Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
22.02.2017 / 09:22:35

Достояние Республики: композитор Рустам Абдуллаев


На днях заслуженному деятелю искусств Узбекистана исполнилось 70 лет. Перечислить снова все регалии и награды Рустама Абдуллаевича, председателя Союза композиторов и лауреата Государственной и многочисленных международных премий и конкурсов,  – значит не сказать ничего нового. Его имя и творчество известно почитателям музыки  в Узбекистане и далеко за его пределами. Его произведения, созданные практически во всех  музыкальных жанрах, с успехом исполняются во Франции, Швеции, Германии, Голландии, Китае, Турции, Вьетнаме, Египте, России, Татарстане, Таиланде и других странах.  Его творчество связано с театром, кино, хореографией, поэзией.

В канун юбилея Рустама Абдуллаевича мне захотелось заглянуть глубже в его творчество, поразмышлять о душевной и духовной сущности его прекрасной музыки. Попытаться словами выразить то, чем его композиции завоёвывают слушателя.

Однако же, неблагодарное это занятие – словами излагать то, чем музыка покоряет сердца! И всё же… Музыка и мысль, воплощённая в слове, издавна живут в глубоком духовном родстве. В музыке мы находим пластическое воплощение движения мысли, она вместе с обрядами и театром вошла во все цивилизации, начиная шумерскими торжествами, античной трагедией, операми Моцарта, мелодиями старинного Хорезма и Ферганы, вплоть до современных музыкально-поэтических композиций всех стран и народов. Чтобы словами передать восторг музыки, надо быть в душе поэтом, а чтобы понять мелодию поэзии, надо, чтобы музыка непрестанно звучала в душе. Как у Рустама Абдуллаева, в творчестве которого музыка и поэзия звучат в единой гармонии, дополняя друг друга.

Его опера «Садокат» и в сюжете своём нашла вдохновение в лице незабываемых поэтов Узбекистана Хамида Олимжона и Зульфии, в их творчестве, жизни, любви. В единстве с поэзией, усиливая её эмоциональность и красочность, звучит его песня «Узбекистан» на стихи Х.Олимжона, песни на стихи Алишера Навои, циклы романсов на стихи Хафиза Шерази и Абдуллы Рудаки, на стихи Леси Украинки, японских и китайских поэтов. Недавно Рустам Абдуллаев закончил цикл романсов «Я Вас любил» на стихи А.С.Пушкина и цикл романсов на стихи Сергея Есенина.

Мы слышим в них трепет лунной реки, дыхание земли, красноречивость ветра, упрямство огня, величие гор и звёздного неба, интонации и ритмы Хорезма и Хивы, где каждый камень хранит в себе историю многих веков. Национальные мелодии, обогащённые авторским восприятием, звучат и в его Первом фортепианном концерте, который он написал ещё будучи студентом Государственной консерватории, и в опере «Хива», и в композициях «Раталла» и «Зумлак» с их магическими мелодиями и ритмами.

Также, как интонация любого языка, логика построения фразы и темп речи отражают характер народа, так и музыка, её мелодия и ритмы хранят в себе способ мышления той страны, в объятиях которой они родились. И в то же время автор не замыкается в определённых рамках, его восприятие бесконечности и богатства красок Планеты, Вселенной и человеческой души не приемлет ограничения. Он умеет постичь и выразить  душу и характер других народов, ему хорошо известна речь общечеловеческих ценностей. Недаром же король Таиланда обратился к нему с просьбой о создании музыки  своей страны, президент Вьетнама вручил орден «За содействие развитию музыкальной культуры», а ООН ЮНЕСКО присвоила ему звание Гражданина Земли и Аристократа Земли XXI !

Солнце светит, птицы поют, а я радуюсь солнцу и жизни. Простая, обычная фраза. Но рождаются гении, которые умеют её сказать так трепетно и проникновенно, что дух захватывает от радости и восторга. Состояние радости и счастья нередко воспринимается как дар, который одни имеют, а другие нет. И, случается, люди ждут, когда же настанет их очередь, и они откроют коробочку с солнцем. А ведь состояние радости – это не только наш дар, это и наш дар другим. Это такая внутренняя воля сердца,  жажда творить счастье, видеть свет и самому   светить. У Рустама Абдуллаевича это здорово получается и как будто само собой. Хотя за такой способностью, талантом – годы упорного труда, медитации, философских размышлений. Его балетная притча «Поклонись солнцу» звучит как гимн всему светлому, дарующему жизнь, любовь, радость.

Величие не нуждается в великих словах, жестах, бесконечных фортиссимо и в необъятных партитурах. Чувство меры, культура и вкус, присущие истинному художнику, позволяют сочетать простоту и великость как естественное состояние гармонии. Ведь свои ценности величие черпает из глубины души. И простая мелодия народной песни может быть родником, в котором отражается небо и которая приводит в трепет от бесконечной красоты вселенной и человеческой души.

Музыка Рустама Абдуллаева учит умению остановиться и внимать тихую радость прекрасной мелодии, которая замедляет ход быстротечного времени, призывая насладиться мгновениями детской, чистой радости и забыть о суете поспешности. Нежность, трепет, ожидание любви мы слышим в его песне «Бахорим келди» и во многих других.

У печали и грусти много источников и разная глубина проникновения. Музыка знает все её оттенки и умеет передать отчаяние от безудержного полёта времени и красоты, исчезающей с каждым мгновением,  чувство тщетности и нереальности мечты, прикосновения смерти. Музыка знает печаль сердца раненого тщетностью своей любви. И веру в сны и грёзы. «Элегия» Рустама Абдуллаева навевает светлую грусть и сама лечит своей печалью.

Музыка знает и боль раздирающую, безутешную, отчаяние из-за судьбы Хиросимы и оттого, что люди  свыклись с нею с нею как с обыденностью. Его вокальный цикл «Плач Хиросимы», написанный в 1973 году на тексты японских поэтов, звучал на международном фестивале в Санкт-Петербурге, потом в Тбилиси, в Москве и других городах мира, заставляя сердца слушателей биться в унисон с теми, в чьи судьбы вторглась непоправимая беда атомного века.

Любовь всесильна, в ней дары солнца и дождя. И она самая быстрая дорога к боли, она быстро меняется в торнадо, когда приходит или исчезает. И в то же время это самый плодородный мир души. От своего рождения музыка питается всеми подобиями любви: чувственной, философской, этической, нежной, страстной, мистической…

В «Песне любви» Рустама Абдуллаева – трепет и нежность, восторг и чувственность, это любовь счастливая, она не оставляет места для сомнений, она дышит верой в то, что именно эту любовь обойдёт стороною печаль и разочарование… А так и должно быть.

 

Именно с темой любви музыка срослась воедино во всей полноте её подобий. Человечество не может не любить, но могло бы перестать ненавидеть. Ибо в отличие от естественного состояния любви, в ненависти не нуждается ни жизнь, ни её продолжение.

И прежде чем мы пожелаем нашему дорогому юбиляру многих плодотворных лет жизни, наполненных любовью близких, любовью слушателей и зрителей, любовью, которую он сам своим творчеством всем дарит в избытке, зададим ему вопрос:

- Над чем Вы работаете сейчас, Рустам Абдуллаевич, и чем нас порадуете в ближайшее время?

- Будущий балет, над музыкой которого сейчас работаю, называется «Сказ о матери». Переживания и дума матери  о цене человеческой жизни и личности человека в сегодняшнем ожесточённом мире прозвучат нотами протеста, любви и мольбы, обращённой ко всем потомкам нашей Планеты.

- Спасибо.

 

 

Размышляла и беседовала  АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА, поэт и доктор философии. 

Снимки: Сергей Спиридонов и архив

 





Другие материалы рубрики

19.02.2017 / 11:43:37

Мир может оказаться галлюцинацией. Человечество ждет еще немало сюрпризов на пути к самопознанию, считает биолог и нейролингвист Татьяна Черниговская

В чем тайна мозга и сознания? Как работают озарение и "шестое чувство"? Почему из вундеркиндов не вырастают гении? Об этом и многом другом в интервью "Росбалту" рассказала нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор физиологии и биологии, профессор, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская. Далее...

07.02.2017 / 17:48:42

ЕЛЕНА РОМАН ."Сказки об Италии-2017". Помпеи – уникальный памятник древности

Мои первичные знания о городе Помпеи , как может быть и у многих других , основаны на знакомстве с известным полотном Карла Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-1833), написанным им под впечатлением от посещения данных мест еще в 1828 году. Далее...

06.02.2017 / 08:54:49

ВЕРИТЬ И ДОБИВАТЬСЯ - ЭТО МОЙ ПУТЬ

Жизнь полна неожиданностей. Разных. Случайный прохожий может оказаться человеком, который откроет дверь к мечтам, казалось бы, недостижимым. И иногда для этого достаточно оказаться в нужное время, в нужном месте. Далее...

04.02.2017 / 15:23:55

127-летие со Дня рождения Бориса Пастернака отметили в ахматовском музее в Ташкенте

В преддверии Дня рождения Бориса Пастернака (1890 -1960) – 10 февраля - в пасмурный дождливый день второго февраля 2017 г. в клубе-музее "Мангалочий дворик Анны Ахматовой" при РЦНК в Ташкенте собрались любители поэзии Серебряного века, чтобы отдать дань уважения и любви большому поэту, который начинал свой творческий путь вместе с Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой, Александром Блоком и Владимиром Маяковским, Николаем Клюевым и Сергеем Есениным, Максимилианом Волошиным и живой памятью об Иннокентии Анненском, и, как настоящий художник, впоследствии отдалился от них, создав свой, ни на кого не похожий "мир Пастернака". Далее...

02.02.2017 / 10:39:58

Елена Роман. "Сказки об Италии -2017"

Так я решила условно обозначить небольшой цикл статей о недавнем своем путешествии по Италии. Подвигли меня на их написание друзья, предложив поделиться впечатлениями, так сказать, в журналистских красках. Долго уговаривать не пришлось, пообещала, но правда "руки не доходили". Так бывает, что в какой-то момент впечатления и чувства все-таки переполняют и просятся сами на лист бумаги. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)

 


19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте