Приятно говорить о человеке, которого любят и уважают как музыканты, так и слушатели Узбекистана, ближнего и дальнего зарубежья. Маэстро Эльдар Азимов известен не только как создатель первого камерного оркестра в республике. Его знают и как художественного руководителя камерного оркестра «Туркистон», прекрасного дирижера, тонкого интерпретатора, а также умного собеседника и просто хорошего человека, которому можно доверять и на которого можно положиться.
Он никогда не фальшивит – ни на сцене, ни в жизни, ему чужды амбиции, к тому же он предельно честно реализует то, что дала ему природа. Став достойным музыкантом, профессионалом своего дела, Азимов гармонично существует, живя в своей профессии. Он всегда в движении, всегда в работе. Так сложилось, что Эльдар Сарварович вовлечен не только в процесс репетиций и концертов, а во всю жизнь своего оркестра от «а» до «я». Но по-настоящему он счастлив, только тогда, когда может спокойно репетировать.
Маэстро обожает процесс совместного музицирования со своим коллективом, способствующий взаимному обогащению. Каждый раз, когда он приходит в оркестр или берет какое-либо сочинение, даже которое играл, он все время видит в нем какие-то новые нюансы. У него есть секрет - он всегда слышит музыку. И если он с вами разговаривает, будьте уверены, в его голове все равно звучат великие ноты Баха, Вивальди, Моцарта, Чайковского.
Вот и сегодня была генеральная репетиция предстоящего концерта. Азимов дирижировал, а его оркестранты-единомышленники внимали замечаниям маэстро, одержимо шлифуя концертную программу. И, несмотря на то, что репетиция затянулась, он совсем не выглядел уставшим – наоборот был полон энергии. В субботу, 10 сентября, маэстро с «Туркистоном» откроет в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана очередной концертный сезон. Наша беседа состоялась накануне этого события.
- Эльдар Сарварович, что дает вам общение с вашим коллективом и оказывает ли оно влияние на ваше творчество?
- Бесспорно! Каждая репетиция и каждый концерт с «Туркистоном» были и остаются для меня уроками и, само собой, источниками вдохновения. Мне нравятся оркестры, которые хотят играть. Не секрет, в некоторых великих оркестрах иногда бывает ощущение, что они делают одолжение дирижеру. Так вот туркистоновцы смотрят со мной в одну сторону, оживляя и наполняя музыку, которую мы исполняем, позитивной энергией!
- Как и новую программу «Вечер гитары с камерным оркестром «Туркистон», солистом которой выступит лауреат Международных конкурсов Андрей Галаян. Известно, что ваши слушатели с нетерпением ждут этой встречи, и если «протестировать» публику на ваших концертах, то процент, пришедших «по зову сердца» будет высоким, не так ли?
- Да, и это радует. Кстати, билеты все проданы. Причем наши концерты посещают как молодежь, так среднее и старшее поколение. А раз люди приходят послушать музыку в нашем исполнении, значит, они в этом нуждаются. И нас этот факт, безусловно, стимулирует. Отсюда выстраиваются программы, повышается уровень исполнения, ведь мы же должны воспитывать нашего слушателя. Поверьте, «натренированная» публика лучше вникает в задумку того или иного опуса и, таким образом, создается «мостик». Я убежден, в идеале нужны как «правильные» души, так и «натренированные» уши. Поэтому мы продолжаем играть хорошую музыку, подогревая слушателя интересными программами и проектами. А удивлять и радовать его мы должны постоянно, потому что он платит деньги за концерт. Поэтому мы и открываем сезон премьерной программой, в которую вошли такие авторы как Отторино Риспиги, Никколо Паганини, Антуан-де-Лоер, Шарль Дойи. В качестве солиста, как вы отметили, я пригласил замечательного ташкентского гитариста Андрея Галаяна, который неоднократно музицировал с нашим оркестром. На сей раз, он будет солировать на сцене весь вечер. И играть с ним – одно удовольствие. Думаю, мы приятно удивим нашего слушателя, к примеру, исполнением Концерта для гитары с оркестром Никколо Паганини. Немногим известно, что этот непревзойденный гений скрипки так же виртуозно владел и гитарой, и был крупнейшим гитаристом своего времени. Не случайно же он говорил: «Я король скрипки, а гитара моя королева».
- Скажите, пожалуйста, а какими качествами должен обладать современный оркестр?
- Он должен в совершенстве владеть сразу несколькими стилями исполнения: классическим, романтическим, современным... Хотя некоторые оркестры до сих пор придерживаются только одного. Если в одной программе встречаются и Моцарт, и Дебюсси, и Брамс, оркестр должен уметь мастерски исполнить каждое произведение этих совершенно разных композиторов.
Концерт «Туркистона» в Органном зале консерватории
Должен ли оркестр в точности следовать мановению дирижерской палочки? Или он имеет право на импровизацию?
- Мне трудно описать то, что происходит между дирижером и музыкантами на сцене. В управлении оркестром есть нечто мистическое. Дирижер задает ритм, контролирует оркестр, выравнивает баланс инструментов в нем, пытается что-то интерпретировать на свой манер. Но дело в том, что, когда в оркестре сидят единомышленники, вся интерпретация произведения зависит как раз от них. Дирижер обязан уважать этих музыкантов.
- И все же… талант дирижера – в чем, ведь вдохнуть в нотные знаки живую душу не так-то просто?
- В этом плане роль исполнителей невероятно ответственна, ибо истинную суть, значимость музыки выполняет интерпретатор. Что касается роли дирижера, то у него две профессии. Одна – капельмейстера, показывающего доли. Правда сегодня музыканты профессиональны и им это не нужно. Дирижер должен показать им то, чего они не знают. А остальное написано в нотах. Он должен понимать, почему музыка написана так или иначе, почему композитор сделал то, что сделал? Словом, если он дирижирует не нотами, а смыслом, если постигает не букву, а дух произведения, - тогда он дирижер. Нужно чувствовать музыку.
- Когда вы стоите за дирижерским пультом, а солист предлагает свою интерпретацию или темпы, каково ваше ощущение? Нет ли некоего чувства протеста?
- Вы знаете, я столько раз видел солиста чувствующегося себя узником, когда дирижер не дослушивал пассаж, и ему приходилось гнать вперед, играть «под дирижера». Поэтому я всегда встречаюсь с солистами перед репетицией, чтобы они мне поиграли, рассказали о своем видении сочинения, высказали пожелания. И если я с чем-то не согласен, то пытаюсь объяснить.
Маэстро, солисты и «Туркистон»
- «Дорога молодым» — главный девиз маэстро Азимова. Вы не первый десяток лет подставляете плечо новому исполнительскому поколению, способствуя дальнейшему продвижению талантов, не так ли?
- Я очень хорошо помню годы своего ученичества, когда мои учителя обращались с просьбами к дирижерам, чтобы они обратили внимание на их способного мальчика или девочку, которые так хорошо играют. И это было так мучительно слушать… Поэтому я дал себе обет: искать юные таланты и предоставлять им свой оркестр, чтобы они могли получить отличный аккомпанемент. С тех самых пор и тянется нить к моим сегодняшним концертам, на которых я часто ставлю рядом с собой на сцене молодых солистов.
- За свои двадцать с лишним лет «Туркистон» сохранил свои качества. Как вам это удается?
- Я сам воспитываюсь и музыкантов воспитываю – думаю, поэтому. Причем воспитываю сердечностью. Здесь авторитаризм не пройдет, да его и в характере у меня нет. К счастью, я умею находить общий язык с людьми.
- А каковы Ваши планы на нынешний концертный сезон?
- Планов много, из ближайших – фестиваль «Камерный оркестр «Туркистон» приглашает», который пройдет с ноября нынешнего года, захватив и январь будущего. А посвящен он будет 250-летию Вольфганга Амадея Моцарта, искусство которого уже давно признано одной из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. В музыке этого композитора преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика. Вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом. Моцарт оставил потомкам наследие, поражающее многогранностью и богатством. Поэтому афиша нашего фестиваля будет объемной и содержательной. В этом музыкальном форуме, помимо «Туркистона», примут участие такие коллективы как Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова, «Солисты Узбекистана» Анвара Раимджанова, студенческий симфонический оркестр Государственной консерватории Узбекистана и его художественный руководитель Владимир Неймер, известные узбекистанские исполнители, а в первом фестивальном вечере выступит наш соотечественник, живущий ныне в Америке, первоклассный альтист Юрий Гандельсман. В общем, слушателей ждет радость общения с музыкой Моцарта. Главная же тема фестиваля – благодарность великому австрийскому гению, осветившему своим творчеством путь будущим поколениям.
В кругу семьи
- Давайте поговорим о вашей прекрасной семье, о дочерях - их у вас две, они уже взрослые, о внуках – их шесть. Расскажите, что они делают, чем занимаются?
- Обе дочери - старшая Лазиза и младшая Ойгуль – никакого отношения к музыке не имеют, обе окончили Институт восточных языков. Получив хорошее образование, они успешно совмещали работу и семью до тех пор, пока у каждой из них не появился третий ребенок, поэтому им на время пришлось полностью погрузиться в воспитание детей. Однако наши дочери и сегодня продолжают работать над собой.
- Шесть внуков – достаточно серьезное количество. Как это организовало вас, изменило?
– Внуки – это такое счастье! Конечно, работы с ними очень много, но ощущение счастья превалирует над всем. Когда они к нам приезжают, то мы с женой заряжаемся их непосредственностью и детским задором. Они дают нам возможность еще раз увидеть мир их глазами. И то, что они у нас есть, лично мне помогло развиться и как человеку, и как музыканту.
С женой Орзу
- Кто для вас самый строгий слушатель?
- Думаю, что моя жена.
– А самый близкий друг?
– Тоже жена.
- Ваша супруга – видный ученый, известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор Государственной консерватории Узбекистана Орзу Нишановна Азимова. Как она повлияла на ваше творчество и мироощущение?
– Мой брак с ней оказал огромное влияние на всю мою жизнь, в том числе и на карьеру. Она всегда дает мне ценные советы в решении творческих проблем, была и остается моим самым лучшим другом, а этим многое сказано. Она – моя настоящая вторая «половинка». Не только в позитивные, но и в трудные времена Орзу всегда была рядом со мной. Наш союз стал творческим и семейным созвучием. Вот уже сорок четыре года мы вместе.
– У вас с женой настоящий домашний очаг, ведь вы оба творческие личности?
– Конечно. Мы всегда ценили и ценим домашний уют, и наша обоюдная занятость нам не мешает. Дом как был, так и остается для нас «святым местом», куда хочется возвращаться.
– Что создает «погоду» в вашем доме?
– Наши добрые и теплые чувства друг к другу.
– Какое значение для вас имеют три известных слова - Вера, Надежда и Любовь?
– Огромное. Они святы для нас.
- Скажите, какую музыку вы предпочитаете слушать дома за чашечкой утреннего чая?
– Утром я, как правило, в тишине готовлю завтрак, и это у меня хорошо получается. А в музыке чаще всего отдаю предпочтение хорошему джазу, когда нахожусь за рулем своего автомобиля.
– Вы в хорошей физической форме. Занимаетесь спортом?
– Я ежедневно делаю пешие прогулки длиною в пять километров и плаваю в бассейне. Раньше я активнее занимался спортом, играя с друзьями по пятницам в футбол, а по воскресеньям в баскетбол. Тогда я даже концерты не назначал в обозначенные дни.
Редкое фото без любимого коллектива
– Если говорить о вас сегодняшнем, то как вы себя охарактеризуете, какие ваши сильные качества?
– Это другим людям судить. Одна из хороших черт – я всегда готов меняться и учиться новому. Поэтому я много разной музыки люблю слушать, учить, играть и не жить всю жизнь на одном репертуаре – Чайковский, Сибелиус, Брамс, Паганини.
- А что вы в себе не любите?
- Свою излишнюю мягкость.
- У Вас когда-нибудь было желание работать поменьше или вообще уйти на пенсию?
— А вы можете назвать хотя бы одного дирижера, который сам ушел на пенсию? В одном из интервью известный российский дирижер Юрий Темирканов сказал: «Чем я старше, тем лучше дирижирую». И я с ним солидарен. (Улыбается). Когда я работаю, то чувствую себя лучше. Поэтому репетирую, даю концерты, занимаюсь любимым делом, от которого получаю удовольствие и буду продолжать этим заниматься, пока есть силы.
Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.
Источник:http://nuz.uz/