Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.06.2017 / 13:18:00
Фортепианная музыка молодого автораИзвестно, что в основе любого успеха лежит 99 процентов труда и один процент таланта. Труд невозможен без дисциплины. Об этом неоднократно повторял председатель Союза композиторов Узбекистана, заслуженный деятель искусств республики, профессор Рустам Абдуллаев. А говорил известный узбекистанский музыкант о своем ученике, магистре второго курса композиторского отделения, лауреате международных конкурсов Акмале Сафарове, чей авторский концерт с большим успехом прошел недавно в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана. Молодой автор в тот день представил на суд слушателей свою фортепианную музыку. А послушать ее собралась самая разная публика: это были педагоги консерватории, родственники, друзья выступавших исполнителей и многочисленные любители классической музыки. В зале царила весьма дружественная атмосфера, впрочем, как и на сцене, на которой музицировали студенты класса заслуженной артистки республики, профессора кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Сайеры Гафуровой. Первое, что бросилось в глаза – это сплоченный коллектив студентов, которые сумели не только раскрыть себя на сцене, но и, создав свой индивидуальный образ, донести произведения Акмаля Сафарова до слушателей в зале. Концертная программа открылась "Прелюдией и танцем" на тему DSCH в исполнении студентки 2 курса Алины Сорокиной. Этот опус, посвященный Дмитрию Шостаковичу, заключает в себе определенные технические сложности, с которыми исполнительница справилась. Сафаров не увязает здесь в деталях: звучит тема, потом следует ее логическое развитие, кульминация и спад, а посему звуки складываются в цельное произведение, отличающееся ярким мелодическим даром ее автора. Далее прозвучала "Фантазия" в интерпретации лауреата международного конкурса, студентки 1 курса Динары Ильхомжоновой. Этому произведению присуща определенная диалогичность как образов (лирических и драматических), так и динамики (быстрой смены форте и пиано), а также свойственная стилю композитора виртуозность. Студент 2 курса Расул Хасанов представил слушателям "Токкату". Отрадно, что молодой автор Акмаль Сафаров обратился здесь к национальным мотивам, как, например, имитация узбекского народного инструмента дутара. Большое впечатление произвела Соната, посвященная педагогу по фортепиано Наталье Борисовне Гиенко, прозвучавшая в исполнении лауреата международных конкурсов, студентки 1 курса магистратуры Диляры Ислямовой. Этот опус, состоящий из трех контрастных частей, написан по классическому образцу. Интересна вторая часть Сонаты, представляющая собой фугетту. А третья - с бурным всплеском эмоций – токката, пронизанная национальными элементами. Далее прозвучало еще одно посвящение - "Аксарай" для фортепиано в 4 руки. Это произведение написано по просьбе матери композитора и посвящено мемориальному памятнику, построенному в городе Шахрисабз великим полководцем Амиром Темуром. Исполнили его студентки 3 курса Севинч Рустамова и Лола Калбаева. "Аксарай" отличается эмоциональной приподнятостью, жизненной энергией и философской образностью. Завершил концерт Акмаль Сафаров, подаривший слушателям Вариации на народную тему "хай, бола, бола" в собственном исполнении, чем вызвал восторг зала. В этом опусе композитор имитирует звучание арфы, достигающееся щипанием струн рояля и использованием педали. Таким образом, в середине Вариаций создается ощущение звучания оригинального дуэта – рояля и арфы. Как произведение, так и его исполнение не могло оставить никого равнодушным в зале, который в результате взорвался волной оваций. Авторский концерт Акмаля Сафарова прошел с большим успехом в теплой и уютной атмосфере. Каждый исполнитель без исключения старался донести до слушателей авторскую идею композитора. И в этом не было ничего удивительного. Наблюдая во время репетиций за работой Сайеры Акмаловны Гафуровой, заметен был ее индивидуальный подход к каждому студенту: она тщательно работала не только над техникой, формой, звуком, но и образом исполняемого произведения. Что касается Акмаля Сафарова, который взялся, на мой взгляд, за близкий ему фортепианный жанр, позволивший высказаться наиболее искренне и полно, то он, безусловно, порадовал слушателей. Его манера письма, в меру диссонантная, была наполнена лирикой, виртуозностью, языком эмоций и образов. Вместе с тем, молодой автор не боится экспериментировать, находить новизну в звуковых оттенках, пробовать по-иному самовыразиться. Неслучайно на его долю достались самые восторженные овации публики, которые он по праву разделил как с исполнителями, так и профессорами Сайерой Гафуровой и Рустамом Абдуллаевым, юбилею которого ученик посвятил свой концерт.
Амина Хасанова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|