Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.10.2015 / 10:04:11
Алексей Султанов – навсегдаПрошло десять лет, как ушел из жизни Алексей Султанов – наш земляк, лауреат Международных конкурсов, пианист с непокорным характером. Его называли «гением, опережавшим время», «демоническим пианистом с ангельским лицом», «бунтарской душой», «львом фортепиано»… Он был и останется одной из ярчайших фигур в великолепной плеяде мастеров международного пианизма ХХ столетия, талантом и гордостью узбекской фортепианной школы. Султанов имел редкий дар слышать и понимать музыку по-своему и одновременно способность, зачастую наперекор традиции, реализовать своё толкование, донести его до слушателя. На днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся вечер памяти «Алексей Султанов – навсегда», который начался уже в фойе, где были выставлены стенды со статьями, рецензиями и многочисленными фотографиями. Стоп-кадры последних запечатлели Алешу улыбающимся, или заразительно смеющимся, в состоянии задумчивости, или в кругу родных и педагогов, либо в артистическом экстазе. Кстати, снимков за роялем экспонировалось много, ведь сцена была его кислородом, его жизнью. Выходя на концертную эстраду, он каждый раз «сжигал» себя, возрождаясь заново. Музыковеды говорили, что у него напор, как у Бетховена, он раним, как Шопен, и гениален, как Моцарт. Говорят, человек жив, пока жива память о нем И Алексея Султанова вспоминали в тот вечер, который был наполнен радостью, теплом, гордостью и невероятной болью о невосполнимой утрате. Подобно рано ушедшим В.А.Моцарту, Ф.Шуберту, В.Беллини, Леша, прожил короткую, но безумно яркую жизнь, наполненную триумфальными взлётами и победами, признанием и любовью публики, встречами с яркими творческими личностями. В первую очередь это его легендарные педагоги - Тамара Афанасьевна Попович и Лев Николаевич Наумов, благодаря которым он достиг вершин в фортепианном искусстве. Они стали для него не только наставниками, проводниками в мир таинств музыки, но и мудрыми старшими друзьями, которых Алеша боготворил до конца жизни. А высшим признанием незаурядного таланта нашего земляка стал символический подарок его кумира Владимира Горовица, который передал ему дирижерскую палочку своего великого тестя – Артуро Тосканини. Вся жизнь Алексея Султанова – борьба, борьба за свою индивидуальность, борьба за справедливость, борьба за фортепианный Олимп. Достаточно вспомнить участие 16-летнего Султанова в VIII Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, когда крышка рояля упала и сломала ему палец. Но пианист, превозмогая боль, выступал и играл под анестезией, которой хватало на пару минут. Публика, узнав о случившемся, все два тура долго ему аплодировала после выступлений. Однаков жюри решили, что нельзя рисковать рукой и отстранили музыканта от финала. Потом последовал конкурс Шопена в Варшаве, где его, явного фаворита и победителя престижного конкурса Вана Клиберна в Форт-Уорте, имевшего оглушительный успех у публики и прессы, лишили первой премии (ее не присудили никому). Алексей Султанов тогда разделил второе место с менее ярким, французским пианистом Филиппом Джизиано. И Леша отказался получать диплом второй степени. Польские слушатели свыше двадцати минут стоя аплодировали музыканту, выражая, таким образом, протест вердикту жюри. А на «скандальном» ХI конкурсе Чайковского 1998 года нашего земляка, о котором московские газеты писали как о явном претенденте на первое место, не пропустили даже в финал. На сей раз, российские слушатели стоя аплодировали Султанову. Скандал велик. Это вызвало огромное возмущение в прессе. Российские газеты назвали жюри «мафией». Конкурсные переживания трагически сказались на здоровье пианиста: в 1996 году (после конкурса Шопена) у него – микроинсульт и тяжёлая болезнь сердечно-сосудистой системы, а несправедливость конкурса Чайковского стала причиной пяти инсультов в 2001 году с параличом левой стороны тела. В итоге операции, инвалидное кресло и борьба уже за жизнь. Но, несмотря на то, что Леша много и долго страдал, он все-таки был счастливым человеком, ведь рядом с ним всегда были любимые и преданные ему люди. Это в первую очередь его жена Даце Абеле, родители, друзья, которые помогали ему в преодолении многих сложностей в жизни. И, как и в случае со сломанным пальцем, Алексей не сдался – он играл на благотворительных концертах, в больницах и госпиталях, играл одной правой рукой, а партию левой играла двумя руками его Даце, во всем поддерживающая любимого мужа. Однако в схватке с тяжелой болезнью Леша все-таки проиграл: прогорев ярким костром до самого неба, он умер в 2005 году, так и не сумев победить последствия инсульта. Смерть прервала карьеру этого удивительного музыканта и блестящего пианиста на самом взлете. Его уход – огромная потеря как для профессионалов, так и для любителей классической музыки. Сегодня они бесконечно слушают его записи, щедро обмениваясь впечатлениями на персональном сайте пианиста.
Эту историю жизни и воскрешения музыкального гения поведала в тот вечер слушателям музыковед Инесса Гульзарова, имя которой хорошо известно завсегдатаям классических концертов Государственной консерватории Узбекистана. Слушатели называют ее «талисманом позитивного настроения и залогом успеха классических мероприятий». Хорошо знающая Алексея Султанова не понаслышке, а из личных встреч и бесед, она стала замечательным проводником в творческую биографию великого пианиста, жившего наперекор судьбе. Магическая притягательность ее голоса, в котором было столько нежности, любви и искреннего сострадания к судьбе молодого гения никого не оставила равнодушным в зале. На вечере «Алексей Султанов – навсегда» выступили юные музыканты: К.Гарипова (класс Т.Н.Сотниковой) и А.Эргашев (класс заслуженного работника народного образования Республики Узбекистан А.А.Ким) из РСМАЛ имени В.А.Успенского, Д.Аманбаева (класс Ж.С.Мурадбековой) из РСМАЛ имени Р.М.Глиэра, а также студенты Государственной консерватории Узбекистана Б.Нематов и Ф.Ахматова (класс доцента Э.З.Миркасымовой), посвятившие свои выступления памяти своего кумира. Помимо этого, зрителям были показаны видеоматериалы из семейного архива пианиста, любезно предоставленные его двоюродной сестрой Наргис Махкамовой в виде небольших смонтированных сюжетов. Так, в первом Алеша с родителями в кругу красивой и дружной семьи Султановых отмечает юбилей бабушки, во втором ведет шутливый диалог с вороной, в третьем прыгает с «тарзанки», а в четвертом щедро раздает автографы после сольного концерта в Японии и т.д. Несмотря на завоеванное мировое признание, он всегда оставался невероятно добрым, искренним, смелым и абсолютно простым человеком. «Звездная болезнь» - это не про него! Под занавес вечера было показано выступление Султанова в финале конкурса Шопена с Фантазией на две польские темы, которую Алексей играл феноменально. Следует отметить тонкость и глубину его исполнения и процитировать критиков, которые писали: «http://go-url.ru/i1so, http://go-url.ru/i1sq. Султанов играл Шопена в стиле старых мастеров, стиле, который зрители не слышали полвека».Действительно игра нашего земляка - это его манера исполнения. Перед слушателями предстал музыкант феноменальной одаренности и яркой индивидуальности, который был неповторим во всем — и в манере игры на рояле, и в жизненных принципах. Алексей Султанов – это неизведанная планета. Пианист, который умел владеть невообразимой энергией, покоряя публику сердцем и душой без остатка. Его помнят, а кто знал – забыть невозможно. Он всегда с нами, всегда. Зарина Хамзина, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|