Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.02.2017 / 09:22:35
Достояние Республики: композитор Рустам АбдуллаевНа днях заслуженному деятелю искусств Узбекистана исполнилось 70 лет. Перечислить снова все регалии и награды Рустама Абдуллаевича, председателя Союза композиторов и лауреата Государственной и многочисленных международных премий и конкурсов, – значит не сказать ничего нового. Его имя и творчество известно почитателям музыки в Узбекистане и далеко за его пределами. Его произведения, созданные практически во всех музыкальных жанрах, с успехом исполняются во Франции, Швеции, Германии, Голландии, Китае, Турции, Вьетнаме, Египте, России, Татарстане, Таиланде и других странах. Его творчество связано с театром, кино, хореографией, поэзией. В канун юбилея Рустама Абдуллаевича мне захотелось заглянуть глубже в его творчество, поразмышлять о душевной и духовной сущности его прекрасной музыки. Попытаться словами выразить то, чем его композиции завоёвывают слушателя. Однако же, неблагодарное это занятие – словами излагать то, чем музыка покоряет сердца! И всё же… Музыка и мысль, воплощённая в слове, издавна живут в глубоком духовном родстве. В музыке мы находим пластическое воплощение движения мысли, она вместе с обрядами и театром вошла во все цивилизации, начиная шумерскими торжествами, античной трагедией, операми Моцарта, мелодиями старинного Хорезма и Ферганы, вплоть до современных музыкально-поэтических композиций всех стран и народов. Чтобы словами передать восторг музыки, надо быть в душе поэтом, а чтобы понять мелодию поэзии, надо, чтобы музыка непрестанно звучала в душе. Как у Рустама Абдуллаева, в творчестве которого музыка и поэзия звучат в единой гармонии, дополняя друг друга. Его опера «Садокат» и в сюжете своём нашла вдохновение в лице незабываемых поэтов Узбекистана Хамида Олимжона и Зульфии, в их творчестве, жизни, любви. В единстве с поэзией, усиливая её эмоциональность и красочность, звучит его песня «Узбекистан» на стихи Х.Олимжона, песни на стихи Алишера Навои, циклы романсов на стихи Хафиза Шерази и Абдуллы Рудаки, на стихи Леси Украинки, японских и китайских поэтов. Недавно Рустам Абдуллаев закончил цикл романсов «Я Вас любил» на стихи А.С.Пушкина и цикл романсов на стихи Сергея Есенина. Мы слышим в них трепет лунной реки, дыхание земли, красноречивость ветра, упрямство огня, величие гор и звёздного неба, интонации и ритмы Хорезма и Хивы, где каждый камень хранит в себе историю многих веков. Национальные мелодии, обогащённые авторским восприятием, звучат и в его Первом фортепианном концерте, который он написал ещё будучи студентом Государственной консерватории, и в опере «Хива», и в композициях «Раталла» и «Зумлак» с их магическими мелодиями и ритмами. Также, как интонация любого языка, логика построения фразы и темп речи отражают характер народа, так и музыка, её мелодия и ритмы хранят в себе способ мышления той страны, в объятиях которой они родились. И в то же время автор не замыкается в определённых рамках, его восприятие бесконечности и богатства красок Планеты, Вселенной и человеческой души не приемлет ограничения. Он умеет постичь и выразить душу и характер других народов, ему хорошо известна речь общечеловеческих ценностей. Недаром же король Таиланда обратился к нему с просьбой о создании музыки своей страны, президент Вьетнама вручил орден «За содействие развитию музыкальной культуры», а ООН ЮНЕСКО присвоила ему звание Гражданина Земли и Аристократа Земли XXI ! Солнце светит, птицы поют, а я радуюсь солнцу и жизни. Простая, обычная фраза. Но рождаются гении, которые умеют её сказать так трепетно и проникновенно, что дух захватывает от радости и восторга. Состояние радости и счастья нередко воспринимается как дар, который одни имеют, а другие нет. И, случается, люди ждут, когда же настанет их очередь, и они откроют коробочку с солнцем. А ведь состояние радости – это не только наш дар, это и наш дар другим. Это такая внутренняя воля сердца, жажда творить счастье, видеть свет и самому светить. У Рустама Абдуллаевича это здорово получается и как будто само собой. Хотя за такой способностью, талантом – годы упорного труда, медитации, философских размышлений. Его балетная притча «Поклонись солнцу» звучит как гимн всему светлому, дарующему жизнь, любовь, радость. Величие не нуждается в великих словах, жестах, бесконечных фортиссимо и в необъятных партитурах. Чувство меры, культура и вкус, присущие истинному художнику, позволяют сочетать простоту и великость как естественное состояние гармонии. Ведь свои ценности величие черпает из глубины души. И простая мелодия народной песни может быть родником, в котором отражается небо и которая приводит в трепет от бесконечной красоты вселенной и человеческой души. Музыка Рустама Абдуллаева учит умению остановиться и внимать тихую радость прекрасной мелодии, которая замедляет ход быстротечного времени, призывая насладиться мгновениями детской, чистой радости и забыть о суете поспешности. Нежность, трепет, ожидание любви мы слышим в его песне «Бахорим келди» и во многих других. У печали и грусти много источников и разная глубина проникновения. Музыка знает все её оттенки и умеет передать отчаяние от безудержного полёта времени и красоты, исчезающей с каждым мгновением, чувство тщетности и нереальности мечты, прикосновения смерти. Музыка знает печаль сердца раненого тщетностью своей любви. И веру в сны и грёзы. «Элегия» Рустама Абдуллаева навевает светлую грусть и сама лечит своей печалью. Музыка знает и боль раздирающую, безутешную, отчаяние из-за судьбы Хиросимы и оттого, что люди свыклись с нею с нею как с обыденностью. Его вокальный цикл «Плач Хиросимы», написанный в 1973 году на тексты японских поэтов, звучал на международном фестивале в Санкт-Петербурге, потом в Тбилиси, в Москве и других городах мира, заставляя сердца слушателей биться в унисон с теми, в чьи судьбы вторглась непоправимая беда атомного века. Любовь всесильна, в ней дары солнца и дождя. И она самая быстрая дорога к боли, она быстро меняется в торнадо, когда приходит или исчезает. И в то же время это самый плодородный мир души. От своего рождения музыка питается всеми подобиями любви: чувственной, философской, этической, нежной, страстной, мистической… В «Песне любви» Рустама Абдуллаева – трепет и нежность, восторг и чувственность, это любовь счастливая, она не оставляет места для сомнений, она дышит верой в то, что именно эту любовь обойдёт стороною печаль и разочарование… А так и должно быть.
Именно с темой любви музыка срослась воедино во всей полноте её подобий. Человечество не может не любить, но могло бы перестать ненавидеть. Ибо в отличие от естественного состояния любви, в ненависти не нуждается ни жизнь, ни её продолжение. И прежде чем мы пожелаем нашему дорогому юбиляру многих плодотворных лет жизни, наполненных любовью близких, любовью слушателей и зрителей, любовью, которую он сам своим творчеством всем дарит в избытке, зададим ему вопрос: - Над чем Вы работаете сейчас, Рустам Абдуллаевич, и чем нас порадуете в ближайшее время? - Будущий балет, над музыкой которого сейчас работаю, называется «Сказ о матери». Переживания и дума матери о цене человеческой жизни и личности человека в сегодняшнем ожесточённом мире прозвучат нотами протеста, любви и мольбы, обращённой ко всем потомкам нашей Планеты. - Спасибо.
Размышляла и беседовала АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА, поэт и доктор философии. Снимки: Сергей Спиридонов и архив
|
|