Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.12.2016 / 09:14:16
Вечер классической музыкиУже давно открыли концертные сезоны ташкентские коллективы, успешно выступающие с разнообразными концертными программами в различных залах Государственной консерватории Узбекистана. С тех пор прошло около двух месяцев. Однако моя память цепко хранит один из них. В минувшем октябре нынешнего года в Большом зале состоялся концерт симфонического оркестра Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана под управлением его художественного руководителя и дирижера Гайрата Абрарова. В программе были заявлены музыкальные опусы Ф.Листа, А.Бородина, А.Хачатуряна, С.Юдакова – композиторов разных эпох, стилей и направлений. Концерт открылся вокально-симфонической сюитой «Алёр» на стихи Миртемира С.Юдакова – одного из ярчайших представителей плеяды классиков узбекской музыки XX века, которого отличало умение слышать время и идти в ногу со временем. В этом опусе ярко проявилось юдаковское искусство воплощения в музыке оптимистического мироощущения. Сюита прозвучала свежо и проникновенно: легко, как бы на одном дыхании, пел лауреат Республиканских конкурсов Игамберды Турсунов, яркостью звуковых находок порадовал студенческий хор Государственной консерватории Узбекистана (руководители: профессор Л.Х.Джумаева и доцент С.П.Кадырова), под стать им был и оркестр. Следует отдать должное Г.Абрарову, под управлением которого и солисту, и хору, и оркестру удалось донести до слушателей свой исполнительский замысел. Достойно прозвучали в концерте «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина. Эта опера писалась композитором в течение 18 лет, но не была завершена. После кончины Бородина это сделали его коллеги. Так А.К.Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н.А.Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. «Половецкие пляски» посвящены картинам половецкого стана. Их ослепительно красочные сцены сопровождаются хором. Они были исполнены темпераментно, эмоционально, с увлечением. Отмечу замечательное звучание хора и оркестра. Дирижер сумел сплотить оркестрантов и хористов, достигнув полной созвучности и гармонии. Далее исполнялись известные фрагменты из балета «Спартак» Арама Хачатуряна - «Танец Гадитанских дев», «Танец Эгины и Вакханалия», музыка которых полна жизненной энергии, яркого темперамента и красочности. Все это удалось передать оркестру под управлением Г.Абрарова, который звучал торжествующе, с нотками задора и невообразимой энергичности. Классический вечер венчал Концерт №2 для фортепиано с оркестром Ференца Листа – одного из ярчайших представителей музыкального романтизма. Солисткой выступила учащаяся РСМАЛ имени В.А.Успенского, лауреат Международных конкурсов Иноятхон Абдуллаева (класс заслуженного работника народного образования Республики УзбекистанА.А.Ким). Опус Листа написан в характерной для композитора масштабной одночастной форме, приближающейся к симфонической поэме. Его особенностью являются то, что солирующее фортепиано здесь подчас становится аккомпанирующим для инструментов оркестра. В Концерте отчетливо выделяются шесть разделов, в которых последовательно преобразуется основная тема, возникающая в самом начале. Финальный номер концертной программы стал эффектным эпилогом яркого классического вечера. Исполнителям удалось передать контрастные состояния всех эпизодов концерта: раздумья, волевого порыва, нервного возбуждения, элегической мечтательности героики. И.Абдуллаева прониклась стилистикой листовского опуса, как его яркой эмоциональностью, так и особой проникновенной лиричностью. Ее игру отличали музыкальность, техническая свобода, пластичность фразировки. Под стать солистке был и оркестр, который вел за собой Г.Абраров. Чувствовалось, как в течение всего исполнения жизнь этого концертного опуса была в руках дирижера от первой до последней ноты, после которой он позволил слушателям выдохнуть и крикнуть: «Браво!» Концерт прошел с большим успехом под бурные овации слушателей. К тому же он получился запоминающимся и удачным по подбору исполненных произведений.
Алия Казаева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|