, унисонные пассажи) придают ему некоторое однообразие. Однако игра Л.Кабдурахмановой была захватывающе интересна. Ее творческая позиция – играть музыку как таковую, - ей претят любые намеки на внешнюю эффектность. «Ночи в садах Испании» именно в этом ключе и были исполнены. Игра пианистки отличалась выразительностью, эмоциональной окрыленностью, технической свободой, глубоким проникновением в замысел исполняемого произведения. Заметно было ее стремление использовать и полярные динамические краски. Все было по-настоящему профессионально и академично.
Чутким партнером пианистки выступил в тот вечер и оркестр, проявив отменное ансамблевое мастерство с Л.Кабдурахмановой, которая, кстати, уже давно зарекомендовала себя отличным ансамблистом в исполнении фортепианных концертов Людвига ван Бетховена, Ференца Листа, Александра Скрябина, а теперь и Мануэля де Фальи.
Лауреат Государственной премии «Нихол», лауреат международных конкурсов, солистка Государственного академического театра оперы и балета имени А.Навои Барно Исматуллаева, обладательница сопрано красивого тембра, которым она прекрасно владеет, сумела найти для каждого концертного номера свои краски, свою манеру звуковедения. Так теплый, мягкий тон как нельзя лучше подошел для арии Русалки из одноименной оперы Антонина Дворжака – чешского композитора, представителя романтизма, широко использовавшего в своих произведениях мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии. «Русалка» - его лучшая опера. Ее музыка глубоко лирична и проникнута поэзией. Сочинение популярно по сей день. К шедеврам оперного искусства принадлежит ария Русалки из 1 действия, проникновенно исполненная в тот вечер Исматуллаевой.
С драматической насыщенностью прозвучала в интерпретации певицы Каватина Нормы из одноименной оперы Винченцо Беллини – итальянского композитора, написавшего 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула», «Пуритане» и «Норма».
Проникновенно и чувственно спела Б.Исматуллаева «Гранаду» мексиканца Агустина Лары, посвященной одноименному испанскому городу, который молодая певица еще не видела. Однако ее творческое воображение и умение входить в образ сыграли во благо ее исполнению. Впрочем, и сам композитор, написавший песню в 1932 году, побывал в Гранаде тридцать лет спустя. Красивая песня о красивом городе в пронзительном исполнении Исматуллаевой имела большой успех у публики.
И, наконец, Астор Пьяццолла - аргентинский композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. На родине этот автор известен как «Великий Астор».
В концерте прозвучало танго «Обливион» (Забвение) для гобоя с оркестром Пьяццоллы. Солист – замечательный музыкант Икбол Имамов, чье мастерство позволяет ему легко справляться с оркестровой партией любого стиля и любой трудности. Он обладает красивым по тембру и красоте звуком, который характеризуется богатством обертонов, разнообразием оттенков. В тот вечер его инструмент, подобно голосу, звучал задушевно, печально и нежно. С какой трепетностью и проникновенностью слушал «Обливион» зал, устроивший потом Имамову овацию.
Достойным партнером солистам на этом классическом вечере выступил оркестр под управлением Алибека Кабдурахманова, который великолепно всех их чувствовал. При полной ансамблевой слаженности ощущалось, что у солистов остается необходимая степень свободы, что им с такой поддержкой удобно музицировать.
Прошедший вечер классической музыки органично вписался в череду концертов, проводившихся на протяжении концертного сезона Национального симфонического оркестра Узбекистана на сцене Большого зала ташкентской консерватории, на котором была музыка, которую исполняли и слушали. И замечательно, что нашлись и исполнители, и слушатели.
Инесса Гульзарова, музыковед.