Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
05.04.2014 / 09:09:25

Терренс Малик: Сэлинджер от кино


 

Когда простые люди пытаются выразить то, что для них наиболее важно, они часто произносят избитые фразы. Но это не повод для осмеяния. Как будто пытаясь выразить то, что у них есть самого сокровенного, они выдают нечто самое общее.

Терренс Малик

В современной индустрии «большого кино», все законы которой вертятся вокруг сиюминутной славы, высоких гонораров и кассовых сборов, аскетичная, и в чем-то даже мизантропная, фигура Терренса Маллика смотрится абсолютно чуждой, и не вписывается в общую концепцию «очередного винтика» массового производства. По праву, снискавший звание самого главного кинофилософа современности, он, своими картинами, продолжает будоражить умы миллионов людей по всему миру, одни из которых поносят его, как «зазнавшегося в самолюбовании проповедника», в то время как другие возводят его в ранг великого визуального поэта нашего времени. Самого же Малика мало интересуют споры вокруг его одиозной личности: по натуре склонный к затворничеству, режиссер полностью отказывается от работы с прессой, не посещает никаких мероприятий и фестивалей, и вообще не участвует в раскрутке своих фильмов. Живя тихо и уединённо в городе Остин, штате Техас, со своей второй женой Александрой Уоллес, он приобрел статус этакого «Сэлинджера от мира кино», который также провел всю свою жизнь вдали от американского светского общества, что не мешало ему создавать гениальные литературные произведения, которые впоследствии вошли в золотой фонд мировой литературы.

   В далекие времена  на территории США существовала  некая мода, или даже традиция, называть города, в различных  штатах страны, в честь своих  знаменитых собратьев: так на  карте появлялись малые Санкт-Петербург, Париж, Мемфис. Именно таким образом ,на территории штата Иллинойс, появился городок Оттава, в котором 30 ноября 1943 года родился Терренс Фредерик Малик. Его отец работал управляющим в нефтяной компании, из-за чего семье часто приходилось  разъезжать по сырьевым районам Оклахомы и  Техаса. Окончив школу в Техасе, молодой, подающий надежды юноша, поступает в Гарвардский университет, на факультет философии, где попадает под крыло «классика аналитической философии» Стэнли Кейвэлла. В 1965 Малик заканчивает его, получает диплом с отличием, а затем поступает в британский Оксфорд, чтобы попасть в семинар Гилберта Райла, главного редактора ведущего философского журнала «Mind», которым он очень сильно восторгался. Однако вскоре у них произошел конфликт, вследствие которого ему так и не удалось защитить докторскую диссертацию на тему ««Концепция мира по Кьеркегору, Хайдеггеру и Витгенштейну». Далее он устраивается работать преподавателем философии в Технологическом институте Массачусетса в Бостоне, который является одним из престижнейших учебных заведений США, где наряду с академической карьерой, Терренс Малик ведет свои колонки в журналах «The New Yorker» «Newsweek» «Life».

   В 1969 году  он поступает  в Американский институт киноискусства, где и получает степень магистра  изящных искусств.  Сам Малик, впоследствии, так и не смог  объяснить решения столь радикально  сменить  область интересов, однако можно предположить, что это было его естественное желание философа, ещё глубже проникнуть в тайны бытия, используя весь мир как гигантский холст, а кинокамеру как ментальные кисть и краски. Первый короткометражный фильм, который становится выпускной работой  Терренса, назывался «Lanton Mills», главные роли в котором исполнили Гарри Дин Стэнтон и  Уоррен Оутс.

   В 1973 году выходит дебютный фильм Терренса Малика «Пустоши», который заставил по-другому взглянуть на жанр « road movie», популярный в 70-ых годах, моду на который зародила знаменитая лента «Бонни и Клайд». Но, именно Малику удалось вместить в этот, казалось бы, несерьезный жанр подчеркнутый отблеском гламура, серьёзную философскую концепцию потерянного поколения: человек, не имеющий каких либо моральных устоев, не находящий смысла в своей действительности, не может, по сути, видеть разницу между добром и злом. И в этом наивном безобразии его притягательность. Здесь впервые прослеживается бескрайняя любовь режиссера к природе, показу её крупным планом, и мысль её приоритета над всем, что когда-либо было создано руками  человека. Внесённая в «Национальный реестр выдающихся фильмов», кинокартина «Пустоши» получила массу хвалебных отзывов и две премии на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

Кадр из фильма “Пустоши”

Следующая работа выходит только через 5 лет. Вообще, если мы заглянем наперед, то можно будет заметить, что Малик делает, порой, гигантские перерывы между выпусками своих картин, и это становится его характерной чертой. Вторая кинолента «Дни жатвы» стала утверждающей в его стремлении  превалирования безупречной визуальной составляющей окружающего мира над диалогами самих героев. Фильм, ставший дорогой в мир большого кино для Ричарда Гира, изобиловал бесконечно красивыми планами ржаных колосящихся полей и кроваво-красных закатов, на фоне бескрайних просторов и равнин. Бывали даже случаи, когда Терренс часами не начинал съемки, ожидая «правильного» цвета неба. Кинолента произвела фурор среди критиков, фильм получил множество наград, начиная премией «Национального совета кинокритиков США» за лучший фильм и премией «Оскар» за лучшую операторскую работу Нестору Альмендросу, кончая внесением его в «Национальный реестр выдающихся фильмов». Однако, картина с такой концепцией, и с отсутствием намека на какое-либо действие, была обречена на провал в массовом прокате. Так и случилось, вследствие чего Малику перестали выделять деньги на проекты. Он собирает вещи и уезжает к подруге в Париж, пропадая на радарах всего мирового СМИ.

Кадр из фильма “Дни жатвы”

Спустя 20 лет, когда, кажется, его имя кануло в лету, Терренс Малик триумфально возвращается, сняв невероятную военную драму «Тонкая красная линия», по одноименному роману Джеймса Джонса. Номинированный на 7 статуэток «Оскар», не взявший ни одного, и, все же, получивший главный приз на Берлинском кинофестивале, фильм повествует о вымышленном сражении за остров Гуадалканал. Актерский состав впечатлял: Шон ПеннНик НолтиВуди ХаррельсонДжон КьюсакЭдриэн БроудиДжаред Лето,Джон ТраволтаДжордж Клуни, которые согласились работать за идею и режиссера, попросив в гонорар чисто символические суммы. Если проводить параллели, то ситуация происходящая на экране, по мысли, очень схожа с идеологией Эриха Марии Ремарка в его знаменитом романе «На западном фронте без перемен». Война, ужасающая по своей сути, представляет собой гигантскую мясорубку не столько тел человеческих, сколько их душ. Главные герои, давно уже потерявшие всякий смысл в, происходящей перед ними, бесчеловечной бойне, отчаянно борются лишь для того, чтобы спасти себя и своих товарищей, где дружба, зачастую, аналогична родственной связи. Автор выносит человеческую судьбу на пьедестал нашего внимания, оставив боевым действиям лишь задний фон.

Кадр из фильма “Тонкая красная линия”

Сняв успешный по всем меркам фильм, Терренс Малик, по своей привычке, «по-Сэленджеровски», пропадает, и возвращается только в 2005 году с кинолентой «Новый мир» - вариацией на тему покорения первых индейских племен Америки 17 века, с вкраплением в сюжет мифологической линии о любви исследователя Джона Смита (Колин Фаррел) и местной принцессы Покахонтас (К'Орианка Килчер). Изначально, фильм длился 172 минуты и вышел только в ограниченный прокат. Затем режиссер отозвал все копии, перемонтировал кинокартину заново, и выпустил окончательную 135 минутную версию. После премьеры, впервые, критики заговорили о том, что, зачастую, планомерное, тягучее и монотонное зависание камеры на бескрайних просторах природы, может и поднадоесть в определенное время, и стать ахиллесовой пятой киноленты. Однако, в итоге, всё сводилось к издержкам специфичной манеры самого режиссера, и не повлияло на итоговую работу в плане смысловой нагрузки. Фильм получил 4 главные награды и 11 номинаций.

Кадр из фильма “Новый мир”

Исчезнув на «очередные» 6 лет, в 2011 году на Каннском кинофестивале Терренс Малик выдает свою лучшую работу - фильм «Древо жизни». Жюри, во главе с Робертом Де Ниро, единогласно присуждает ему главный приз - «Золотую пальмовую ветвь». Эпическое, в своей вселенской образности, трехчасовое полотно о Боге, смысле жизни, воспитании, абсолютизме красоты и превосходстве Природы, становится квинтэссенцией его абстрактно-философского мышления, основанного на личном опыте, и проведенного через гениальную призму кинокамеры Эммануила Любецки. Мать, предстающая в образе бескорыстной любви и чистого милосердия, являет собой линию прямой связи человека с Богом и Природой. Отец же, представляет образ современного человека: грубого, идущего по головам, и раскрывающего суть жизни через тривиальные фразы, общий смысл которых можно заключить в формулировку «или ты их, или они тебя». Эти две силы «..всегда борются  в нас», как выразился главный герой фильма, и только нам выбирать, какой из них будем следовать. Периодические вставки о космосе, планетах, и зарождающейся Жизни, подчеркивают полную связь Человека с окружающей его реальностью, где он не абстрактный индивидуум, замкнутый лишь на своем Эго и живущий им, а часть бесконечной вселенской экосистемы, которая ежесекундно пульсирует и живет.

Кадр из фильма “Древо жизни”

Однако, следующая картина «К чуду», вышедшая в 2012 году, которую с нетерпением ждали на Венецианском фестивале, была принята очень холодно, и даже с некоторым отчуждением. Главные претензии к автору заключались в его самоповторе, натянутой претенциозности, и излишней «святой» патетике. Не смотря на шквал обрушившихся негативных отзывов, были и те, кто оценил фильм: знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт, в рецензии, ставшей последней в его жизни, поставил фильму 3.5 звезды из 4. Режиссер же, мало интересующийся мнением критиков, не собирается сбавлять оборотов, и планирует в ближайшее время снять и выпустить сразу 2 фильма: «Рыцарь кубков» и «Путешествие во времени», главные роли в которых исполнят Райан ГослингКристиан Бейл и Кейт Бланшетт.

Кадр из фильма “К чуду”

***

   Кинолента «Древо жизни» окончательно утвердила Терренса Малика, как главного кинофилософа нашего поколения, интеллектуала с большой буквы, «проповедника за кадром», человека, несущего высоко-духовные истины широким массам. Его не интересует слава «Великого режиссера», мало заботят отрицательные комментарии в свою сторону со стороны критиков, и абсолютно не волнуют деньги, которые собирают его фильмы в прокате. Внутреннее составляющее человеческой жизни, приоритет абстрактной духовности над экзистенциональным существованием, возвращение к изначальным истинам, которые были забыты, абсолютизм красоты и величия Природы – всё это главное в его картинах. При этом, каждый кадр его фильма пропитан светлой, зачастую наивной, верой в человека и в его будущее. Верой в то, что в один день Человек проснется, и поймет как прекрасно всё то, что его окружает, и начнёт ценить каждую секунду жизни, которая дается нам лишь раз.

   А пока этого  не произошло, Терренс Малик будет  продолжать снимать свои великолепные  картины, и служить маяком многим  людям в безбрежном океане  под названием Жизнь…

Тимур Худойбердыев, 

студия молодых журналистов «Репортер» сайта kultura.uz





Другие материалы рубрики

29.03.2014 / 08:48:38

Хрустальный карандаш художника

"Все люди рождаются с умением рисовать", - убежден главный режиссер киностудии "Узбекфильм", аниматор Дмитрий ВЛАСОВ. Наш разговор о том, как сделать так, чтобы все, что нарисовано на чистом листе бумаги, заиграло, зажило и заговорило. Далее...

27.03.2014 / 20:06:00

Память дает знать времени о его бесправии...

Портал Kultura.uz продолжает публикации из журнала "Звезда Востока". Сегодня мы представляем статью доктора искус¬ствоведения, про¬фессора Акбара ХАКИМОВА, посвященную творчеству народного художника Узбекистана, академика Академии художеств Узбекистана Рузи Чариева. Далее...

25.03.2014 / 14:29:37

Творческая встреча с Фахриддином Низамовым

Творческая встреча с Фахриддином Низамовым Далее...

17.03.2014 / 13:49:37

Персона — Хассо Платтнер, сооснователь и председатель совета директоров SAP

По мнению Платтнера, если бы он обанкротился в первые три года существования SAP, его жизнь радикально не изменилась бы: "Наверное, я вернулся бы <...> вероятно, в IBM или делал бы что-то другое — еще одну компанию". В Америке, замечает он, "открывают вторую или третью компанию еще до того, как урегулируют дела с какой-нибудь большой корпорацией". Далее...

17.03.2014 / 09:17:04

Как жить долго и счастливо

Всего 30 минут любой физической активности в день значительно снизят ваш биологический возраст. Если заниматься около 200 минут в неделю, вы будете выглядеть на 10 лет моложе. Далее...





29.03.2024 / 11:28:42
"Дни открытых дверей" в Большом театре Узбекистана им. А.Навои украсил вокальный вечер-композиция "Мир оперных арий и дуэтов"
 
29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте