Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
23.04.2014 / 14:47:22

Наталия Янов-Яновская: "Критика должна бороться за повышение уровня общей культуры"


 

Сегодня в гостях у сайта kultura.uz доктор искусствоведения, профессор Наталия Соломоновна Янов-Яновская – музыковед-ученый, автор фундаментальных исследовательских и просветительских работ, ведущий в республике музыкальный критик и опытный педагог, под руководством которого соискатели из разных республик Центральной Азии были подготовлены и защищены 12 кандидатских диссертаций.

За свою научную и творческую деятельность она была дважды удостоена номинации «Женщина года» - Международным биографическим центром Кембриджа (Великобритания) и Американским биографическим институтом (Северная Каролина), а также отмечена орденом «Дустлик».

Моё знакомство с Наталией Соломоновной началось с изучения её книг по истории узбекской музыки, также мне часто приходилось видеть её на концертах в консерватории. На это интервью я долго не могла решиться, потому что напроситься на беседу с такой личностью это огромная ответственность для начинающего музыкального критика. Когда же я всё-таки отважилась попросить Наталию Соломоновну о встрече, она, несмотря на свою большую загруженность, с радостью согласилась.

В процессе разговора Наталия Соломоновна поразила меня особой теплотой и деликатностью в общении. Человек высочайшей эрудиции, наделённый драгоценным чувством собственного достоинства, она поражает увлечённостью своим делом и неравнодушным отношением к тому, что сегодня происходит в отечественной музыкальной культуре. Наша беседа была посвящена проблемам музыкальной критики Узбекистана.

Наталия Соломоновна, как вы можете охарактеризовать состояние музыкальной критики на современном этапе?

Сегодня в современном обществе не только в Узбекистане, но и во всем мире, наблюдается проблема резкого снижения культуры, как поведенческой, так и бытовой. Как сказал Юрий Лотман: «Культура начинается с запрета; с табу, т.е. с осознания прежде всего того, что нельзя делать». Но ведь люди подчас даже не осознают и не знают граней «запрета». В каждом конкретном регионе должны существовать свои меры борьбы с бескультурьем. Огромная роль в преодолении этого падения принадлежит искусству, (в том числе и самой музыке), и научным трудам, и в первую очередь – критике. Именно критика, а значит своевременная оценка того, что происходит, поддержка настоящих, подлинно художественных произведений и , наоборот, честный ответ низкопробным опусам – это уже выход в социум.

Какие проблемы, с этим непосредственно связанные, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными и характерными?

Как кто-то справедливо заметил: музыка может развиваться только в атмосфере мысли о ней. Наша же критика – это не мысли, это – информация. Например, рецензия становится всего лишь констатацией фактов происходившего события. А ведь именно мысль о состоянии нашего искусства, о том, что хорошо, а что плохо, это и есть критика. Как говорил Сократ: «Если говорить правду, тебя возненавидят люди, если говорить неправду – тебя возненавидят боги». Но я глубоко убеждена в том, что можно написать и сказать правду, и тебя за это не возненавидят, а наоборот, тебе будут благодарны. Однако это лишь в том случае, если критиковать аргументировано, со знанием дела и не выходить за рамки этики.

Наука, с моей точки зрения, - это открытие новых идей, новых возможностей, а критика – именно то, что помогает их распространить и популяризировать. Критика является как бы продолжением науки, но с помощью других средств. Именно она помогает науке выйти в социум. Критика должна бороться за повышение уровня общей культуры, в частности музыкальной. Музыкальная критика – это самосознание музыки, её самооценка.

На ком, с вашей точки зрения, лежит ответственность за состояние музыкальной критики на современном этапе?

Я до сих пор не знаю, кто виноват в состоянии критики на данный момент: мы ли – музыковеды или же редакторы журналов и газет, которые своевременно не публикуют наши материалы, а главное - зачастую убирают из текста самое важное – характеристику явления и его оценку. То есть очень многое зависит от редакторов журналов и газет. Я не вправе говорить за всю нашу прессу, опираюсь лишь на те источники, что попадают мне в руки.

Критика сама по себе многожанрова. Но, в нашем обиходе в основном доминируют информационные заметки. К сожалению, такой жанр как творческий портрет, встречается крайне редко. Ведь по сути, это не только повествование о жизни героя, его открытиях, но самое главное то, какое место он занял в культуре, что нового создал, идя по проложенному до него пути?! Его задача не просто повторить опыт предшественников, но и внести что-то новое, нужное обществу. Очень важна роль контекста при написании статьи. Наш долг как критиков при создании творческого портрета состоит в том, чтобы отследить те элементы нового, которые дают этому человеку право занимать определённое место в своей творческой среде.

Сейчас самое главное – исправить ситуацию с общим бескультурьем посредством теле-, радиопередач, публикаций и пр.,(что есть хорошо и плохо). А чтобы нас не «возненавидели» делать всё это в рамках этики, но честно. Как же много могут дать честные критические замечания! Как они помогают! Нужен не только доброжелательный взгляд со стороны, но и взгляд, который помогает увидеть недостатки. Сегодня это просто необходимо, и критика без этого существовать не может!

В своём эссе «Актуальные проблемы современной музыкальной критики в Узбекистане», вы приводите примеры из личного опыта, когда говорите о редактировании, искажающем авторский текст. Есть ли способы решения этой проблемы?

Единственный способ – заранее обговорить с редактором, что при малейших изменениях в тексте нужно сообщить автору статьи.

Какие оценочные критерии вы предъявляете к музыкально-критическим статьям?

Во-первых, статья должна соответствовать избранному жанру. Если это рецензия, то обязательно должна быть аргументированная оценка мероприятия. Если же творческий портрет, то необходим историко-культурный контекст, в который эта фигура вплавлена. Ну, а если интервью, то нужно продумать вопросы, чтобы они были содержательны и направлены на поле деятельности интервьюируемого.

В любом жанре важно присутствие оценочного момента. Кроме того, большое внимание следует уделить языку, его качеству. Язык должен быть прост, но в то же время очень выразителен.

Какие жанры, вам как музыкальному критику, наиболее близки и какие кажутся востребованными сегодня?

Мне близки все жанры музыкальной критики. Ведь перед каждым из них стоят  свои задачи. Выбор зависит от того, на что вас подталкивает современное состояние искусства.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать музыкальный критик?

Во-первых, это объективность. Во-вторых, это полная погруженность в свою профессию. Нужно больше слушать хорошей музыки, больше читать. Как говорится, держать руку на «пульсе» времени и быть активным жителем нашей столицы.

Есть ли у вас свои секреты при написании статьи?

У меня нет каких-то особых секретов. Просто при написании какой-либо статьи у меня возникают новые идеи, появляется желание сделать что-то хорошо и нешаблонно. Мне помогает Феликс Маркович Янов-Яновский – мой первый читатель и самый строгий критик. Его замечания всегда очень кстати. (Супруг Наталии Соломоновны Ф.М.Янов-Яновский – представитель  отечественной композиторской школы, Заслуженный деятель искусств, профессор ГКУз, - прим.ред.).

Что, на ваш взгляд, может способствовать приобщению массового слушателя к посещению концертов, музыкальных спектаклей и т.д.?

Раньше и в Ташкенте, и в Самарканде было очень много просветительских организаций,  лекториев, где при совете коллег составлялись планы на ближайшие события и мероприятия. И концертов в то время было значительно больше, чем сейчас. Нам известно, что руководство нашей консерватории не имеет права вывешивать афиши концертов по городу только потому, что здесь затрагивается финансовая сторона. Отсутствие лекториев, ведущих просветительскую деятельность, неблагополучие с рекламным делом ведёт к ослаблению культуры в целом. Иногда высокая цена билета может стать причиной непосещения многих концертов и других культурных мероприятий.

Как вы относитесь к электронным СМИ, с их возможностью оперативно откликаться на то или иное событие, оставлять комментарии к статьям?

Это очень хорошие ресурсы. Они компенсируют невозможность срочности публикации, и дают возможность оперативно откликнуться на последние события.

Ваши пожелания молодым критикам.

Музыкальный критик – это очень хорошая специальность, нужно отнестись к этой профессии с удовольствием, с радостью. Она очень многое должна дать людям. Прямая обязанность критиков – приобщить людей к высокому миру настоящей культуры посредством музыкально-критических статей.

Нужно много работать над собой, много читать, обращая внимание на то, как думают люди, как они излагают свои мысли; писать свои работы в разных жанрах;  бывать на репетициях концертов; брать интервью у различных интересующих вас и общество персон; следить за музыкальной жизнью нашей республики и самое главное – любить свою профессию!

Беседовала Татьяна Валиева,

студентка 2 курса Государственной консерватории Узбекистана





Другие материалы рубрики

08.04.2014 / 06:46:35

Аль-Фергани – читавший звезды

Величайший астроном, математик, географ и инженер, одним из первых доказавший, что наша планета имеет форму шара – Абул-Аббас Ахмад ибн Мухаммед ибн Касир аль-Фергани. Своими трудами он оказал неоценимое влияние на ход развития мировой науки. Далее...

05.04.2014 / 09:09:25

Терренс Малик: Сэлинджер от кино

Когда простые люди пытаются выразить то, что для них наиболее важно, они часто произносят избитые фразы. Но это не повод для осмеяния. Как будто пытаясь выразить то, что у них есть самого сокровенного, они выдают нечто самое общее. Далее...

29.03.2014 / 08:48:38

Хрустальный карандаш художника

"Все люди рождаются с умением рисовать", - убежден главный режиссер киностудии "Узбекфильм", аниматор Дмитрий ВЛАСОВ. Наш разговор о том, как сделать так, чтобы все, что нарисовано на чистом листе бумаги, заиграло, зажило и заговорило. Далее...

27.03.2014 / 20:06:00

Память дает знать времени о его бесправии...

Портал Kultura.uz продолжает публикации из журнала "Звезда Востока". Сегодня мы представляем статью доктора искус¬ствоведения, про¬фессора Акбара ХАКИМОВА, посвященную творчеству народного художника Узбекистана, академика Академии художеств Узбекистана Рузи Чариева. Далее...

25.03.2014 / 14:29:37

Творческая встреча с Фахриддином Низамовым

Творческая встреча с Фахриддином Низамовым Далее...





29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 
29.03.2024 / 11:13:57
Театр-студия "ЛИК" Елены Лопатко при Школе кино и театра FOCUS завоевала Приз "За Лучший творческий коллектив" на Международном театральном форуме в Минске
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте