Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.02.2017 / 17:48:42
ЕЛЕНА РОМАН ."Сказки об Италии-2017". Помпеи – уникальный памятник древностиМои первичные знания о городе Помпеи , как может быть и у многих других , основаны на знакомстве с известным полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1830-1833), написанным им под впечатлением от посещения данных мест еще в 1828 году. Нет смысла пересказывать сюжет этой всемирно известной работы художника. Мы видели её репродукции, и даже посчастливилось в былые времена увидеть воочию в Русском музее Академии наук РФ. Она очень широко известна, поскольку неоднократно выставлялась в Риме и в Париже (в Лувре). Быть в Италии и не посетить Помпеи казалось непростительным, поэтому мы решили побывать в этом городе-музее, несмотря на его печальную и трагическую славу. Извержение Везувия похоронило Помпеи в 79 году нашей эры. Самоотверженные археологии и искусствоведы, можно сказать, его вернули миру. Пепел похоронил этот город и сохранил неизменным до наших дней. Ежегодно в этой местности ведутся раскопки, которые приносят археологам всё новые открытия. Места раскопок доступны для желающих. Все найденные предметы тщательно реставрируются и выставляются в Национальном археологическом музее в Неаполе, часть их хранится в Ватикане. У подножия спящего Везувия нас встретил красивейший сад-заповедник с великолепной флорой, величавые хвойные деревья неведомых нам пород наполняли ароматом свежести воздух предгорья и были «живым зеленым занавесом» перед входом в ту часть музея, которая зовется «развалины Помпеи». Мы поднимались по зеленым небольшим холмам, среди которых были фрагменты сохранившихся школы гладиаторов, сцены и трибуны театра. Мы шли дальше и дальше к центральной площади старого города, проходили рынки торговцев рыбой, мастерские, пекарни с жерновами, жилые дома богатых горожан, купальни и жилища ремесленников, торговцев и небогатых жителей города. Нам показывали сохранившиеся фрески, балюстрады, рассказывали о нравах и обычаях города, погибшего под лавой извергавшейся многие века назад Везувия. Как сообщал нам гид, история гибели Помпеи не так однозначна, как многие её трактуют. Исследователи склоняются к мнению, что после первого извержения вулкана многие горожане успокоились и вернулись в город, что было огромной ошибкой. Люди задохнулись от вулканических газов при вторичном извержении вулкана Везувия, корчились в страшных муках, умирали от удушья и судорог, и лишь затем были погребены под вулканической лавой. Расхожая версия о гибели людей от огня, пожара и землетрясения подкреплена «тиражированием» сюжета знаменитой картины художника К. Брюллова. Подтверждением правдивости версии массовой гибели жителей Помпеи именно от удушья и отравления газами вулканических пород, а по приблизительным подсчетам погибло свыше двух тысяч человек, являются сохранившиеся письменные свидетельства и реконструированные останки некоторых жителей города, воссозданные путем заполнения специальным раствором пустот, образовавшихся в местах гибели людей и животных. В музеи для обозрения представлены эти «экспонаты» в виде скульптур погибших в муках мужчины, мальчика и собаки… страшное зрелище, на которое невозможно смотреть. Но некоторые фотографировали, и даже фотографировались на их фоне. И кидали монетки, чтобы вернуться… У меня лично, мороз пробегал по спине. Кстати, аура, по мнению многих из моих попутчиков-путешественников, в этом городе особая, она несколько «давит» и вызывает противоречивые чувства от увиденного и от услышанного. К примеру, многим из женщин в нашей группе путешественников стало плохо при посещение сохранившихся сооружений купален (что-то сродни саун), или при посещении сохранившегося дома терпимости для матросов и низшего сословия горожан, где на стенах сохранились фрески с изображением будней данного заведения. Гид поведала нам, что поскольку матросы были из разных стран и говорили на разных языках, то они просто указывали на то или иное изображение, и таким образом выбирали «услугу». Среди любопытствующих туристов, направляющихся к сему месту, были и господа весьма преклонного возраста, причем некоторые из них еле-еле передвигались, опираясь на палочки и специальные ходунки. Ну уж, видимо, так велико было их искушение проверить и соотнести свой жизненный опыт по данному вопросу с «опытом» предков, проиллюстрированном на настенной мозаике! Археологические артефакты города содержат данные о весьма свободных нравах Помпеи того времени. «Иллюстрации» и «описания» о них (огромная коллекция) хранятся ныне в Ватикане, и долгое время были закрытыми для просмотра или ознакомления. При этом получить «разрешение» на доступ к этой информации до 1970-х года в Италии могли только мужчины (с 1971 года права итальянских женщин были значительно расширены, в частности, были разрешены разводы). При нашем «восточном воспитании» вызывало «некоторое недоумение» и сохранившиеся свидетельства о поклонении древних жителей Помпеи… фаллосу, изображение которого можно было встретить на вековых камнях мостовых или на полуразрушенных стенах домов Помпеи. Якобы бы, таким образом, в те времена, горожане свидетельствовали и сообщали окружающим о благополучии, достатке и процветании улицы, дома, семьи… Вы удивитесь, но таким изображением они еще и «удачу привлекали», а как свидетельствует история, в результате привлекли совсем другое. Увы. О времена, о нравы. Другой мир, другая цивилизация. И какое-то смутное чувство: как могли, например, сохраниться напольные цветные мозаики с изображением Александра Македонского, которые были найдены под тоннами пластов вулканических масс, а сейчас доступны для взора туристов… Может и есть на все артефакты соответствующие сертификаты с печатями, и может это заслуга специалистов, работающих в этом музее-городе… Через века потомкам доступны все эти реликвии старины. А туристы толпами идут, слушают историю Помпеи и смотрят на развалины, приукрашенные современными гигантскими скульптурными композициями известного польского скульптора Игоря Миротая, чьи работы в стиле сочетания классики и постмодернизма украшают не только Помпеи, но и многие знаменитые города мира. Так вот, И. Миротай (1944-2014), который создал множество работ, в том числе посвященных эпосу Италии, мечтал, чтобы, после его смерти, его работы были размещены и на площадках древнего города Помпеи. Итальянцы – народ добрый и очень высоко ценящий искусство. Исполнили волю художника, и теперь рядышком – многовековые камни-руины Помпеи и «состаренные» рукой польского мастера композиции из металла в стиле «По мотивам Помпеи». Из всех материалов, с которыми работал польский скульптор — бронза, белый мрамор, железо, терракота и прочие, именно бронза в сочетании с патиной помогают наиболее тонко отразить миг старения и ускользания красоты. Это то состояние, которое остро ощущаешь, находясь в Помпеи. Впечатлительным туристам порою сразу и невдомек, что древность, а что современность, где грани, а грани и нет, всё – сплошное искусство! Почему-то всем нам было грустно, хотелось помолчать, подумать о вечном. Хоть мы и посетили музей под открытым небом, но ведь, прежде всего – это место исторической и человеческой трагедии. Мы молча, быстро спускались к подножию гор, хотелось к жизни, в люди, к другой Италии. Нас вернула к жизни Венеция! Фотографии автора (Продолжение следует)
|
|