Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
07.08.2016 / 22:17:03

Наргис Кариева: Моему дорогому отцу , Максуду Кариеву, посвящается


«Из всего сущего на земле лишь человеку свойственно обращаться мыслями в свое прошлое. Вот и решился я вглядеться в давно минувшую эпоху, насколько мне это позволило мое воображение, и нынче хочу поведать читателям все то, что предстало моему взору» - этим эпиграфом, писатель Максуд Кариев, начинал свой первый исторический роман «Спитамен» - о нашествии и завоевании армией Александра Македонского земель Согдианы.

Наверное, именно эти слова моего отца вдохновили меня мысленно обратиться в то самое прошлое, воспоминания о котором с болью отражаются в душе, в сердце и в памяти. Наше сердце, добрая память помогают нам в этом и перед взором предстают страницы нашей памяти. Воспоминания о давно минувших днях, о тех кто безвозвратно ушел из жизни, о самых сокровенных чувствах и любви к ним, помогают нам жить, ценить жизнь, стремиться в будущее.
Мои родители, два ярких и светлых луча, давших жизнь мне. Они создавали нам тот мир о котором можно было только мечтать. Листая наш, самый давний, семейный альбом, вглядываюсь в лица родителей, беззаботные лица моих братьев и моей сестры. Милые и дорогие сердцу лица. Счастливые и очень чистые глаза отца, доброе и очень умное лицо моей матери, ухоженные и воспитанные дети.
Вспоминаются последние дни моего отца, когда он мужественно боролся с неизлечимой болезнью, не жалуясь на сильные боли, терпеливо неся то бремя, которое вдруг навалилось на него. Природа наградила его титаническим терпением и выносливостью, и насколько я помню его, он никогда не жаловался на обстоятельства, возникавшие трудности в работе , а когда болел, строго следовал всем указаниям врача. Он был человек слова, умел дружить, любить и радоваться самому малому. Смертельная болезнь не сломила его, и до последней секунды своей долгой и наполненной событиями жизни, его отличали ясность ума и благоразумие, и это вызывало у меня к нему еще большее чувство восхищения и благодарности. Он не был сломлен болезнью, я долгие часы проводила у его постели и мы много беседовали о красоте жизни, быстротечности времени.
-Как коротка человеческая жизнь, неоднократно повторял он, но я все же увидел тысячу лунных ночей к своим восьмидесяти четырем годам, и я оставляю этому миру вас, мои дорогие дети, оставляю вам написанные мною книги. Его публичность и востребованность , встречи и общение со знаменитыми людьми и яркими личностями, с простыми людьми были важной стороной его жизненного пути. Он реагировал на все обращения, просьбы об оказании помощи в разрешении жизненно важных вопросов со стороны сослуживцев, друзей, близких и дальних родственников, совершенно чужих людей. Безучастность к судьбам людей было не в его правилах. Его жизненная позиция обязывала его к этому.
Журналистика для отца была делом всей его жизни. Ей он служил верой и правдой. Он был одним из самых маститых журналистов в Узбекистане. Отцу было свойственно мгновенно реагировать на те или другие крупные события. Будь то всенародные праздники, юбилеи или награждения видных деятелей науки, культуры или искусства. В ведущих газетах или журналах мгновенно появлялись его статьи и рассказы, эссе, которые отличались своей неординарностью и свойственной его перу душевностью. Помню частые встречи отца с одним из великих ученых прошлого века, академиком Кары-Ниязовым, их пешие прогулки вечерами после рабочего дня. Это было возможно благодаря тому, что наши семьи жили по соседству по улице Урицкого, недалеко от знаменитого дома, в котором жили первые преподаватели ташкентского университета (Средне-Азиатского Государственного Университета). Этот дом так и называли Дом-САГУ. Книги с дарственной надписью Кары-Ниязова бережно хранятся в библиотеке отца.
Здесь же жил и известный композитор Фаттах Назаров, который сочинял прекрасную музыку, шахматные партии разыгрывались с академиком Абидом Садыковым, особняк которого был недалеко от нас, по улице Обсерваторской.
Первым наставником отца на писательской стезе был талантливейший писатель Назир Сафаров, многое связывало отца и с Рахматом Файзи. Высоко чтил отец писателя Камиля Яшена, последние годы жизни которого были омрачены тяжелой и продолжительной болезнью. Отец часто бывал у него дома, и по просьбе Яшена привозил ему яблоки, виноград из своего сада. Его супруга, известная певица Халима Насырова бесконечно была рада визитам отца, искренне настаивала почаще навещать Устоза. Можно долго перечислять тех, с кем Максуда Кариева сводила судьба. О каждом из них отцом написана не одна страница воспоминаний.
Написав немало рассказов, повестей и три исторических романа, он планировал в конце жизни поработать над образом еще одного историческим персонажем, хотел приступить к изучению материалов освещающих жизнь и деятельность выдающегося мыслителя и философа, математика и астронома Абу Райхана Беруни.
Эту идею он вынашивал после написания им романа в двух частях об эпохе династии газнавидов – Сабуктегине, Махмуде Газнави, Маъсуде Газнави. Именно в эту эпоху крутых исторических виражей жил и совершал свои величайшие открытия великий ученый Абу Райхан Беруни. Его личность очень привлекала отца, и ему требовалось время для изучения огромного исторического материала. Трудно теперь представить какие интересные его мысли могли быть изложены в новом произведении, если бы оно было написано и сколько полезного читатель бы узнал, и как обогатились бы наша историческая наука и художественная литература.
--Как много у меня незавершенных дел, не раз повторял он. Многое я не успеваю написать, еще много я вынашиваю идей, но времени у меня не остается. Моя осень – замечательный период в моей жизни, я очень ценю это. Возраст, которого я достиг , самый совершенный, когда работать и мыслить не устаю, неоднократно я слышала из его уст.
Зрелость и огромный опыт, глубокие знания древней и современной истории заставляли его быть в постоянном поиске смысла жизни, искать пути выстраивания философских позиций. Чтение его книг и одновременно общение с ним дает мне основание говорить об этом.
Юридические знания являются базовыми в биографии отца. Окончив Юридический институт и аспирантуру, он защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал в институте один из фундаментальных предметов юриспруденции « Теорию государства и права». В соавторстве с академиком Шавкатом Уразаевым подготовил и написал учебник по данной дисциплине. Это был первый учебник по теории государства и права на узбекском языке для юридических вузов. Долгие годы он оставался единственным для пользования и изучения студентами, обучающихся на родном языке.
Не раз я убеждалась в высокой работоспособности и трудолюбии отца. Как известно, труд ученого очень скрупулёзен, пытлив и благороден. Эти и другие его качества были отработаны им на протяжении долгих лет творчества, тщательных исканий в юридических науках и постижении тонкостей журналистики. Мне кажется, что титаническая энергия , его ищущий и пытливый ум, были дарованы отцу Всевышним. Из его рассказов знаю, как часто вечерами при свечах, их родители читали своим детям (их было шестеро) книги, обучали основам священного Корана. Уроки, полученные в детстве стали прочным фундаментом его знаний, будущих достижений во всех сферах деятельности - пусть это будет юриспруденция, журналистика или литература.
Природа одарила большими талантами и старшего брата отца, Маъруфа, участника Второй мировой войны. Он был известным поэтом – песенником, талантливым радиожурналистом , а его песни до сих пор популярны. Хочу отметить также, что поэзия отца очень изысканна и лирична. Мягкость и сердечность были свойственны не только ему, но и сестрам отца.
К тому же, они были очень незаурядные люди, Муътабар и Мунавар играли на дутаре, сочиняли песни. Муътабар слагала простые стихи и отправляла их своим соседям, раздавала подругам. Мне даже доводилось ранней весной разносить ее письма со стихами соседям. Из рассказов нашей Муборак ойи, глава семьи Мухаммад–Дуст-Кори дода был очень образованным человеком, знал наизусть все ояты священной книги, умело трактовал Коран. Он не принял советскую власть и безбожие, не смог состояться в той наступившей эпохе, он остался жить в своем мире и в своих иллюзиях. Муборак-ойи была удивительная и незаурядная женщина, она много читала книг и пересказывала их своим детям, а потом и внукам. Я очень любила ее слушать, она знала много удивительных историй о жизни святых, сказок. Не один вечер моего детства был окутан таинством ее рассказов, ею придуманных замечательных сказок.
Рассказы и истории, которые поведала Муборак ойи легли в основу многих литературных произведений отца. В своей книге, под названием «Эзгуликка интилиб» мотивы рассказов Муборак ойи послужили появлению повести, которую он назвал « Онам сузлаб берган ривоятлар». Здесь и баллада о султане Ибрагим Адхаме, история путешествия цветков райского дерева джийды в Мекку и другие. Можно перечислять их долго. И не только в этой книге, но и в романе «Спитамен» отец использует рассказы матери о народных традициях, обычаях, о проведении праздника Навруз, легенду о млечном пути…Подлинная история гибели ее родного брата Таджибая Пулатова в тридцатые годы, когда в республике проводилась варварская акция освобождения женщин из-под чачвана – паранджи и вызволения из « ичкари» , для приобщения их к общественному труду и знаниям, легла в основу повести « В ночь лунного затмения». Из истории известно о яростном сопротивлении духовенства и иных радикально настроенных слоев населения, не поддержавших раскрепощение женщин Востока. Статистика того времени информировала о трагических случаях жестокой расправы над женщинами и девушками, осмелившимся освободиться из-под паранджи, выразивших стремление учиться и работать. Жестокая расправа учинялась и над лидерами движения «Худжум». Таджибай тога был одним из лидеров комсомольского движения , участником операции «Худжум», за что и расплатился своей жизнью. Молодой и очень энергичный, он только начинал свой жизненный путь и погиб от рук религиозных фанатиков. В ту ночь, когда казнили Таджибой тога, было лунное затмение. Поэтому отец свою повесть назвал «Ой тутилган тунда» ( «В ночь лунного затмения»). Тот вечер, когда Муборак ойи поведала эту историю, я очень хорошо его запомнила. Мне было почти десять лет.
Отец получал массу писем от читателей, среди которых были и восхищение, и критика , советы как следовало начать или закончить повесть или рассказ, почему судьба того или иного героя закончилась безвременно и трагически, почему не было счастливого конца. Будучи студенткой, я не раз была свидетелем обсуждения моими однокурсниками отцовских книг. В те годы на свет появилась повесть «Ойдин кечалар»(«Лунные ночи»), она была очень популярна среди молодёжи. Читатели из рук в руки ее передавали. Я держала в руках очень потрепанные и зачитанные экземпляры книг, на полях которых были высказывания и критика читателей, споры на внутренних вкладышах. Многих волновала судьба главного героя Самандара, недосказанность автора по поводу личных отношений героев повести. Отец написал к ней эпилог, в котором дал некоторые объяснения читателям в ответ на их неоднократные обращения.
В дни, когда отец так тяжело болел, у нас с ним состоялся интересный разговор о его творчестве, о героях его повестей и рассказов, о прототипах его героев. И он мне признался, повесть «Ойдин кечалар» - это его сердце. Так и сказал «моё сердце». В его исторических романах описываются интересные сюжеты, связанные с боевыми сценами, доисторическими битвами и многое другое, что очень трудно вообразить и представить. Писатель на то и писатель, что его воображение так может разыграться, благодаря его ощущениям и может быть , сновидениям. Так мне это объяснял отец, когда я задавалась такими вопросами. Увидел эту сцену во сне, проснулся и пока не забылось, быстро взялся за перо. Пусть это будет день или глубокая ночь. Максуд Кариев относился к тем необычным людям, которые живут в своем, и только в своём мире, и той глубокой внутренней жизнью, которая недосягаема для окружающих. Но плоды этой неповторимой высокой духовности выражены ярко в его творчестве, в его замечательной прозе – простой и доступной. Перечитывая его наследие, я словно беседую с ним, как бывало за столом, за чашкой чая в нашем родительском доме. Женщины в жизни отца, а они были великие – это его мать Муборак ойи и моя мама Маргубахон, каждая по своему оказали большое влияние на его судьбу, характер и жизненные позиции. Быть женой писателя – это огромный труд . А наша мама играла в жизни семьи самую главную роль, она была ее центром . Будучи филологом по профессии , она всё написанное отцом читала первой , когда еще на листе бумаги чернила не успевали подсохнуть, по-своему это оценивая, часто критически и это шло только на пользу его книгам. Обеспечить надежный тыл семье писателя ей удавалось день за днем, месяц за месяцем. Поддерживая домашний очаг, воспитывая детей, она еще и работала педагогом. Разность в характерах наших родителей была очевидна. Отец был очень закрытый и немногословный человек, очень корректный и сдержанный в проявлениях своих чувств, мама же была открытой миру и общительной, жизнерадостной и светской женщиной.
На ней держался наш дом и все родственные отношения. Мама была тем человеком, от которого исходил свет, для нас, детей, она была тем центром мира, без которого не представлялась наша жизнь. Требовательность к нам и строгость в воспитании со стороны мамы и определяли нашу степень ответственности к учебе, работе , людям , родственникам и друг другу. Она умела выстраивать отношения с каждым из нас.
От природы она была необыкновенной красоты, обладала веселым нравом, родилась и выросла в семье, где воспитывалось десять детей, она была шестым ребенком. Отсюда ее общительность, терпеливость и широта души. Она была очень гостеприимна и хлебосольна. И более всего ее отличало высокое благородство и доброта. К великому сожалению, она ушла из жизни раньше отца, тоже после продолжительной болезни. Отец как-то отметил, что благодаря именно ей, супруге, судьба сложилась так, как это было предначертано Всевышним, я состоялся тем кем стал, достиг тех высот, каких заслужил. Маргуба и Максуд, имена созвучные и в переводе с персидского обозначают желанный и желанная!
Лейтмотивом всех произведений отца было самое сокровенное чувство - любовь, любовь к матери и отцу, любовь к семье, любовь мужчины и женщины, любовь к человеку, любовь к нашей Родине. Он был и остался для всех нас самым дорогим и незабываемым человеком.


Наргис КАРИЕВА , дочь





Другие материалы рубрики

06.08.2016 / 11:12:55

Стихи – застывшее мгновенье на холсте

Рубрика "Поэзия" 2 номера журнала "Звезда Востока" открывается философско-лирической подборкой "Стихи – застывшие мгновенья на холсте" Алексея Гвардина, прекрасно владеющего словом и обладающего особым интересным видением мира Далее...

03.08.2016 / 20:56:43

"Сандро из Чегема", или "Дворянин с чегемского двора" Фазиль Искандер

Литературный мир понес невосполнимую утрату. В минувшее воскресенье не стало известного поэта и прозаика Фазиля Искандера (1929-2016). Он умер 31 07 16 на 88-м году жизни на своей даче в подмосковном Переделкино во сне. На родине писателя, в Абхазии, был объявлен траур, приспущены флаги, телерадиокомпании отменили развлекательные передачи. По желанию родных, писателя похоронили на Новодевичьем кладбище Далее...

13.07.2016 / 14:35:14

Горячий шелест лета

Зелёный мяч летает в облаках. И волны пенятся у берега беспечно. Песочные часы в босых ногах Отмеривают знаки Вечности. Далее...

28.06.2016 / 20:32:13

Андрей СЛОНИМ "И Я ПРИДУ НА УЛИЦУ СВОЮ…" (цикл стихотворений)

…И я приду на улицу свою – Ту, прежнюю, которой нет желанней. Я встречусь с тем, чему я отдаю Стремительный порыв воспоминаний. Далее...

25.06.2016 / 00:26:44

И снова о книге воспоминаний об Александре Файнберге "Лист с неровными краями…"

Александр Файнберг (1939-2009) – автор 15 поэтических сборников, изданных в Ташкенте, Москве и Санкт-Петербурге. Они увековечили память большого мастера слова. Далее...





26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте