Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.05.2016 / 19:37:46

В Ташкенте завершился большой и яркий праздник оперного искусства. Послесловие


Два вечера в Государственном Академическом Большом театре оперы и балета Узбекистана им. А. Навои царил самый настоящий праздник. Необычность и новизна его замысла состояла в том, что ведущий мастер ГАБТа – Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова представила музыкальной общественности столицы совершенно новый, небывалый проект. Уже в самом его названии – «МУЯССАР РАЗЗАКОВА С ДРУЗЬЯМИ – ЧАРУЮЩАЯ ВЕСНА ОПЕРЫ» - читалась эта захватывающая новизна. Но что особенно радовало, в этот захватывающий и многообещающий проект были включены не один, а ДВА оперных вечера, следующие один за другим – 21-го и 22 мая.

Это была  сложнейшая и обширнейшая программа, умело и гармонично составленная  из шедевров оперного искусства. А сам факт того, что знаковая фигура современного оперного искусства Узбекистана Муяссар Раззакова собирается в течение двух вечеров подряд исполнять множество самых  трудных оперных арий и дуэтов говорил о многом. Феномен этого проекта в том, что он был единичным, и может быть,  не имеющим  аналогов в мировой практике.

Как и в предыдущих  проектах Муяссар Раззаковой в качестве её друзей по искусству и на этот раз выступили выдающиеся мастера мирового оперного искусства. Первую из них – народную артистку Северной и Южной Осетии Веронику Джиоеву сегодня рады пригласить многие оперные театры мира. Два года назад все мы имели возможность восхититься ее голосом и творчеством, когда эта яркая и талантливая певица замечательно выступила на Международном телеконкурсе «Большая опера» и уверенно завоевала его высшую награду – «Гран При». Сегодня творческий календарь этой одареннейшей певицы расписан на годы вперёд – и ее приезд в нашу столицу уже сам по себе стал большим событием.

Интервью для сайта KULTURA,UZ , Рикардо Манара, посол Италии в Узбекистане 

 Я очень рад быть на этом концерте. Здесь мне нравится все. Замечательная программа, замечательные исполнители. Тем более, что этот оперный праздник происходит в совершенно  обновленном, таком впечатляющем после реконструкции зале Большого театра Узбекистана. С удовольствием аплодирую примадоннам этого концерта и моему земляку , очень талантливому итальянскому дирижеру Джерардо Колелла. Очень хорошо поют и ваши оперные певцы , хорошо звучит симфонический оркестр театра. Поздравляю всех участников этой программы с большим творческим успехом.

Вторым почетнейшим гостем проекта стал известнейший итальянский дирижер Джерардо Колелла, который последние годы уделяет много внимания и в работе в республиках Центральной Азии, возглавив  Молодежный  симфонический оркестр Центральной Азии.

В программу концертов были приглашены  и ведущие  певцы и дирижеры ГАБТа и ее ученики в ташкентской консерватории. В нашей памяти живы  невероятно впечатляющие концерты-проекты Муяссар Раззаковой с блистательным участием незабвенной Елены Образцовой, Зураба Соткилавы, Маквалы Касрашвили, замечательный сольный концерт Раззаковой во Дворце Форумов, и многие, многие другие.

Сама многоплановая ткань этих двух вечеров, в которую уже в самом замысле были своеобразно вплетены лучшие творения великого венского классика Моцарта, итальянцев Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, француза Сен-Санса – и одновременно наиболее яркие произведения виднейших узбекских композиторов Ашрафи, Бафоева, Абдуллаева, Назарова, Левиева – говорила и о связи времён, и о сплетении национальных истоков нашей земли и народа с мировыми достижениями.

МУЯССАР РАЗЗАКОВА смело и высокопрофессионально вынесла в двух программах всю высшую мощь мировых оперных шедевров. Стоит повторить, что мало кто из мастеров мира рискнул бы вставить в свои программы практически все самые трудные арии и дуэты мировой оперы и с минимальными перерывами  столь убеждающе и совершенно исполнить их. Голос певицы – как и всегда! -  звучал чарующе, выразительно, в обилии нюансов и штрихов. И каждое произведение, каждый образ были наделены, помимо высоты вокального мастерства – и своими индивидуальными чертами. Как и в своих оперно-сценических работах, Муяссар Раззакова в каждом из своих разнообразных номеров была динамичной, энергетичной и устремленной к высоким чувствам. Лирична – и экспрессивна была вердиевская Виолетта, тяготилась предчувствиями Эльвира из оперы этого же великого композитора «Эрнани», полна экспрессии была и Амелия из редко исполняемой оперы Верди «Разбойники». А в таких высокотехничных номерах, как филигранная каватина Розины из «Севильского цирюльника» Россини, как дуэт Адины и Дулькамара из доницеттиевского «Любовного напитка» или дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан» - Раззакова блеснула и искристостью техники, обаяния и юмора. Тоскливым раздвоением души была наполнена Лючия певицы – в этой партии она часто замечательно выступает в спектакле театра. На столь высоком уровне был представлен весь огромный пласт мировой классики.

Однако общеизвестно, что исполнение мировой классики и национальных узбекских произведений по определению радикально отличается и в приемах звуковедения, и в штрихах и чертах исполнения. Мало кто из узбекских мастеров равноценно воплощает эти пласты. Пожалуй, одна Муяссар Раззакова, умело перестраивая и приемы звукоизвлечения, и всю эстетику творчества – наряду с классикой столь значительно и совершенно воплощает пласт своей родной культуры. Певица прекрасно и тонко ощущает и нюансы пения и движения души прекрасной Лейли (из оперы «Лейли и Меджнун» Р. Глиэра и Т. Садыкова), трагической, но просветленной Дилором из одноименной оперы М. Ашрафи. Можно сказать, что ее исполнение романса Р. Абдуллаева «Согинч» единично и неповторимо по значимости. А органичная энергетика исполнения патриотических песен М. Бафоева и А. Назарова – неизменно впечатляет и наполняет душу гордостью.

 Интервью для сайта KULTURA.UZ, Гузаль Султанова, Вестминстерский Университет

Я очень хотела прийти на этот концерт,  я здесь впервые после реконструкции, приятно видеть театр имени Навои  таким обновленным и красивым. Очень хотелось послушать таких замечательных певиц, как Виолетта Джиоева и Муяссар Раззакова, оправдались все мои надежды. А как  были хороши дирижеры , наш гость из Италии Джерардо Коллела,  молодой дирижер ГАБТа Бобомурад Худайкулов. Муяссар Раззакова это наша звезда, это наше все. Проработав ранее  в этом театре 15 лет я хорошо знаю эту певицу, очень люблю ее , люблю ее пение. Самые хорошие слова можно сказать и о самой программе концерта. Мы  видели , слушали все самое лучшее, что есть в мировой опере. Их ведь очень трудно исполнять и все они отлично справились с поставленной задачей. Это был прекрасный праздник музыки, который нам подарили участники этой интереснейшей . Прекрасно пели Кирилл Борчанинов, Нормумин Султанов и в первый вечер народный артист Узбекистана Аваз Рабжабов. Рада поздравить всех участников концерта, коллектив любимого всеми нами театра с таким большим успехом.

ВЕРОНИКА ДЖИОЕВА была ещё одним открытием этого замечательного проекта. Ее голос более драматичен по объему, чем голос Муяссар Раззаковой, и оперные амплуа этих певиц – различны. Однако, ее музыкальность и мастерство позволило прекрасной гостье в совершенстве представить прекрасный ансамбль с Раззаковой в сложнейших номерах, которые они решили петь вместе – например, каватину Нормы из одноименной оперы Беллини или же вердиевское «Болеро Елены» из «Сицилийской вечерни». А в сольных номерах Джиоева поистине порадовала и объемом и красотой голоса, и динамикой, и эмоциональностью. В арии Флории Тоски из одноименной оперы Пуччини она была возвышенна и напевна, в экспрессивной каватине Леоноры из вердиевской «Силы судьбы» - динамична и эмоциональна, в акварельной арии Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини – просветлённа и легка, в раскованной сцене Земфиры и Алеко из одноименной оперы Рахманинова – иронична и сильна. Чувствовалось, что Вероника Джиоева склонна к драматизму действия и стремится не только выразительно петь, но и динамично проживать образы своих героинь.

Во всех исполняемых образах она несла многогранность души человеческой, её силу, нежность и ранимость.  Высокопрофессиональная и своеобразная и в выступлениях, и в репетициях, простая и обаятельная в общении с коллегами – она заслужила и горячность зала, и уважение ташкентских коллег, оставив о себе сааме светлое впечатление. Стало понятно, в силу каких прекрасных исполнительских свойств эта молодая певица все более завоевывает симпатии почитателей оперы различных стран.

И ташкентская публика по достоинству оценила ее самобытное дарование, эмоциональность и утонченность штрихов, награждая певицу заслуженными бурными аплодисментами.

   Особо стоит сказать и о замечательном дирижере – маэстро ДЖЕРАРДО КОЛЕЛЛА. Один из важнейших штрихов его творческого портрета – это стремление и умение маэстро дирижировать самым разнообразным оперным материалом наизусть, без заглядывания в партитуру. «Я мог бы по памяти записать ноты каждой голосовой и оркестровой партии!» - признался маэстро во время беседы. Из этого редкого свойства вытекает главный принцип его творчества – стремление максимально выявить все, что заложено в нотах партитуры. Дирижерский жест маэстро Коллела точен, четок, пластичен – и в то же время на удивление не «навязчив». Дирижер творит музыку и пение буквально на глазах, предельно внятно демонстрируя, каких красок и штрихов он добивается.

Порадовал удивительный ансамбль дирижера с певцами, хором и оркестром. Очень важно, что при необходимой динамике звучания оркестр под его управлением неизменно звучал тембристо и мягко, ни в один миг не заглушая пения, а находясь с ним в неделимом единстве. Надо отметить и стремление маэстро и к раскрытию оперного действия в прямом сценическом смысле – многие штрихи в этом проекте он порекомендовал солистам, помогая их выступлению. Вызвав энтузиазм зала прекрасным ансамблем, маэстро Колелла тонко и виртуозно исполнил и оркестровые номера – блестящую филигранную увертюру к «Севильскому цирюльнику» Россини и драматичную увертюру к опере Верди «Луиза Миллер». Радостно отметить, что этот прекрасный дирижер уже далеко не впервые выступает в Ташкенте – и было бы полезно и интересно встретиться с его творчеством и в будущем.

Цикл двух вечеров справедливо назвался «МУЯССАР РАЗЗАКОВА С ДРУЗЬЯМИ». И этот замысел воплотился – не только высокоталантливые гости, но и многие солисты нашего театра – как многоопытные, так и молодые! – внесли в этот цветник творчества свои ростки. Ярко артистично и разнообразно выступили в вечерах и народные артисты Узбекистана Аваз Раджабов (Куплеты Эскамильо из оперы Бизе «Кармен») и Нормумин Султанов (русская песня «Ах ты, Душечка!..», и заслуженные артисты Узбекистана Руслан Гафаров (ярко исполнившей роль Алеко в дуэте с Вероникой Джиоевой) и Шукур Гафуров (россиниевский Фигаро и моцартовский Дон Жуан в первом концерте), и заслуженный артист Узбекистана и Каракалпакстана Женисбек Пиязов( Дон Жуан во втором концерте) и опытный солист Кирилл Борчанинов( филигранный Дулькамара в дуэте с Адиной – М. Раззаковой), и молодая Барно Исматуллаева( Ария Мими из оперы Пуччини «Богема»). И только начинающие свой творческий путь ученики класса профессора Муяссар Раззаковой лауреаты недавно состоявшегося конкурса вокалистов имени Назиры Ахмедовой, студенты Государственной консерватории Узбекистана Бирдона Маткаримова и Хужаназар Жуманазаров – вписали своими дебютами на большой сцене новые имена в этом проекте.

Свою важную роль в осуществлении этого грандиозного проекта сыграли и главный дирижер ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Фазлиддин Якубжанов, и молодой дирижер театра , лауреат Международного конкурса Бобомурод Худойкулов. Их плодотворное сотрудничество в концертах и с Муяссар Раззаковой, и с Вероникой Джиоевой, и с ведущими солистами оперы Узбекистана, как и своеобразное исполнение первым из них вальса «Ок лолалар», а вторым -  «Вакханалии» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» существенно обогатило разнообразие палитр концертов. Органично и целостно прозвучал хор театра, руководимый главным хормейстером, народным артистом Узбекистана Сулейманом Шадмановым и хормейстером Натальей Куприяновой.

 Интервью для сайта KULTURA.UZ, Аваз Раджабов, Народный артист Узбекистана, солист ГАБТа

- В самом деле, очень красивая и интересная была программа и в первый вечер, и во второй. Я считаю, что это было событие в культурной жизни Ташкента. И  надо сказать за это спасибо всем организаторам вечеров мирового оперного искусства. Это все стало возможно благодаря всемерной поддержке со стороны нашего правительства и Министерства по делам культуры и спорта. Такие концерты духовно обогащают человека , помогают проникнуть вглубь мирового искусства, делают жизнь нашего театра богатой и насыщенной важными событиями в культурной сфере. Очень красиво пела Мияссар Раззакова, очень хорошо пела Джиоева. И вчера, и сегодня, все кто выступал на этой сцене, пели очень хорошо. Хотелось бы, чтобы такие концерты проходили как можно чаще. Горжусь, что вчера и сольно пел, и с Муяссар и очень рад, что внес свою лепту в эту программу.   

Режиссером-постановщиком этого проекта, как и многих предыдущих проектов Муяссар Раззаковой, - снова стал заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним, органично выстроивший программу, проявивший немалую заботу о многих деталях сценического действия, организационных элементах, и в содружестве с главным художником театра, заслуженным работником культуры Узбекистана Зубайдулло Батыровым создавший  динамичное оформление и световую партитуру сцены, меняющиеся в характере каждого исполняемого номера.

И вновь всю устремленность души, весь организационный профессионализм вложил в этот замечательный замысел Арслан Джаббаров – супруг Муяссар Раззаковой генеральный продюсер проекта. Благодаря его организаторским талантам  эти два прекрасных вечера стали реальностью.

И еще одним активнейшим и экспрессивным участником этих двух замечательных вечеров стал переполненный публикой зал театра. Между сценой и слушателями с первых звуков установился нерушимый контакт, и каждый номер был увенчан горячим зрительским приёмом, всё чаще переходившим в «фестивальное» скандирование. Наряду с восторженностью оценок номеров, особый энтузиазм зала вызвало появление представителей Каракалпакстана, поздравивших почетных гостей проекта и вручивших Муяссар Раззаковой, Веронике Джиоевой и Джерардо Коллела национальные каракалпакские халаты, головные уборы и памятные сувениры.  Долго не отпускал восторженный зал  участников и организаторов этого торжества искусства. И снова великий международный язык оперы как средство международного творческого общения объединил посланцев разных стран  во имя мира и дружбы.  

Поддержка этого масштабного замысла и всемерная помощь в его воплощении правительства республики, Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана свидетельство  неустанной заботы руководства нашей страны о развитии  нашего оперного искусства на уровне самых современных  требований. И, безусловно, это заслуживает большой  благодарности от всех, кому дороги судьбы узбекской культуры и искусства.

 

                                                                                              Гуарик Багдасарова,

                                                                                               Борис Бабаев  

 

 





Другие материалы рубрики

25.05.2016 / 00:53:07

И снова в Ташкенте играет восхитительный джаз!

Концерт джазовой музыки с участием певицы из Германии Пэт (Патриция) Эпплтон состоялся в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана 23 мая 2016 года. Далее...

24.05.2016 / 09:47:36

Вечер классической музыки

В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся очередной концерт заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана Далее...

23.05.2016 / 01:10:48

И снова о концерте в РСМАЛ им. Успенского

В Большом зале лицея состоялся концерт лауреата Государственной премии "Нихол" Юношеского симфонического оркестра РСМАЛ им.Успенского, лауреата Государственной премии "Нихол". Далее...

22.05.2016 / 06:10:38

Бахтиер Ирмухамедов перевел на узбекский язык песню "Любимые глаза"

Вашему вниманию предлагается свежий перевод на узбекский язык, очень популярной уже много лет, песни "Любимые глаза". Как нам сообщил автор, перевод осуществлен ранним утром 21 мая с.г. Далее...

20.05.2016 / 16:51:32

"Классическая музыка жива, пока есть такие самоотверженные, всецело преданные своему делу музыканты!"

Визиты крупных музыкантов мирового уровня в Республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени В.Успенского стали доброй традицией. Далее...





23.04.2024 / 13:09:45
Одним из самых значимых событий Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори - 2024" в ГАБТе им. А. Навои стал показ оперы Джакомо Пуччини "Тоска" 20 апреля с.г.
 
23.04.2024 / 13:09:45
Одним из самых значимых событий Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори - 2024" в ГАБТе им. А. Навои стал показ оперы Джакомо Пуччини "Тоска" 20 апреля
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


22.04.2024 / 11:19:13
На флейте о цветущей сакуре
 
09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте