- Поэтический театр - в принципе, жанр далеко не новый. В разное время и в разных формах к нему успешно обращались многие режиссеры, артисты. Наверное, главная потребность выражения ДЕЙСТВИЯ через поэтическое СЛОВО заложена уже в самой истинно высокой поэзии. Она несет не только форму рифмовки, не только метафоры, но и неустанную жизнь человеческого духа.
Год назад мне с Людмилой Васильевной и солисткой Радой Смирных удалось воплотить одно из направлений несколько иного театра - Театра романса. Точно так же устремив свой взор к музыкальной и словесной драматургии разных романсов, мы увидели проходящую сквозь них единую линию жизни героини, проживающей моменты надежды, счастья, горькие мгновения разочарований, тяжесть разлук и потерь. Так родился наш спектакль "Мы вышли в сад...".
А обратившись к богатейшему поэтическому наследию - от Шекспира почти до наших дней! - легко подметить поразительную актуальность всего того, чем жили наши собратья разных эпох, на что надеялись, что обретали и теряли, о чем с радостью или с горечью помнили - с особой остротой проявленную и в тревожный XXI век.
Буквально все, чем "болели" души Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова, Блока и иных замечательных поэтов - с особой разительностью созвучно остроте внешних и духовных конфликтов наших дней. Великие творения Бетховена, Моцарта, Чайковского, Рахманинова и их выдающихся последователей - по-разному, но с той же пытливой устремленностью - раскрывают суть этой же извечной Борьбы... Вокруг нас происходит утрата истинных ценностей духа в попытке погони за мнимыми минутными "богатствами" сугубо материального толка. Еще с библейских времен высшей Мудростью подмечено, что главная борьба Света и Тьмы идет В НЕДРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. И крайне интересно проследить, КАК ИДЕТ ЭТА БОРЬБА истинной Человечности с попытками пошатнуть твердые незыблемые устои, расшатать основы высшего предназначения Человека на Земле как высшего из созданий.
И внедрившись в суть многих, совершенно разных произведений, мы вновь и вновь открываем для себя разнообразие форм и видов этой борьбы духа - зачастую изнуряющей, мучительной, далеко не сразу дающей на все насущные вопросы "готовый ответ в запечатанном конверте"! И вникая в текст, непрерывно стремясь отыскать НЕ ПАРАЛЛЕЛИ, А "ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ" к кажущемуся понятным внешнему смыслу с детства знакомых стихов - удивляешься неожиданности открытий. Поражаешься экспрессии поиска душой высших истин в конфликтах и глобально-надчеловеческих, и затаённых, сугубо внутренних, не до конца уяснимых даже нами самими, внутри духа которых идет эта борьба...
Но самое главное в этом изнуряющем поиске - не сам результат, не сусальное "благополучное завершение", а НЕСКОНЧАЕМЫЙ ПУТЬ К НЕМУ. Именно на этом пути закаляется дух, и возрастает непримиримый "иммунитет" к Тьме. И - почти по Гёте и Пушкину! - этот тернистый путь ВАЖНЕЕ РЕЗУЛЬТАТА, который сиюминутен и преходящ, который мгновенен и вскоре сменяется новым сомнением, новым смятением духа, новыми поисками.
Наверное, именно поэтому отобранные поэтические "фрески" спектакля, отражающие вершины мировой поэтической мысли и опирающиеся на могучие "ячейки" высших достижений музыкальной драматургии - позволили выстроить спектакль именно об этом - о полном трагических противоречий пути души к Свету через борьбу с Мраком и смутами. Тема эта весьма непроста, и, по всей видимости, адресована, в первую очередь, к тем, кто устремит свою душу навстречу этому пониманию. Честно говоря, мы рады тому глубокому и умному пониманию нашего замысла, который мы встретили на вчерашнем спектакле в Епархии. Есть надежда на то, что по "прорытому нами тоннелю" пожелали и пожелают пройти люди, которых интересует и озабочивает эта проблема любой эпохи. А значит - мы найдем время и место, чтобы еще раз, другой, третий - не просто снова отыграть этот спектакль, а пройти этим путем каждый раз заново, надеясь на понимание, отклик и сопереживание тех, кто будет это воспринимать...
В течение полутора часов сменялись перед внутренним зрением публики знакомые и неизвестные «фрески спектакля», полные трагизма и сарказма: Пролог. А. Блок. «Возмездие»; И.В.Гёте. «Фауст» «Пролог на небесах». Спор Всевышнего и Мефистофеля (Перевод Б. Пастернака); А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» Сцена Моцарта и Сальери в кабачке; П.-Ж. Беранже. «Знатный приятель» («Червяк») в переводе В. Курочкина; В. Шекспир «Гамлет». Монолог Гамлета и сцена с Офелией (Перевод Б. Пастернака); Старинная шуточная английская баллада «Полдюжины булавок…» (Перевод С.Маршака); М. Лермонтов «Маскарад». Монолог Арбенина и сцена игры в карты (Арбенин, князь Звездич).
В этот моноспектакль органично вписался лирико-драматический есенинский блок: переписка С.Есенина с А.Блоком (1915 г.); две сцены из поэмы «Анна Снегина»; лирические стихи: «Письмо к матери», «Не жалею, не зову, не плачу…» и в завершение этого цикла самая трагичная, пожалуй, в творчестве русского поэта «серебряного века» поэма «Чёрный человек».
Замысел поэмы возник у Есенина в Америке. Его потряс цинизм, бесчеловечность увиденного, незащищённость человека от чёрных сил зла. В то время он писал своей жене Софье Андреевне: «Ты знаешь, Соня, это ужасно. Все эти биржевые дельцы – это не люди, это какие-то могильные черви». Но самой поэмой Есенин так яростно «ударил» «чёрного человека», так бесстрашно обнажил его душу, что даже для нашего современника очевидна необходимость суровой, беспощадной борьбы с силами зла.
Прочитанный выразительно есенинский блок с музыкальным сопровождением Л. Слоним ещё раз убедительно развенчал самую живучую и несправедливую легенду о «беспечном таланте» С. Есенина, в своё время писавшем и убеждённом в том, что «Поэту необходимо чаще думать о смерти и… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь». А. Слоним по-новому интерпретировал «Письмо к матери» С. Есенина под звуки быстрокрылой «Русской тройки» Г. Свиридова. Эта свежая захватывающая воображение мелодекламация заставила вспомнить пророческие слова Николая Тихонова, справедливо утверждавшего: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»[1].
Этот цикл завершает «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова о мимолётности нашей жизни, непредсказуемости судьбы и неразменной ценности Любви. Она стала особенно популярной после того, как Э. Рязанов включил её в действие фильма «Ирония судьбы, или «С Лёгким паром!» (1977).
Первая часть спектакля условно без антракта завершается вторым концертом для фортепьяно с оркестром Д.Шостаковича (Часть 2.) и плавно переходит ко второй, где звучит в адрес безвременно ушедшего русского поэта оценка Бориса Пастернака, угадавшего в С. Есенине моцартовское начало, «моцартовскую стихию». Во второй части чередой проходят перед слушателями до конца не разгаданные фантастические образы из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Сцена Понтия Пилата и Иешуа); трогательный образ матери В. Набокова («Мать»), для которого творчество в его длительной эмиграции сперва в Европе и потом в Америке дало ему власть над пространством и временем, способность видеть мир по-новому и самому творить его. «Эхом мира» (М. Горький) в интерпретации А. Слонима прозвучал голос А. Блока от лица тех, кого поэт назвал «детьми страшных лет России»: «Рождённые в года глухие/ Пути не помнят своего./ Мы – дети страшных лет России –/ Забыть не в силах ничего».
Всех упомянутых и воссозданных в сценарии русских и западных поэтов и писателей объединил А.С. Пушкин вершиной своей глубокой философии и «нагой» простоты. Поэтико-музыкальный моноспектакль-фантазия логично завершился пушкинским «Пророком», в котором по сей день неутихающим набатом для всех творцов звучит божественное воззвание:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
На протяжении всего спектакля сдержанно, органично, в продолжение поэтического слова, звучал коллаж из музыки величайших мастеров: И.С. Баха, Т. Альбинони, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена,
А. скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера, Д.Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, а также музыкальные импровизации Л. Слоним.
Литература, поэзия, музыка – память рода человеческого. Творцы не только те, кто пишет стихи, прозу, музыку, но и те, кто может бережно относиться к своему духовному богатству и наслаждаться им, и дышать воздухом речи и музыки, впитывать в себя все формы и проявления и дарить их окружающим людям.
|
По просьбе слушателей, А.Е. Слоним обещал повторить этот незаурядный спектакль в ближайшем будущем.
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович
|