Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.05.2016 / 19:37:46
В Ташкенте завершился большой и яркий праздник оперного искусства. ПослесловиеДва вечера в Государственном Академическом Большом театре оперы и балета Узбекистана им. А. Навои царил самый настоящий праздник. Необычность и новизна его замысла состояла в том, что ведущий мастер ГАБТа – Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова представила музыкальной общественности столицы совершенно новый, небывалый проект. Уже в самом его названии – «МУЯССАР РАЗЗАКОВА С ДРУЗЬЯМИ – ЧАРУЮЩАЯ ВЕСНА ОПЕРЫ» - читалась эта захватывающая новизна. Но что особенно радовало, в этот захватывающий и многообещающий проект были включены не один, а ДВА оперных вечера, следующие один за другим – 21-го и 22 мая. Это была сложнейшая и обширнейшая программа, умело и гармонично составленная из шедевров оперного искусства. А сам факт того, что знаковая фигура современного оперного искусства Узбекистана Муяссар Раззакова собирается в течение двух вечеров подряд исполнять множество самых трудных оперных арий и дуэтов говорил о многом. Феномен этого проекта в том, что он был единичным, и может быть, не имеющим аналогов в мировой практике. Как и в предыдущих проектах Муяссар Раззаковой в качестве её друзей по искусству и на этот раз выступили выдающиеся мастера мирового оперного искусства. Первую из них – народную артистку Северной и Южной Осетии Веронику Джиоеву сегодня рады пригласить многие оперные театры мира. Два года назад все мы имели возможность восхититься ее голосом и творчеством, когда эта яркая и талантливая певица замечательно выступила на Международном телеконкурсе «Большая опера» и уверенно завоевала его высшую награду – «Гран При». Сегодня творческий календарь этой одареннейшей певицы расписан на годы вперёд – и ее приезд в нашу столицу уже сам по себе стал большим событием. Интервью для сайта KULTURA,UZ , Рикардо Манара, посол Италии в Узбекистане Я очень рад быть на этом концерте. Здесь мне нравится все. Замечательная программа, замечательные исполнители. Тем более, что этот оперный праздник происходит в совершенно обновленном, таком впечатляющем после реконструкции зале Большого театра Узбекистана. С удовольствием аплодирую примадоннам этого концерта и моему земляку , очень талантливому итальянскому дирижеру Джерардо Колелла. Очень хорошо поют и ваши оперные певцы , хорошо звучит симфонический оркестр театра. Поздравляю всех участников этой программы с большим творческим успехом. Вторым почетнейшим гостем проекта стал известнейший итальянский дирижер Джерардо Колелла, который последние годы уделяет много внимания и в работе в республиках Центральной Азии, возглавив Молодежный симфонический оркестр Центральной Азии. В программу концертов были приглашены и ведущие певцы и дирижеры ГАБТа и ее ученики в ташкентской консерватории. В нашей памяти живы невероятно впечатляющие концерты-проекты Муяссар Раззаковой с блистательным участием незабвенной Елены Образцовой, Зураба Соткилавы, Маквалы Касрашвили, замечательный сольный концерт Раззаковой во Дворце Форумов, и многие, многие другие. Сама многоплановая ткань этих двух вечеров, в которую уже в самом замысле были своеобразно вплетены лучшие творения великого венского классика Моцарта, итальянцев Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, француза Сен-Санса – и одновременно наиболее яркие произведения виднейших узбекских композиторов Ашрафи, Бафоева, Абдуллаева, Назарова, Левиева – говорила и о связи времён, и о сплетении национальных истоков нашей земли и народа с мировыми достижениями. МУЯССАР РАЗЗАКОВА смело и высокопрофессионально вынесла в двух программах всю высшую мощь мировых оперных шедевров. Стоит повторить, что мало кто из мастеров мира рискнул бы вставить в свои программы практически все самые трудные арии и дуэты мировой оперы и с минимальными перерывами столь убеждающе и совершенно исполнить их. Голос певицы – как и всегда! - звучал чарующе, выразительно, в обилии нюансов и штрихов. И каждое произведение, каждый образ были наделены, помимо высоты вокального мастерства – и своими индивидуальными чертами. Как и в своих оперно-сценических работах, Муяссар Раззакова в каждом из своих разнообразных номеров была динамичной, энергетичной и устремленной к высоким чувствам. Лирична – и экспрессивна была вердиевская Виолетта, тяготилась предчувствиями Эльвира из оперы этого же великого композитора «Эрнани», полна экспрессии была и Амелия из редко исполняемой оперы Верди «Разбойники». А в таких высокотехничных номерах, как филигранная каватина Розины из «Севильского цирюльника» Россини, как дуэт Адины и Дулькамара из доницеттиевского «Любовного напитка» или дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан» - Раззакова блеснула и искристостью техники, обаяния и юмора. Тоскливым раздвоением души была наполнена Лючия певицы – в этой партии она часто замечательно выступает в спектакле театра. На столь высоком уровне был представлен весь огромный пласт мировой классики. Однако общеизвестно, что исполнение мировой классики и национальных узбекских произведений по определению радикально отличается и в приемах звуковедения, и в штрихах и чертах исполнения. Мало кто из узбекских мастеров равноценно воплощает эти пласты. Пожалуй, одна Муяссар Раззакова, умело перестраивая и приемы звукоизвлечения, и всю эстетику творчества – наряду с классикой столь значительно и совершенно воплощает пласт своей родной культуры. Певица прекрасно и тонко ощущает и нюансы пения и движения души прекрасной Лейли (из оперы «Лейли и Меджнун» Р. Глиэра и Т. Садыкова), трагической, но просветленной Дилором из одноименной оперы М. Ашрафи. Можно сказать, что ее исполнение романса Р. Абдуллаева «Согинч» единично и неповторимо по значимости. А органичная энергетика исполнения патриотических песен М. Бафоева и А. Назарова – неизменно впечатляет и наполняет душу гордостью. Интервью для сайта KULTURA.UZ, Гузаль Султанова, Вестминстерский Университет Я очень хотела прийти на этот концерт, я здесь впервые после реконструкции, приятно видеть театр имени Навои таким обновленным и красивым. Очень хотелось послушать таких замечательных певиц, как Виолетта Джиоева и Муяссар Раззакова, оправдались все мои надежды. А как были хороши дирижеры , наш гость из Италии Джерардо Коллела, молодой дирижер ГАБТа Бобомурад Худайкулов. Муяссар Раззакова это наша звезда, это наше все. Проработав ранее в этом театре 15 лет я хорошо знаю эту певицу, очень люблю ее , люблю ее пение. Самые хорошие слова можно сказать и о самой программе концерта. Мы видели , слушали все самое лучшее, что есть в мировой опере. Их ведь очень трудно исполнять и все они отлично справились с поставленной задачей. Это был прекрасный праздник музыки, который нам подарили участники этой интереснейшей . Прекрасно пели Кирилл Борчанинов, Нормумин Султанов и в первый вечер народный артист Узбекистана Аваз Рабжабов. Рада поздравить всех участников концерта, коллектив любимого всеми нами театра с таким большим успехом. ВЕРОНИКА ДЖИОЕВА была ещё одним открытием этого замечательного проекта. Ее голос более драматичен по объему, чем голос Муяссар Раззаковой, и оперные амплуа этих певиц – различны. Однако, ее музыкальность и мастерство позволило прекрасной гостье в совершенстве представить прекрасный ансамбль с Раззаковой в сложнейших номерах, которые они решили петь вместе – например, каватину Нормы из одноименной оперы Беллини или же вердиевское «Болеро Елены» из «Сицилийской вечерни». А в сольных номерах Джиоева поистине порадовала и объемом и красотой голоса, и динамикой, и эмоциональностью. В арии Флории Тоски из одноименной оперы Пуччини она была возвышенна и напевна, в экспрессивной каватине Леоноры из вердиевской «Силы судьбы» - динамична и эмоциональна, в акварельной арии Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини – просветлённа и легка, в раскованной сцене Земфиры и Алеко из одноименной оперы Рахманинова – иронична и сильна. Чувствовалось, что Вероника Джиоева склонна к драматизму действия и стремится не только выразительно петь, но и динамично проживать образы своих героинь. Во всех исполняемых образах она несла многогранность души человеческой, её силу, нежность и ранимость. Высокопрофессиональная и своеобразная и в выступлениях, и в репетициях, простая и обаятельная в общении с коллегами – она заслужила и горячность зала, и уважение ташкентских коллег, оставив о себе сааме светлое впечатление. Стало понятно, в силу каких прекрасных исполнительских свойств эта молодая певица все более завоевывает симпатии почитателей оперы различных стран. И ташкентская публика по достоинству оценила ее самобытное дарование, эмоциональность и утонченность штрихов, награждая певицу заслуженными бурными аплодисментами. Особо стоит сказать и о замечательном дирижере – маэстро ДЖЕРАРДО КОЛЕЛЛА. Один из важнейших штрихов его творческого портрета – это стремление и умение маэстро дирижировать самым разнообразным оперным материалом наизусть, без заглядывания в партитуру. «Я мог бы по памяти записать ноты каждой голосовой и оркестровой партии!» - признался маэстро во время беседы. Из этого редкого свойства вытекает главный принцип его творчества – стремление максимально выявить все, что заложено в нотах партитуры. Дирижерский жест маэстро Коллела точен, четок, пластичен – и в то же время на удивление не «навязчив». Дирижер творит музыку и пение буквально на глазах, предельно внятно демонстрируя, каких красок и штрихов он добивается. Порадовал удивительный ансамбль дирижера с певцами, хором и оркестром. Очень важно, что при необходимой динамике звучания оркестр под его управлением неизменно звучал тембристо и мягко, ни в один миг не заглушая пения, а находясь с ним в неделимом единстве. Надо отметить и стремление маэстро и к раскрытию оперного действия в прямом сценическом смысле – многие штрихи в этом проекте он порекомендовал солистам, помогая их выступлению. Вызвав энтузиазм зала прекрасным ансамблем, маэстро Колелла тонко и виртуозно исполнил и оркестровые номера – блестящую филигранную увертюру к «Севильскому цирюльнику» Россини и драматичную увертюру к опере Верди «Луиза Миллер». Радостно отметить, что этот прекрасный дирижер уже далеко не впервые выступает в Ташкенте – и было бы полезно и интересно встретиться с его творчеством и в будущем. Цикл двух вечеров справедливо назвался «МУЯССАР РАЗЗАКОВА С ДРУЗЬЯМИ». И этот замысел воплотился – не только высокоталантливые гости, но и многие солисты нашего театра – как многоопытные, так и молодые! – внесли в этот цветник творчества свои ростки. Ярко артистично и разнообразно выступили в вечерах и народные артисты Узбекистана Аваз Раджабов (Куплеты Эскамильо из оперы Бизе «Кармен») и Нормумин Султанов (русская песня «Ах ты, Душечка!..», и заслуженные артисты Узбекистана Руслан Гафаров (ярко исполнившей роль Алеко в дуэте с Вероникой Джиоевой) и Шукур Гафуров (россиниевский Фигаро и моцартовский Дон Жуан в первом концерте), и заслуженный артист Узбекистана и Каракалпакстана Женисбек Пиязов( Дон Жуан во втором концерте) и опытный солист Кирилл Борчанинов( филигранный Дулькамара в дуэте с Адиной – М. Раззаковой), и молодая Барно Исматуллаева( Ария Мими из оперы Пуччини «Богема»). И только начинающие свой творческий путь ученики класса профессора Муяссар Раззаковой лауреаты недавно состоявшегося конкурса вокалистов имени Назиры Ахмедовой, студенты Государственной консерватории Узбекистана Бирдона Маткаримова и Хужаназар Жуманазаров – вписали своими дебютами на большой сцене новые имена в этом проекте. Свою важную роль в осуществлении этого грандиозного проекта сыграли и главный дирижер ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Фазлиддин Якубжанов, и молодой дирижер театра , лауреат Международного конкурса Бобомурод Худойкулов. Их плодотворное сотрудничество в концертах и с Муяссар Раззаковой, и с Вероникой Джиоевой, и с ведущими солистами оперы Узбекистана, как и своеобразное исполнение первым из них вальса «Ок лолалар», а вторым - «Вакханалии» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» существенно обогатило разнообразие палитр концертов. Органично и целостно прозвучал хор театра, руководимый главным хормейстером, народным артистом Узбекистана Сулейманом Шадмановым и хормейстером Натальей Куприяновой. Интервью для сайта KULTURA.UZ, Аваз Раджабов, Народный артист Узбекистана, солист ГАБТа - В самом деле, очень красивая и интересная была программа и в первый вечер, и во второй. Я считаю, что это было событие в культурной жизни Ташкента. И надо сказать за это спасибо всем организаторам вечеров мирового оперного искусства. Это все стало возможно благодаря всемерной поддержке со стороны нашего правительства и Министерства по делам культуры и спорта. Такие концерты духовно обогащают человека , помогают проникнуть вглубь мирового искусства, делают жизнь нашего театра богатой и насыщенной важными событиями в культурной сфере. Очень красиво пела Мияссар Раззакова, очень хорошо пела Джиоева. И вчера, и сегодня, все кто выступал на этой сцене, пели очень хорошо. Хотелось бы, чтобы такие концерты проходили как можно чаще. Горжусь, что вчера и сольно пел, и с Муяссар и очень рад, что внес свою лепту в эту программу. Режиссером-постановщиком этого проекта, как и многих предыдущих проектов Муяссар Раззаковой, - снова стал заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним, органично выстроивший программу, проявивший немалую заботу о многих деталях сценического действия, организационных элементах, и в содружестве с главным художником театра, заслуженным работником культуры Узбекистана Зубайдулло Батыровым создавший динамичное оформление и световую партитуру сцены, меняющиеся в характере каждого исполняемого номера. И вновь всю устремленность души, весь организационный профессионализм вложил в этот замечательный замысел Арслан Джаббаров – супруг Муяссар Раззаковой генеральный продюсер проекта. Благодаря его организаторским талантам эти два прекрасных вечера стали реальностью. И еще одним активнейшим и экспрессивным участником этих двух замечательных вечеров стал переполненный публикой зал театра. Между сценой и слушателями с первых звуков установился нерушимый контакт, и каждый номер был увенчан горячим зрительским приёмом, всё чаще переходившим в «фестивальное» скандирование. Наряду с восторженностью оценок номеров, особый энтузиазм зала вызвало появление представителей Каракалпакстана, поздравивших почетных гостей проекта и вручивших Муяссар Раззаковой, Веронике Джиоевой и Джерардо Коллела национальные каракалпакские халаты, головные уборы и памятные сувениры. Долго не отпускал восторженный зал участников и организаторов этого торжества искусства. И снова великий международный язык оперы как средство международного творческого общения объединил посланцев разных стран во имя мира и дружбы. Поддержка этого масштабного замысла и всемерная помощь в его воплощении правительства республики, Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана свидетельство неустанной заботы руководства нашей страны о развитии нашего оперного искусства на уровне самых современных требований. И, безусловно, это заслуживает большой благодарности от всех, кому дороги судьбы узбекской культуры и искусства.
Гуарик Багдасарова, Борис Бабаев
|
|