Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.04.2016 / 22:55:51
КОМПОЗИТОР АЛЬБЕРТ МАЛАХОВ (1936-1969)Когда я вспоминаю Альберта Малахова, говорю или пишу о нем, мне хочется слово «композитор» всегда писать с заглавной буквы – Композитор. Стоит только удивляться, как этот талантливый человек за краткое время сумел сделать так много… 19 апреля 2016 исполнилось бы 80 лет со дня рождения Альберта Малахова. Он окончил Ташкентскую консерваторию по классу Б.Б.Надеждина (сочинение) и А.Ф.Козловского (по инструментовке и дирижированию) в 1959. За отпущенные ему судьбой 10 лет творческой жизни он сделал невероятно много. Это – значительные сочинения - «Весенняя симфония», 2 симфониетты, 2 увертюры, Фортепианный концерт, вокально-симфонический цикл «Заполненная анкета» на стихи Д.Уоллеса, «Эпитафия Памяти К.Паустовского», вокально - инструментальный цикл «Вспоминайте о солнце» на стихи Я.Райниса, «Партита» для фортепиано, «Пять польских народных песен» для духового квинтета, «Четыре мелодии народов Средней Азии» для струнного квартета, Оратория «Освенцим» на стихи К.И.Галчинского (не оконченная), песни, романсы, эстрадные миниатюры и др. Стоит выделить великолепную музыку к спектаклю «Дом Бернарды Альбы» (театр им.Хамзы), а также «Конармия», «Мария Стюарт», «Десять суток за любовь» (русский драм.театр), «Конек –горбунок» (Театр юного зрителя) и др. Особо хочется сказать о работе Алика в кино – это музыка к фильмам «Ташкент–город хлебный» (реж. Ш.Аббасов), «Где ты, моя Зульфия?», «Плюс единица» (реж.А.Кабулов), «Трамвай» (реж.Л.Бабаханов), «Парень и девушка» (реж. У.Назаров), «Он был не один» (реж. З.Сабитов), «Самарканд-2500» (реж.М.Каюмов). Его подход к музыкальному решению эпизодов фильмов разительно отличен от того принципа, который наблюдался в кино 60-х годов: иллюстративное «наполнение» кадра, параллельное движение музыки и изображения (что в ряде случаев и оправдано драматургией фильма). Чтобы пояснить свою мысль, напомню эпизод ленты «Ташкент-город хлебный (с моей точки зрения, один из лучших фильмов за всю историю узбекского кинематографа). Маленький мальчик (Миша) мечется среди железнодорожных складов в поисках друга. Как решает Малахов этот довольно протяженный по времени эпизод?- Остро ритмизованная краткая фраза у фортепиано и ударных, которая время от времени повторяется, создавая невероятную напряженность и динамику, что не смогла бы создать, как мне кажется, музыка, «подложенная» на весь эпизод (без этих выразительных пауз, чередующихся с эмоциональными всплесками фортепиано). Там же, где идет пейзажная зарисовка (проезд поезда по русской равнине), – там, естественно, другой подход – протяженная лирическая мелодия. Если учесть, что Альберт Малахов стоял у истоков эстрадного жанра в Узбекистане, участвовал в организации эстрадно-симфонического оркестра и в течение ряда лет был его дирижером, создал несколько замечательных миниатюр (таких, как «Звездная дойра» «Шадиёна» и др.), аранжировал целый ряд песен узбекских авторов (например, «Айт» К.Кенжаева), несколько лет – и успешно - преподавал в музыкальном училище и в Ташкентской консерватории, то не стоит удивляться моему замечанию по поводу того, что за десять лет творчества им сделано столько, сколько некоторым хватило бы на более продолжительное время… Теперь – о личном. Альберт Малахов, Алик, - был и остается моим самым близким другом. Мы в один день закончили консерваторию, проучившись у одних и тех же педагогов. Мы иногда работали вместе (спектакли «Конармия», «Конек-горбунок»), мы замещали друг друга (вместе с Румилем Вильдановым) в консерваторских классах, когда один из нас уезжал на запись музыки, мы охотно показывали друг другу первые наброски своей новой музыки, мы встречались на всех домашних событиях. Он приложил много сил, пытаясь привлечь меня к работе в кино… 19 апреля 1969 годы все друзья собрались на его день рождения. Не было только «виновника» - он летел с записи музыки к фильму «Он был не один», самолет опаздывал. Наконец он появился – молодой, красивый, возбужденный. Оказалось, что самолет попал в грозу, было очень неприятно и тревожно… Он сказал: «Значит мне суждена долгая жизнь». Через полгода его не стало… Альберт Малахов был очень чуток ко всему, что давала музыке современность: он впервые (и не только в Узбекистане) обратился к таким новым техническим приемам, как коллаж, алеаторика, додекафония – всё с огромным эстетическим вкусом, в рамках по-настоящему художественных замыслов. И можно только представить, как много этот талант мог бы дать нашей музыке, как изменилось бы наше «композиторское» поле с его участием в наше время… Автор: Ф.М.Янов-Яновский, композитор
|
|