Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
29.06.2017 / 11:27:12

ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ "ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД"


Здравствуйте, дорогие читательницы (и читатели) "Женского взгляда"! Благодарим за присланные письма и комментарии.

Цитирую и письма Ульяны Семёновой, солистки Государственного театра оперетты: "Спасибо сайту "Культура Узбекистана" за то, что появилась рубрика "Женский взгляд", ещё один взгляд как источник энергии… Всё в мире есть энергия, мужчина и женщина взаимодействуют на энергетическом уровне. Но это энергия тонкая и истощимая, важно сохранять её наполнение, равновесие и гармонию, и об этом должна думать прежде всего женщина. В современном мире очень трудно балансировать на канате чувств и ощущений, с которого тебя так и норовят столкнуть… Милые женщины, будьте мудрыми, сильными в своей слабости, будьте опорой своему мужчине, чтобы наполнить любовью маленький мир – семью, и большой наш Земной Шар. Ульяна".

Веками в самовыражении восточной женщины играла особую роль поэзия. Спрятанная за стенами "ичкари", женщина создавала свой особый мир красоты и любви, центром которого были её семья, муж, дети, близкие. Поэзия становилась для неё душевным диалогом с миром грёз и с остальным миром, посредством поэзии она пыталась раскрыть и подарить человечеству свой внутренний свет сквозь стены заточения и завесы, скрывавшие её улыбку, красоту и творческую личность. Далеко не всегда ей это удавалось. Иногда приводило к трагическим результатам. Вспомним, например, судьбу поэтессы Надиры.

Махларайим Надира (1792, Андижан - 1842, Коканд) узбекская поэтесса, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана, правителя Коканда, который был сам поэтом, покровителем поэтов и ученых.

В юности Надира-хон получила прекрасное образование в области истории и литературы, блестяще владела наряду с родным, узбекским, также персидским и таджикским языками. Будучи женой правителя Кокандского ханства, большую часть жизни поэтесса провела в придворных кругах, в среде любителей и покровителей литературы, участвуя в поэтических состязаниях вместе с мужем. Её муж Умар-хан (Омар) умер в 1822 году, когда Надире было тридцать лет. Она стала опекуном своего 12-летнего сына Мадали-хана (Мухаммед-Али), вступившего на престол. В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств, оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов. Особым её доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница её детей. Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к народу, заботой о его просвещении. В своем творчестве вместе с другими поэтами того времени она опиралась на гуманистическое наследие основоположника узбекской литературы Алишера Навои.

Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидском и таджикском языках, это были различные жанры лирики - газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько "Песен разлуки". Её стихотворный диван — гимн любви, верности и честности. Надира была прогрессивной, она призывала видеть в женщине не только красоту, но и ценить её ум, чувства, достоинство.

Жизнь Надиры оборвалась трагически в результате политических интриг в 1842 году.

Газель Надиры "Во всех садах земли" (перевод: С.Иванов)

Во всех садах земли, о несравненный мой,

Самшит и кипарис сравнятся ли с тобой?

Приди ко мне, приди, мой стройный кипарис,

В моих мечтах - твой стан, красивый, молодой.

С моим любимым, рок, меня ты разлучил

И сто несчастий мне послал своей рукой.

Терзай меня, терзай разлукою, судьба, -

И горе, и печаль сроднилися со мной.

Смиренью обучись – и сердце заблестит,

Как чищенная сталь, зеркальной белизной.

Скорбящая душа из тела рвётся прочь, -

Ах, вызволь соловья из тесной клетки той!

Пришла пора цветенья роз.

Опора сердца, где ж ты, друг?

Где сладкоустый мой кумир?

Увы, ушёл и скрылся вдруг.

Да, в этом мире все – своих лишь прихотей ловцы.

А мне что делать? Сокол мой вспорхнул и улетел из рук…

Более столетия разделяет жизнь и творчество двух поэтесс: Надиры и Зульфии Исраиловой (1915 - 1996), народной поэтессы Узбекистана, гордости узбекской литературы и представительницы нового поколения узбекских женщин. Два года назад наша страна достойно отметила 100-летие дня её рождения. Поэзия Зульфии проникнута благородством, гуманизмом, милосердием, честностью. Ее поэтические сборники "Ҳаёт варақлари", "Ҳижрон кунларида", "Юрагимга яқин кишилар", "Мушоира" заняли почётное место в сокровищнице национальной и зарубежной литературы. Пронизанные чувством любви, душевного трепета, безграничного удивления жизнью стихотворения "Баҳор келди сени сўроқлаб", "Халқимга айтар сўзларим", "Соғиниш", "Салом, тансиқ баҳор!", "Шарқнинг ўзи Она бўлган ҳамиша" призывают к достойной оценке жизни, красоты, человека, говорят о любви, верности, терпении, стойкости. Её перу принадлежат многие поэмы, баллады, элегии, лирические стихи, рассказы, очерки, публицистика.

Зульфия работала главным редактором журнала "Саодат", была талантливым переводчиком, журналистом, общественным деятелем, заместителем председателя Верховного Совета СССР.

Скромная, простая, духовно богатая, она стала ярким олицетворением новой узбекской женщины. Поэтесса стала кавалером болгарского ордена "Кирилл и Мефодий", за вклад в мировую поэзию была награждена международными премиями — имени Джавахарлала Неру и мировой премией "Нилюфар".

Большим подарком для читателей стали её поэтические сборники, переведенные на английский и каракалпакский языки. В книге "Зулфия замондошлари хотирасида" собраны воспоминания и ценные мысли литературоведов, ученых, писателей, поэтов и критиков о любимой поэтессе нашего народа.

По мотивам произведения поэтессы "Хотирам синиқлари" поставлен спектакль, а известный композитор Рустам Абдуллаев создал оперу "Верность", посвящённую ей и её супругу, классику узбекской литературы Хамиду Алимджану. Совсем недавно эта опера пополнила репертуар ГАБТа им.А.Навои.

Зульфия: Тюльпаны (перевод: И.Лиснянская)

Тюльпаны, тюльпаны –

Повсюду тюльпаны,

В тюльпанах вселенная вся:

Вдали водопад заклубился багряный,

Над самым ущельем вися.

А здесь, предо мною,

Сияя, ликуя,

Лежит беспредельный ковёр,

И дальше ни шагу ступить не могу я, -

К тюльпанам прикован мой взор.

Ну что ж, повинюсь,

Я была молодою,

Топтала, срывала цветы,

Хотя и пленялась я их красотою,

Мне не было жаль красоты.

Как жадно цветы вырывала я с корнем,

Дивясь то одним, то другим,

И красное пламя тюльпанов

Я к чёрным Глазам прижимала своим.

Как будто на ватном цветном одеяле,

Лежала на поле ничком,-

И горы теснились,

И долы пылали,-

Я их обходила пешком.

Прошли облаков

И годов караваны…

Долины пылают опять.

О нет, ни за что не осмелюсь тюльпаны

Теперь я топтать и срывать.

И мысленно я заклинаю прохожих

Земную беречь красоту:

Взгляните! На детские щёки похожи

Долины в румяном цвету!

Мне кажется:

Каждый трепещущий венчик –

Живой кровеносный сосуд.

Как дети в семье жизнестойкой,

Пусть вечно

И вольно тюльпаны растут.

Тюльпаны – младенцы весеннего края!

Тюльпаны - вблизи и вдали…

Над ними я песню свою простираю,

Как над колыбелью земли.

Имя и творчество народной поэтессы Зульфии продолжает играть свою роль в развитии узбекской литературы, вдохновляя и стимулируя не только собственными произведениями, но и премией имени Зульфии, которая была учреждена 18 лет назад.

Большой поддержкой для всех девушек Узбекистана и источником равных шансов для раскрытия их талантов стал Указ Президента Республики, изданный в 1999 г., о вручении Государственной премии Зульфии одарённым девушкам от 14 до 22 лет за особые достижения в области литературы, культуры, искусства, науки, образования и общественной деятельности. Премия равна 50-кратному размеру минимальной зарплаты, а её лауреаты без экзаменов принимаются в высшие учебные заведения Узбекистана.

Эта премия имеет важное значение: ведь у детей и молодёжи разные шансы для раскрытия и развития собственных талантов, для выбора своего пути и места в жизни! Ведь не всем везёт с родителями, с детства устремляющими на верный творческий путь и создающими для этого благоприятные условия… Хотя и здесь есть почётные исключения. Например, народная поэтесса Узбекистана Халима Худайбердиева родилась в колхозе. Закончив сельскую школу, поступила на факультет журналистики Ташкентского университета, затем на литературные курсы Московского Литературного института. А в 1978-1982 гг. она уже работает зав. отделом издательства "Ёш гвардия" (Молодая гвардия), с 1984 по 1994 гг. – главным редактором журнала "Саодат", становится первым председателем Комитета женщин Узбекистана. Издаёт поэтические сборники "Священная женщина" (1987), "Светлые дни" (1993), "Слова Тумарис" (1996) и другие, тема которых - человеческое достоинство, любовь и разлука, горечь, гордость, устремленность в будущее.

Поистине, велика роль общественного и государственного внимания к созданию равных шансов для всех! Спустя 20 лет, в течение которых лире Халимы Худайбердиевой пришлось молчать, новый президент Узбекистана навестил её и её супруга дома, и она вновь обрела статус ведущего поэта Узбекистана, а на днях была удостоена Государственной награды – ордена "Эл-юрт хурмати" (За заслуги перед Отечеством). Поздравляем, Халима-хонум, и надеемся вскоре увидеть на полках книг Ваши новые произведения и поэтические переводы!

А юная Мехриноз Аббасова, лауреат Государственной премии Зульфии, рассказывает: "Мой отец – поэт и журналист Носир Дехконов – с детства приучал меня к чтению, у нас дома бывали именитые литераторы. Я не могу понять, почему мои сверстники пропадают в компьютерных клубах, ведь чтение не просто увлекательно, оно развивает мышление и расширяет кругозор…"

Отрадно, что наряду с Государственной Премией Зульфии в Узбекистане есть и другие государственные премии, организации и общественные объединения типа "Камолот", "Ты не один" и т. д. и что они содействуют созданию равных шансов для развития творческого потенциала Республики. Свою лепту вносит и недавно учреждённый при Доме-музее Сулеймана Юдакова Литературно-музыкальный клуб "Майсара": например, здесь талантливый поэт и прозаик Михаил Гар (Гарбузенко) создаёт группу поэтического творчества для пишущих детей и подростков из домов-интернатов и детских домов; планируется также конкурс детских рисунков к музыкальному и литературному творчеству и др.

А в заключение мне хочется обратить Ваше внимание, дорогие читательницы, на ничем незаменимый, но ещё не полностью используемый резерв: на целеустремлённое внимание семьи, её желание вовремя заметить и взращивать ростки одарённости у детей! И по возможности начинать надо с их 3-летнего возраста, когда – как лепестки бутона - начинает складываться личность ребёнка, и его осознаваемая связь с окружающим миром…

Дорогие бабушки, мамы и сёстры, ни с чем не сравнится Ваша поддержка и забота. Взращивайте таланты с детских лет, Бог наделяет ими каждого человека, не дайте их закопать в песочницу, в которой копается Ваш малыш. Ведь это так важно для будущего молодых людей и для будущего нашей страны! И поддерживайте также литературные таланты: у женщины Узбекистана сложилась в течение веков прекрасная традиция и опыт поэтического самовыражения.

Я верю, что у Вас есть чем поделиться. Если так, жду Ваших писем для рубрики "Женский взгляд".

 

Ваша Адель-ханум, e-mail: domplaneta1@gmail.com

Картины Дильшода Эшматова 





Другие материалы рубрики

26.06.2017 / 15:20:07

Эней Давшан. Листая московские газеты

О чем пишут в московских газетах? Что посмотреть, куда пойти? Далее...

18.06.2017 / 13:26:09

Эней Давшан. Листая московские газеты

О чем пишут московские газеты? Куда сходить? Что посмотреть? Далее...

10.06.2017 / 15:37:31

Премьера рубрики. ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Дорогие читатели сайта "Культура Узбекистана"! Милые женщины! То, как мир, общество, семья будут развиваться, во многом зависит от нас. Недаром же мы при поддержке мужчин завоевали равноправие с ними. Давайте же и далее вместе строить большую человеческую семью в Доме, который называется Планета. Итак, мы открываем рубрику "Женский взгляд", а я как его ведущая приглашаю к беседе не только женщин, но и мужчин. Ведь мужского равноправия никто не отменял! Далее...

10.06.2017 / 14:31:52

Эней Давшан. Листая московские газеты

О чем пишут московские газеты? Что ждет читателей летом? Далее...

04.06.2017 / 00:32:10

Эней Давшан. Листая московские газеты

Событие в мире живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Марсель Марсо: "Чародей молчания" и "Поэт тишины"
20 мудрых цитат Александра Ширвиндта
Ольга Сухарева: скромный этнограф номер один
Памяти академика Геннадия Ивановича Белянкина

 


05.08.2022 / 20:48:28
Выставка графических работ художников Мурода Фозила и Мухаммада Фозили "Кокандские ветра" стала для любителей живописи настоящим откровением
 
24.07.2022 / 14:55:39
Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок порадовали ташкентцев и гостей города новой, прекрасной выставкой
 


08.08.2022 / 17:36:21
Звезда Лучано Паваротти появится на "Аллее славы" в Голливуде
 
05.08.2022 / 20:52:49
Теодор Курентзис создал новый оркестр для европейских выступлений
 


26.07.2022 / 20:49:31
Альбина ГАРБУНОВА. Рассказ "Иноходец"
 
24.07.2022 / 14:53:07
В Самарканде презентована книга воспоминаний об Эдварде Ртвеладзе
 


19.07.2022 / 12:18:46
Проекты, на которые стоит обратить внимание. О чем мне рассказали Аркадий Исахаров , Алексей Нуруллаев и Роберт Альмеев
 
10.07.2022 / 17:44:10
Россия увеличивает количество квот для абитуриентов стран СНГ
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте